Невзирая на пиар-усилия лидеров когда-то наиболее мощной национал-демократической силы, все разговоры об объединении Руха остаются разговорами, а в реальности создается впечатление, что бездна между двумя официально зарегистрированными руховскими организациями — УНР (лидер Юрий Костенко) и НРУ (лидер Геннадий Удовенко) становится все более глубокой.
До сих пор, говоря о расколе РУХа, принято было говорить только о двух вышеуказанных образованиях на базе структуры, возглавляемой Вячеславом Чорновилом. Но то был раскол «верхов». Достаточно большая часть рядовых руховцев, так и не поняла что же на самом деле случилось в феврале прошлого года, и осталась на обочине теперь уже «дворуслого» партийного процесса.
Учредительное собрание, которое состоялось в субботу, по словам его организаторов, по инициативе «представителей низовых руховских структур, которые не определились в процессе раскола», дают основание говорить о создании так называемого «третьего Руха». Хотя задекларованной целью съезда около 600 делегатов со всех регионов Украины, объединенных названием «За единство Руха» должно было стать «восстановление единой руховской организации». По словам сопредседателя Комитета «За единство Руха» Богдана Бойко, народного депутата Украины, члена фракции (но не партии) НРУ, на протяжении года он вел переговоры об объединении с руководством обоих Рухов, но это не дало никаких результатов. «Мы хотим, чтобы был единый партийный список, чтобы Рух определился с союзниками», — сказал он, добавив, что при этом могут быть проблемы в вопросах блокировки с другими политическими силами. По словам Б.Бойко, «избиратели Украины не выдержат трех Рухов», и если руховцы не смогут объединиться, то они должны уйти с политической арены. В соответствии с опросами, на сегодняшний день следствием раскола является то, что за НРУ готовы проголосовать на 40% меньше избирателей, чем в 1998 году.
Показательно, что на съезд по поручению своего лидера прибыли представители только НРУ Г.Удовенко, присутствие которых в президиуме, судя по реакции зала, очень вдохновляло членов новообразованной организации. О УНР Ю.Костенко на съезде почти не вспоминали, хотя, со слов пресс-секретаря НРУ Дмитрия Пономарчука, по его приблизительным расчетам на съезде присуствовало около70% членов организации Ю.Костенко.
За день до съезда «День» поинтересовался мнением о его проведении у лидера УНР Юрия Костенко. Его ответ не свидетельствовал о поддержке благородной инициативы так называемых низовиков. «Создавать новые общественные организации, как бы красиво они не назывались, — это только усложнять процесс объединения», — сообщила «Дню» позицию Юрия Костенко пресс-секретарь партии Ирина Лукомская (Костенко, по ее словам, болел). Однако напомним, что УНР Костенко не присоединилась и к другой объединительной инициативе, где о создании новой структуры речь не шла, — блока ПРП—НРУ— КУН. На предложение нескольконедельной давности присоединиться к объединительному процессу национал-демрократов, напомним, Костенко ответил, что должен проконсультироваться с партией «Батьківщина». Однако блок ответа от УНР до сих пор не получил, а поэтому можно предположить, что переговоры еще продолжаются, сказал «Дню» Александр Лавринович.
В интервью корреспонденту «Дня» председатель Всеукраинской организации «Единство- 2000», сопредседатель Комитета «За единство Руха» народный депутат (внефракционный) Георгий Филипчук заявил, что ему известна точка зрения отдельных представителей Украинского Народного Руха на их образование, и она кажется ему некорректной, потому что сразу выдвигаются обвинения: это — Рух, который создается под Президента. «Рух никогда не должен стесняться сотрудничества с Президентом, — заявил Г. Филипчук. — Мы практически взяли себе на вооружение идеологию 1989 года, когда были в безгосударственном пространстве, и когда борьба с коммунистами и властью, которая не была властью украинского государства, была абсолютно оправдана. Когда мы живем сегодня в государственном пространстве, мы вдруг позволяем себе абсолютно необоснованные оппозиционные варианты и даже персонифицированные оскорбления относительно Президента, вместо того, чтобы искать и политический компромисс, и конструктивное сотрудничество». Именно поэтому, по мнению народного депутата, одним из важнейших заданий, которые ставит перед собой новое образование есть борьба «за украинскую сильную власть».
Что касается конкретно объединения Руха при условии «неконструктивной» позиции УНР, то Г.Филипчук ответил, что после создания интеграционного поля из всех обломков когда-то единого Народного руха «можно будет выходить на близкие по идеологии и политическим спектрам организации, то есть создавать блок для будущей избирательной кампании. Если они (УНР. — Авт. ) или мы не будем вместе, то они или мы будем вместе с кем-то другим».
Присутствующий на съезде заместитель председателя НРУ Вячеслав Коваль высказал убеждение, что НРУ готов к объединению. «То, что здесь присутствуют делегаты изо всех областей Украины, дает основание говорить о том, что мы сможем к 2002 году выйти мощной монолитной организованной силой», — заявил он и пожелал, чтобы близкие к Руху партии как можно быстрее встретились на объединительном съезде. Убеждение в наиболее быстром объединении Рухов (НРУ и новообразованной организации) высказала также заместитель председателя НРУ, народный депутат Украины Лилия Григорович.
Накануне съезда член фракции НРУ Александр Лавринович, недавний переход которого из костенковской в удовенковскую фракцию вызвал массу слухов о возможной смене лидера в НРУ, по поводу съезда «низовиков» высказал надежду, что «этот процесс завершится тем, что после создания новой общественной организации она за короткое время станет составной частью Народного Руха Украины, который таким образом сможет возвратить в свои ряды значительную часть потерянных членов».
В конечном счете, учредительное собрание низовых руховских организаций приняло решение о создании политической партии под названием «Народный Рух Украины за единство». И поскольку речь об избрании единого лидера «новые руховцы» считают целесообразным вести только после объединения трех Рухов, то пока что сопредседателями были избраны Богдан Бойко, Георгий Филипчук и народный депутат, член фракции НРУ Эдуард Креч. Съезд также избрал другие руководящие органы — центральный провод, секретариат, утвердил руководителей краевых организаций, а также программу и устав партии.