Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Трудный сосед на трудные времена

Новая повестка дня для Украины и избирательный процесс в России
27 сентября, 2011 - 19:59
УЧАСТНИКИ МИТИНГА «Я ЗА РОССИЮ БЕЗ ПУТИНА» В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ 25 СЕНТЯБРЯ 2011 ГОДА / ФОТО РЕЙТЕР

Выдвижение кандидатуры Владимира Путина на пост президента России не является изолированным фактом событий в соседней стране. Налицо не только консервация сложившейся системы управления под названием «управляемая демократия», но и дальнейшее усиление кланово-олигархической системы. При этом количество кланов и олигархических групп постоянно уменьшается за счет выдавливания несогласных или потенциально несогласных, также поглощением более податливых. И никого в Москве не настораживает, а по большому счету и не интересует, к чему приводит, такой стиль управления страной. Еще советская, а вслед за ней и российская правящие элиты руководствовались принципом французского короля Людовика XV — после нас хоть потоп. Нелишне напомнить к каким последствиям привело следование этому принципу для сына этого короля. Свой земной путь он закончил на плахе в Париже под улюлюканье толпы.

Нам в принципе не может быть безразлично, что происходит у наших соседей. И это понятно, потому что в любом случае как-то отразится на нас. Тем более мы должны быть очень внимательны, даже можно сказать, бдительны, в отношении событий у соседа северного. И здесь очень важно, как поведет себя в таких непростых условиях наша власть.

Во-первых. Нас ожидает политика диктата и демонстрации силы как в прямом, так и в переносном смысле. Экспансионизм, различные формы давления, в том числе военного, поддержка сепаратистов подлинных и мнимых, торговые санкции вплоть до эмбарго — далеко не полный перечень того, к чему будет прибегать Белокаменная в своей политике на украинском направлении. Несговорчивость Москвы в газовой проблеме есть только легкая демонстрация того, с чем нам придется столкнуться в ближайшее время.

Во-вторых. Ужесточение политики России произойдет не только на украинском направлении. Это произойдет везде. От Вашингтона до Брюсселя и других европейских столиц. Но еще важнее то, что произойдет в восточной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. Там происходит такая значительная перегруппировка сил и центров влияние, что прогнозировать развитие событий даже на ближайшую перспективу не представляется возможным. Однако в любом случае Россия будет пытаться сыграть в унисон с эмиратами Персидского залива и Саудовской Аравией. Все это будет происходить на антиамериканской и в несколько сглаженном виде, антизападной волне. И это с другой стороны непосредственно коснется Украины. Проблема окончательного выбора в ближайшие недели станет перед нашим руководством во весь рост. Со всем арсеналом средств воздействия с российской стороны, упомянутыми выше. Но дело в том, что и наши западные партнеры гораздо настойчивее, чем раньше, будут требовать от нас не виляний в виде пресловутой многовекторности, а четкого определения и, самое главное, действий в декларируемом направлении.

Положение действительно сложное, но не следует впадать в панику или отчаиваться. Для начала нужно пресечь какие-либо капитулянтские настроения и тем более действия. В отношениях с Москвой всегда действует принцип: коготок увяз, птичка погибла. К компромиссу нужно стремиться, но к компромиссу действительному, паритетному, а не односторонним уступкам, причем, всегда с украинской стороны. И не нужно отчаиваться от неуступчивости соседа. Она обратно пропорциональна нашей твердости.

Если уже сейчас нам угрожают и реально осуществляют торговые санкции и начинают торговые войны, значит нужно начать переориентацию внешнеторговых связей, искать новые рынки и партнеров, чтобы не быть застигнутыми врасплох. Если в Москве увидят такую подготовку и нашу незначительную уязвимость, то и прибегать к эмбарго и прочему из этого арсенала поостерегутся. Кстати, так было уже со странами Балтии. Угрожали разорвать связи, переориентировать транспортные потоки, а когда увидели, что в Риге, Таллинне и Вильнюсе к такому повороту приготовились, то и ничего не сделали. Как шли российские грузы через прибалтийские порты, так и идут, никаких связей не разорвали, более того, взаимная торговля только возросла. Готовится главный санитарный врач России запретить поставки украинского сыра в Россию, так не нужно ждать, когда гром грянет, а потом креститься. На Южном Кавказе с удовольствием будут покупать наше продовольствие. Об этом недавно автору говорили в Баку. И будут платить, ведь деньги у них есть.

