Геополитическое положение Украины является «альфой» и «омегой» всех ее исторических бед и катаклизмов. Она, словно тот праведник, распята на карте Европы неизвестно за какие грехи и веками находится под магнетическим влиянием, читай — принуждением: Запада (от переменчивых исторических ветров это были соответственно разные государственные образования); Юга в образе Турции; Востока в виде Российской империи.
Если влияния Запада и Юга в зависимости от исторических обстоятельств претерпевали изменения и конфигурации, то влияние России ВСЕГДА было и до сих пор остается доминантой. Независимо от того, влияние ли это российского царя, императора, советского генерального секретаря, президента или независимой Российской Федерации — оно остается мощным и почти безапелляционным. Такая «прививка» относительно Украины сегодня возведена для простых россиян чуть ли не на уровень их безопасности и целостности: будет Украина с нами — будет и Россия.
С позиции российских историков, которые уже давно ссылаются на неточные «переписанные» и сфальсифицированные источники (древние монастырские киевские рукописи по чьему-то злому умыслу пропали) дают им право утверждать: Украина — ни что иное, как часть России. Так это или нет, сродни вопросу: что первым появилось — яйцо или курица? И никакие самые широкие диалоги по «устраиванию» общей украинско-российской истории, уверен, не дадут результатов. Причина одна: Россия никогда не откажется от роли доминирующей в украинско-российских отношениях. И даже не потому, что она этого так сильно хочет. Она физически, геополитически, даже генетически не способна воспринять другие варианты. Почему? Да потому, что Россия БОЛЬШАЯ! Переведите это мысленно на уровень сосуществования планет, и ситуация станет понятной. Вот в чем беда геополитического соседского расположения Украины рядом с Россией. Была бы Украина где-нибудь за границами Польши, в глубине Европы, и мы стали бы свидетелями абсолютного другого развития нашего государства. Но все это, конечно, фантазия и не больше. Что же тогда нам, удерживаемым магнетическим притяжением, остается делать? Без надежды надеяться? Нет.
Во-первых, на мой взгляд, внутри самой Украины должна появиться «критическая масса» (употребляю это как физический термин) людей, которые ОСМЫСЛЕНО ХОТЯТ СВОЕГО ГОСУДАРСТВА. Искренне, самоотверженно, до самопожертвования. На создание такого количества людей, используя нынешнюю, пусть относительную независимость, должны работать все государственные механизмы. Мы должны осознавать, что на недопущение появления такой «критической массы в Украине» уже давно работает Российская империя и ее спецслужбы. «Война за души» продолжается не одно десятилетие, даже столетие. И это видно невооруженным глазом.
Таким образом, «первый кит» нашей зависимости — это ДУХОВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ. Составляющими ее являются, прежде всего: вера, язык, культурологическая идентичность.
Вера — константа объединительная. Но она при определенных «вмешательствах» может приобрести и противоположную, разъединяющую силу. В примере с нами это препятствование украинству иметь свою поместную церковь. Чем успешнее и конкретнее мы будем реализовывать на практике эту попытку, тем более агрессивными будут действия Православной церкви Московского патриархата. Недавний долговременный визит Патриарха Кирилла в Украину самое яркое тому подтверждение.
Чем скорее украинское общество, готовое строить свою независимую жизнь, осознает, что без связывающей миссии украинской поместной церкви Украина не состоится, тем реальнее будет наше продвижение по пути настоящей, а не декларируемой независимости.
Следующее: язык. Не хочу повторять аксиом, которые всем известны. И все же основную назову: без языка нет нации. Не потому что кто-то так хочет, а потому что так есть априори. Недоброжелателям, осознающим силу и неоспоримость этой истины, остается одно (относительно Украины) — всячески поддерживать развитие языка «альтернативного», сдерживающего рост языка формирующего нацию.
Борьба против украинского языка «подается» под красивыми лозунгами — равенства прав нацменьшинств, русскоязычного населения, предоставления русскому языку особого статуса, желательно — государственного. В том, что это спланированное «имперское наступление», можно убедиться по одному фактору: почему-то никакие представители других национальностей, кроме россиян, «не чувствуют» ущемлений своего языка и своих прав в Украине. Ответ прост: у других народов нет относительно нашего государства имперских амбиций. Хотя «расслабляться» и на западном или южном направлениях тоже было бы неправильным.
Культурологическая составляющая. Тот культурный пласт, который Украина закладывала веками — одно из самых больших ее неоспоримых достояний. И с ним бороться нашим недоброжелателям труднее всего. Скажите, ну как ты «повоюешь» против энергетически могущественной украинской песни?! А против лучших образцов украинского юмора, живописи, музыки, кино, архитектуры, народных промыслов?!
Вот здесь «включается» уже, я бы сказал, не оружие, а «антиоружие» — любовь. Нас за нашу неповторимую культуру любят. Мило, наивно, со слезами на глазах, между тем не забывая лишний раз напомнить «об общих корнях» и о том, что все эти достояния, оказывается, не только наши, они принадлежат еще кому-то... Попробуй на такую «любовь» ответить чем-то другим. Нелогично как-то получается. А тут еще и манкурты, освоившиеся комфортно на российских землях, прибавляют свое: мол, «мои корни из Полтавщины, что делим-то, братья-славяне?»
Парадокс — в отношении россиян к украинцам и белорусам слова «брат» и «сестра» приобрели какой-то предостерегающий оттенок. Ко всем другим они воспринимаются нормально: почувствует ли для себя дискомфорт немец, болгарин или румын ли, если его в Москве назовут братом? Совершенно никакого. Поэтому, наверное, братьями их мало кто там и называет, обычно — друзьями или недругами.
Составляющей культурологической идентичности должны бы стать и наши отечественные СМИ. Они сами по себе уже являются «энной музой», а еще параллельно выполняют «психомагическую» миссию, влияя на массовое формирование сознания. Особую роль среди СМИ в нынешние времена взяло на себя телевидение: этакий сеанс массового гипноза. Попытка некоторых «псевдодемократов» смотреть на отечественные СМИ исключительно через «очки продвинутых демократий мира» значит не чувствовать угрозы, которую они, доморощенные СМИ, могут нанести молодому, неокрепшему организму собственного государства.
Конституционные полномочия относительно регулирования сферы электронных СМИ в нашем государстве возложены на единственный орган — Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания. От него напрямую зависит информационная безопасность государства. К сожалению, за все годы своего существования этот коллегиальный орган так полностью и не осознал своей «защитной миссии» в плане сбережения моральных, исторических, культурных ценностей нации.
Национальный совет, новая государственная институция, за несколько лет растерял авторитет среди тех телерадиокомпаний, которые сам и лицензировал, создав таким образом необычайно «комфортные условия» для их деятельности. Национальным советом до сих пор не найдена эффективная формула отношений с телерадиовещателями. Они, эти отношения, сведены к составлению не подкрепленных нормами отечественного законодательства всяческих меморандумов и хартий, которые существуют разве что для «усыпления» бдительности общественности и руководства государства относительно деятельности самого Национального совета.
До того времени, пока сама украинская общественность, государственные руководители не осознают большую роль и значимость, отведенную Нацсовету по телерадиовещанию, до тех пор его деятельность будет оставаться малоэффективной. Это, знаете, как оружие, которое лежит на складе и ржавеет. В то время как информационная война в украинском телерадиопространстве продолжается уже не один год.
Должны быть изменены основополагающие принципы формирования самого состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания: из политически-целесообразного органа он должен превратиться в общественно-моральный. Членами Национального совета должны быть моральные авторитеты нации, которым собственное имя и статус в обществе важнее политической конъюнктуры или личной выгоды.
Реформы требует и другая идеологическая сфера — печатные СМИ.
Государственный комитет по телерадиовещанию, до сих пор находящийся в «подвешенном состоянии» относительно своих настоящих логичных полномочий, должен уступить опеку печатными СМИ и книгоиздательствами специально образованному для этого компетентному органу.
Также роль самого государственного телевидения в Украине, параллельно с созданием общественного, убежден, должна увеличиваться. В этой своей позиции я утвердился особенно во время освещения отечественными электронными СМИ визита Патриарха Кирилла в Украину. Умышленно или нет, но почти все они стали на сторону не своего, национального интереса, а заняли «позиции» в противоположном лагере, восторженно и однозначно освещая ход Патриарха, главы церкви соседнего государства.
Единственным каналом, осознавшим свою непростую миссию в этот момент, был государственный Первый Национальный телеканал, хоть как-то уравновесивший патетику своих коммерческих телевизионных коллег, большинство из которых, к слову, наделены Национальным советом по телерадиовещанию высоким статусом — национальных телевещателей.
Отечественная пресса тоже особо «не отстала» от своих телевизионных коллег. Многие издания, особенно те, которые имеют русско-украинский корень, по большей части единогласно-однобоко подошли к освещению событий празднования Дня Крещения Руси.