И последнее, но самое важное. Если власть намерена не на словах, а на деле отставить наши национальные интересы и занимать в переговорах с соседом твердую позицию, то должна быть обеспечена необходимая общественная поддержка. В отстаивании национальных интересов, защите от посягательств на нашу независимость необходима политическая консолидация власти и оппозиции. Разброд и шатание, борьба внутренняя ослабляет возможности на внешнем фронте. Мы не случайно употребили этот термин. Это не преувеличение, а констатация фактов. Если наш северный сосед предпочтет в отношениях с нашей страной именно такие формы, то это настоящий фронт. И не нужно лицемерно закрывать глаза и делать вид, что этого нет. Кстати, и до соседа быстрее дойдет, если он будет понимать, что Украина тверда и едина в отстаивании своих интересов. А потом между собой мы как-нибудь разберемся. Поймет эту простую истину власть и оппозиция и любые катаклизмы у наших соседей нам не страшны. А если нет, то читайте Грушевского и Аркаса. Там все написано.

КОММЕНТАРИИ

«ПУТИНСКУЮ МОДЕЛЬ УКРАИНСКАЯ ВЛАСТЬ МЕЧТАЕТ ВНЕДРИТЬ И В УКРАИНЕ»

Юрий ШВЕДА, политолог, доцент Львовского национального университета им. Ивана Франко:

— Думаю, что за выборами в России придирчиво будет наблюдать в первую очередь украинская власть, ведь в своем поведении (даже в мелочах) она выразительно пытается подражать российскому истеблишменту. Путинскую модель так называемой управляемой демократии украинская власть мечтает внедрить и в Украине, поэтому для нее опыт реализации российского сценария «выборов без выбора» будет лишним подтверждением их универсальности. Однако такой сценарий является абсолютно неприемлемым для Украины, которая прошла путь гражданского самоутверждения и консолидации на президентских выборах 2004 года. Думаю, те, которые толкают украинского Президента к такому наследованию, либо до сих пор так и не поняли, что Украина — не Россия, либо делают это полностью осознанно, добиваясь полной его дискредитации и экстремального заострения внутриполитической ситуации в государстве.

«САМЫМ ВЕСОМЫМ ПУНКТОМ ДОЛЖНА СТАТЬ БДИТЕЛЬНОСТЬ И АДЕКВАТНОСТЬ РЕАКЦИИ НА ПОПЫТКИ ПРОВОКАЦИЙ»

Игорь ГУЛИК, политический эксперт, Львов:

— Обычно во время выборов в соседнем государстве пользуются округлой дипломатической формулой о внутренних делах страны, где происходит электоральный акт. Однако в случае России этой схемы недостаточно, поскольку местный политикум достаточно успешно применяет метод «маленьких победных войн» для получения власти. То есть, что не выборы, как Москва начинает разыгрывать ту или другую внешнюю карту (чеченскую, грузинскую, украинскую), втягивая таким образом окружающую среду в свои внутренние дела. Поэтому, как по мне, в повестке дня Киева во время избирательного процесса в РФ первым и самым весомым пунктом должна была бы стать бдительность и адекватность реакции на вероятные попытки провокаций. Они могут быть разными: начиная с испытанных «газовых атак», что достаточно актуально, невзирая даже на оптимистичные фразы постзавидовской «оттепели», и заканчивая вполне «горячими» конфликтами наподобие Тузлы. А еще в перечне — языковой вопрос (поскольку именно в настоящий момент некоторым нашим слишком усердным парламентариям «приспичило» проталкивать проект закона о региональных языках), торговые войны (их может спровоцировать присоединение Украины к зоне свободной торговли с ЕС). Фантазии кремлевской команде не занимать. А поэтому следует быть начеку.

Что же касается последствий российских выборов, то, думаю, никого уже не стоит убеждать, что они уже состоялись во время съезда «Единой России». И, главное, дали понять, что надеяться на преференции для Украины от «либерала» Медведева не стоит, ровно же как и на какое-то особо предвзятое отношение Путина. Потому что тандем оказался в действительности инструментом для сохранения власти в руках известных лиц как можно дольше: с помощью рокировок, смены ролей, перестановки кресел. Выборами, конечно, здесь и не пахнет. Вот только бы в повестке дня украинской власти в связи с этим не возникло искушения и себе организовать похожий «междусобойчик».

«СЕГОДНЯ РЕАЛЬНО ПРОТИВОСТОЯТЬ «ПРИНУЖДЕНИЮ К ДРУЖБЕ И БРАТСТВУ»

Владимир ГУЛИМА, руководитель Центра исследования проблем регионального и международного сотрудничества, Львов:

— Официальное обнародование намерений премьер-министра Российской Федерации Владимира Путина баллотироваться в президенты России не стало сенсационно неожиданным, а только сбросило нелепую драпировку, в которую российская власть стыдливо куталась последние четыре года.

Высокая вероятность подобного развития событий начала обсуждаться еще в декабре 2007-го, следовательно, украинская повестка дня, тем более — действующей власти, вряд ли формировалась без учета такой перспективы. Поэтому она, очевидно, не нуждается в радикальном пересмотре, хотя и не исключает внесения определенных корректив.

Сегодня реально противостоять «принуждению к дружбе и братству» Украина может лишь имея в активе подписанные до завершения председательства Польши в ЕС соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Европейским Союзом, что зависит от способности избранной нами элиты не размениваться на мелкое сведение политических счетов и обеспечить принятие европейским сообществом судьбоносного для нас решения.

В другом случае будем иметь второй «Бухарест-2008», когда благодаря стараниям внешнеполитических союзников Кремля очутились вне НАТО. В настоящее время те же союзники уже пытаются помешать заключению жизненно важных для Украины соглашений, выдвигая надуманные обвинения и прибегая к мелким придиркам. Следовательно, начало избирательного процесса в России должно стать фактором корректировки планов власти в сторону обеспечения прочности позиций Украины в будущем диалоге, который, несомненно, будет характеризоваться безапелляционной настойчивостью нашего северного соседа.

«ЛЮБЫЕ ВЫГОДНЫЕ ДЛЯ РОССИИ ДОГОВОРЕННОСТИ БУДУТ ФИКСИРОВАТЬСЯ «НАВСЕГДА»

Олесь СТАРОВОЙТ, депутат Львовского областного совета:

— Последние заявления, озвученные на съезде «Единой России», указывают, что в России происходит консервирование существующего режима. Поэтому, выстраивая взаимоотношения с Российской Федерацией, и власть, и оппозиция должны понимать, что любые выгодные для России договоренности будут фиксироваться «навсегда». Поэтому заключение подобных соглашений по газу (Тимошенко) или по флоту (Янукович) в дальнейшем недопустимо. В МИД Украины должны выстроить новую перспективную стратегию взаимоотношений с РФ.

«УКРАИНА ДОЛЖНА ДОКАЗЫВАТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО СЕБЕ СПОСОБНОСТЬ НА САМОДОСТАТОЧНУЮ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ»

Игорь ТОДОРОВ, профессор кафедры международных отношений и внешней политики ДонНУ, заместитель директора Центра международной безопасности и евроатлантического сотрудничества, Донецк:

— Неужели в России есть избирательный процесс? Назвать абсолютно очковтирательное явление избирательным процессом — некорректно, потому что предварительно результат известен. И авторитаризм в России будет только усиливаться. Поэтому какой-то новой повестки дня в связи с т.н. «избирательным процессом» в России Украине не нужно. Впрочем, стоит повышать бдительность и заботиться о собственных национальных интересах. Не должно быть иллюзий, что Россия в действительности откажется от втягивания в Таможенный союз или другие постсоветские объединения со своей гегемонией, безболезненно допустит заключение соглашения об ассоциации с ЕС и не будет посягать на нашу газотранспортную систему. Потому что это исключено по определению имперской сущностью нашего соседа. Соответственно, Украина должна доказывать прежде всего себе собственную способность на самодостаточную государственность, а также — нашим партнерам на Западе, что потеря ими Украины не улучшит их безопасность, а наоборот.