Возникает непростой вопрос: если слово — оружие (думаю, никто с этим спорить не будет), то в чьих тогда руках (на нашей территории) это «оружие» находится и против кого оно направлено?!
Вторым «китом» нашей зависимости, безусловно, является ЗАВИСИМОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ.
На эту тему логичнее подискутировать экономистам, не смею отбирать кусок хлеба, да и аргументов для дискуссии у них, бесспорно, намного больше. И все же, поскольку этот важный фактор есть среди моих «трех китов зависимости», дерзну коротко обрисовать собственные соображения и на этот счет.
Мы считаем себя демократическим государством. Так о нас говорят и за границей, особенно учитывая «постсоветский фон». И все же, спрашиваю я, осознает ли нынешнее демократическое общество настоящую ситуацию с экономической составляющей в Украине?
О некоторых «неладах» в этой сфере мы узнаем в основном во время «разжигания» каких-то экономических скандалов. Так было, например, с печально известной компанией «РосУкрЭнерго». Нам просто вынуждены были «приоткрыть» завесу. И общество в который раз убедилось в непрозрачных экономических схемах, получившие «благословение» в высших столичных кабинетах власти...
В плане экономической составляющей (в отличие от политической) украинскому обществу уготована роль молчаливого наблюдателя. Разве что некоторые одиночные проукраинские общественно-политические и экономические издания подадут «дозу» рассекреченной или «перехваченной собственными источниками» информации. Но всегда ли даже эти материалы анализируются на высшем уровне? Становятся ли они причиной остановки тех или иных махинаций?!
Для меня, например, «лакмусовой бумагой» безопасного развития отечественной экономики было бы объявление открытых честных тендеров на строительство дорог в Украине. Наши дороги, учитывая вложенные в них средства, уже должны были бы быть не золотыми — платиновыми. Об этом не пишет и не говорит разве что очень ленивый. А я, как и миллионы соотечественников, хочу не дорогих, а качественных дорог.
Родное государство, дай нам, своим гражданам, такое счастье: ездить, наконец, по нормальным отечественным дорогам! И не час-два под Киевом, а везде, до любого, даже самого маленького населенного пункта Украины. Что для этого нужно? Деньги? Нет! Нормальное прозрачное инвестирование. И желающие построить качественные дороги за свой счет в Украине выстроятся в очередь.
О газотранспортной системе Украины, как чуть ли не о единственном настоящем экономическом факторе нашей независимости говорить не буду. Об этом, кажется, уже знают все. Хотя, опять же — кажется...
И, наконец, «третий кит» нашей зависимости — ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Первые два «кита» (духовность и экономика) напрямую влияют как друг на друга, так и, бесспорно, на «третьего кит» — обороноспособность, защитную уверенность государства.
Представьте себе на минуту, что Российская Федерация окончательно откажется демаркировать границу между нашими странами или проявит свою «последовательность» в игнорировании украинских интересов в Крыму и не выведет свой флот из Севастополя до 2017 года, тем самым нарушив основы нашей Конституции? Что будем делать?..
Чтобы такая ситуация не произошла, активность украинского МИД уже сегодня по этому вопросу абсолютно оправдана. Не забывайте еще и о мощи «пятой колонны» внутри страны, которая готова «сдать» наше государство хоть завтра.
А российский «след» в украинских избирательных технологиях?! А выделенные деньги под обещанные «гарантии»! Можно лишь догадаться, что эти «гарантии» однозначно граничили и будут граничить со сдачей украинских позиций. Причем и «левые», и «центристы», и некоторые «лжеправые» охотно воспользуются российской финансовой поддержкой, чтобы удержаться у власти или добраться до нее, предмета мечтаний...
Так что же делать? Спрашиваете вы и спрашиваю я сам у себя...
Главное — понимать серьезность угрозы, нависшей над нашим государством. Это уже немало. А еще — нужно из всего этого сделать надлежащие выводы.
И как можно скорее.
Следующее: раз и навсегда понять — бесправного возвращения назад, в Россию, быть не может. Нужно приложить мудрость, талант для того, чтобы Россия стала нашим дружественным соседом и партнером, в такой же степени, как и любое другое государство, где есть украинские интересы.
Третье: быть активными. Каждому. Пассивность сегодня сродни предательству! Реализуйтесь, как бы тяжело это не было делать. Группируйтесь и боритесь!
Верю, что сказанное нашим украинским Пророком через века: «Боритесь — поборете!», — сегодня, как никогда, должно быть услышано и воспринято сердцем каждого гражданина неповторимого государства с гордым именем — Украина!