«СУЩЕСТВУЮЩАЯ РИТОРИКА ОТНОСИТЕЛЬНО НАС СОХРАНИТСЯ НА ВСЕХ УРОВНЯХ»

Михаил НАХОД, председатель Центра политического анализа и избирательного консалтинга, Луцк:

— С моей точки зрения, в Украине в связи с событиями в России ничего не изменится. Не заметно, чтобы в России к власти могли прийти новые политики, которые бы мыслили по-новому, действовали по-новому. Сохранят свои позиции даже такие одиозные лица, как Жириновский и Затулин, которые в своей политике обращают на Украину особое внимание. Поэтому существующая риторика относительно нас сохранится на всех уровнях. То что бы могло измениться в Украине? А ничего. Субботняя встреча нашего президента и лидеров России — это лишь небольшая уступка со стороны соседнего государства. Ведь там хорошо понимают, что внешняя политика Украины все же будет тяготеть к Европе, а не к своему восточному соседу. Поэтому Россия принимает решение без лишнего давления продолжать добиваться того, что ей нужно. Нас будут соблазнять маленькими уступками в газовой сфере, будут заманивать на российский рынок и т. п.

«ПРИБЛИЖЕНИЕ ВЫБОРОВ ДЛЯ УКРАИНЫ ОЗНАЧАЕТ УСИЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ КРЕМЛЯ»

Андрей ДЕНИСЕНКО, сопредседатель общественной организации «Гражданский актив Днепра», Днепропетровск:

— Приближение выборов в России, на которых дуумвират Путин — Медведев собирается закрепиться у власти на длительный срок, для Украины означает усиление давления Кремля. Российская власть стремится вернуть Украину в сферу своего влияния. От первых лиц России зависит стиль общения на внешнеполитической арене, в том числе со странами СНГ. Медведев, в силу своего воспитания, социальной среды, — более либеральный политик, чем Путин, который является человеком жестким, с имперским мышлением. Считаю, что сразу после президентских выборов Россия перейдет в наступление на государства, которые она считает своими каноническими территориями. Вообще, то, что происходит сейчас в России, демократией назвать нельзя. Правящий там дуумвират — это непотизм в чистом виде. Подобное мы могли видеть в странах Латинской Америки, где диктатор окружал себя родственниками и людьми из своего политического клана. На постсоветском пространстве это тоже можно наблюдать, например, в Средней Азии или на Кавказе. Действительно, Нурсултан Назарбаев в Казахстане бессменно правит двадцать лет, а в Азербайджане Гейдар Алиев передал власть своему сыну по наследству. Возможно, это и так, но ни Казахстан, ни Азербайджан с Украиной не граничат, они не имеют к нам территориальных претензий и безоговорочно признают нашу государственность. С Россией — совсем другое дело. Поэтому нам не все равно — Украина не может оставаться безразличной к тому, что происходит у наших соседей.

«УКРАИНУ ОЖИДАЮТ КАК МИНИМУМ 12 НЕЛЕГКИХ ЛЕТ»

Владимир ПРИТУЛА, эксперт проекта «Крымский политический диалог»:

— Особенности избирательного процесса в России, который начался со съезда «Единой России» и «кремлевской рокировки», говорят о том, что Украину ожидают как минимум 12 нелегких лет. По свидетельству социологов, популярность тандема в России снижается, недовольство нарастает и им обоим нужная консолидация российских избирателей не только внутренними, но и внешними методами. Вполне вероятно, что для этого будет избрана новая победная «чеченская война», а поскольку воевать в Чечне уже не с кем, то будут попытки найти другого врага. Этим врагом, вполне вероятно, может быть избрана Украина.

Понятно, что «кремлевский тандем» не сможет обойтись без того, чтобы в очередной раз не разыграть украинскую или же крымскую карту. «Война» может быть в нескольких вариантах. Поскольку избирательная кампания приходится на зиму, то проще всего использовать газовый фактор. Но здесь не придется заигрываться, поскольку существуют еще и интересы Европы, на которые Москва вряд ли замахнется.

Проще с идеологическим наступлением на Украину. Поэтому украинской власти здесь следует ожидать значительного и неожиданного заострения по любой теме. Например, вполне вероятно, что опять будет использована крымская карта и будет организовано заострение с крымскими татарами — найдут либо внутреннюю проблему, либо будет совершена попытка поссорить крымских татар с крымской властью. Например, есть уже первая ласточка — установление которого уже по счету поклонного креста в Феодосии. Известно, что крымское правительство дало разрешение для его установления, хоть есть постановление крымского же правительства от 2011 года, которое по итогам тогдашнего «крестоповала» запрещает устанавливать религиозные символы за пределами культовых сооружений и кладбищ, и это постановление само правительство нарушило. И если пророссийские православные радикалы будут настаивать на его установлении, то может быть серьезная дестабилизация, которая потянет за собой целый ряд конфликтов.

В то же время это не означает, что Украине нечего противопоставить российской идеологической экспансии, хотя до марта следующего года будет довольно трудно. Нельзя сказать, что лучше будет и после этого, поскольку ни у кого нет сомнений в том, кто возглавит Россию. И власти, и обществу следует быть готовыми к идеологическому наступлению как в Крыму, так и в Закарпатье, на всей территории страны. Главный инструмент противостояния — внутренняя консолидация власти, оппозиции и общества против внешнего влияния. В первую очередь нужен совместный диалог, понимание власти и оппозиции. Я думаю, что в результате этого внутреннего диалога должен быть выработан план совместных действий в стране, и одним из мероприятий должен быть отказ власти и оппозиции от радикальных действий друг против друга. Необходимо восстановление оппозиции в правах, восстановление основополагающих прав и свобод человека, которые в последние годы системно нарушались, и тогда Украина будет сильной, единой и способной противостоять внешнему давлению, способной защитить себя от провокаций извне. Инициировать этот диалог должна власть, которая сегодня держит в руках все рычаги управления. Необходимо понять, что внутренние недоразумения между властью и оппозицией в этот период могут быть очень опасными для будущего страны, они будут стимулироваться извне и могут нести большие угрозы.

«УКРАИНА ДОЛЖНА ИСКАТЬ ДРУГИЕ МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ»

Вадим СЛЮСАРЬ, доцент кафедры философии Житомирского государственного университета имени Ивана Франко, кандидат философских наук:

— На мой взгляд, отношения Украины и России устремляются в плоскость конструктивного диалога, хотя со стороны РФ остаются имперские претензии. Экономика заставляет искать компромиссы. Обе стороны отстаивают национальные интересы, но позиции России в мировой экономике и политике сильнее. Поэтому Украина должна искать другие методы влияния на данную ситуацию. Наша страна не определена в геополитическом аспекте — ни с Россией, ни с Евросоюзом — и не может четко быть с кем-то. И я считаю, что не будет ревизии политики каждой страны относительно другой. Но наш вектор развития направляется к ЕС, Украина нужна Европе. Будет зона свободной торговли, будет соглашение об ассоциированном членстве. Это объективная ситуация, не зависящая от того, кто является президентом России или Украины. Мы получили в наследство от Советского Союза низкоэффективную экономику и отсутствие современного менеджерского аппарата вообще. В 1990-е годы был принят ряд решений, которые затормозили процесс перехода к цивилизованным рыночным отношениям. Нынешний мировой экономический кризис выставляет конкретные требования власти относительно поиска адекватных решений, и потому важную роль будет играть внутренняя политика, то есть конкретное принятие решений на местах. А во внешней политике компромисс станет основным принципом в межгосударственных отношениях.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