Беглый экс-президент Украины Виктор Янукович подал иск в Европейский суд по правам человека. Причина — якобы «регулярные нарушения Украиной прав человека относительно него». «Украина неоднократно нарушала его права человека. Он просит суд признать нарушение его прав согласно Европейской конвенции о правах человека, включая право на справедливое судебное разбирательство (статья 6), право на эффективное расследование попытки покушения на его жизнь и право на защиту (статья 2), а также право не подвергаться дискриминации за его политический статус и мнения (статья 14), — сообщили в фирме Joseph Hage Aaronson LLP, которая представляет интересы Януковича. — Ярким примером такого чрезвычайно политически мотивированного судебного решения против президента Януковича, среди многих других, решение Печерского суда, что позволило провести специальное досудебное расследование по делу против президента в его отсутствие, при этом, отказывая ему в праве участвовать в процессе в режиме видеоконференции».
Данный факт звучит как циничное издевательство над памятью жертв Небесной сотни. Ведь, как недавно заявил прокурор ГПУ Владислав Куценко, Янукович лично давал приказ о применении оружия против активистов Майдана. Но в эпизоде с иском экс-президента можно обвинить и украинскую власть, которая проявляет мало энтузиазма и профессионализма в расследовании резонансных преступлений и допускает реинкарнацию в украинской политике старых политических деятелей, которые фактически довели страну до состояния войны. Здесь стоит вспомнить и «дело Гонгадзе-Подольского», и расстрелы на Евромайдане, и расследование российской агрессии, участие Леонида Кучмы в минском процессе, возвращение команды Януковича на экраны телевизоров, а также участие в местных выборах сепаратистов.
Все эти вопросы «День» обсудил с экс-народным депутатом, председателем координационного совета Всеукраинского общественного движения «Сила права» Андреем СЕНЧЕНКО:
— Любой гражданин может подать против своего государства иск в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Другой вопрос — как он будет рассмотрен, и каковы будут его результаты. Степень же адекватности Януковича комментировать я не берусь.
Думаю, те юристы, которые его обслуживают, оценили, в том числе, неряшливость и продажность украинской правоохранительной системы, которая была обязана должным образом задокументировать преступные действия Януковича, и далее действовать в правовом поле. С учетом того, что это не сделано, а кое-где даже были уничтожены доказательства преступлений режима, на этом и может базироваться оценка перспектив той стороной. Но я думаю, что стоит не столько анализировать аргументы Януковича, сколько приводить в чувства украинскую власть.
— Низкая активность правоохранительных органов и государственных институтов в вопросах защиты интересов государства и граждан в международных судах и стала причиной создания вашей ОО «Сила права»?
— Мы занимаемся правовой помощью гражданам, пострадавшим от российской вооруженной агрессии — это пять категорий граждан. Первая — самая массовая — вынужденные переселенцы, которых по разным оценкам от 1,5 до 2 млн. человек. Вторая — самая тяжелая — семьи военных и простых граждан, погибших в результате военных действий. Следующая категория — раненные и покалеченные. Четвертая — люди, побывавшие в плену. И последняя категория — граждане, потерявшие личное имущество. Есть шестая категория людей, с которыми пока сложно работать, — граждане Украины, пребывающие на оккупированных территориях. Безусловно, военная агрессия принесла ущерб большинству из них, но пока они не готовы подавать в суд на государство-агрессора в силу того, что они в какой-то степени его заложники.
Мы помогаем этим людям оформить документы и полностью сопровождаем этот процесс. Это объемная работа, которая требует развертывания инфраструктуры. Мы действуем только за счет добровольных пожертвований — у нас за спиной нет государства, и мы не привлекаем для этого олигархов. В течение месяца мы рассчитываем открыть общественные приемные в половине областных центров, а до конца года — вообще во всех.
Власть же только имитирует эту работу, причем делает это абсолютно бессовестным образом. Например, за деньги канадского правительства были открыты сто приемных для оказания первичной юридической помощи гражданам. Но эта программа выродилась в бессовестный пиар за чужой счет в своих интересах со стороны представителей правительства. На самом деле там не оказывается никакой помощи и вынужденные переселенцы, которые обращались в такие приемные, не получили вообще никакой помощи.
— Фактически, волонтеры в Украине занимаются обеспечением армии, добровольцы первыми идут защищать государство. Теперь общественные организации двигают процесс судебных исков против агрессора. Где же роль государства в этом процессе?
— Если бы эта деятельность была с помощью государства, а не вместо, это было бы хорошо. Но у нас получается, что государство не выполняет свои основные функции. Во-вторых, нынешние властьимущие разлагают весь механизм государственной власти — неадекватными госназначениями, пустым пиаром вместо решения вопросов, не создавая новые механизмы власти, а просто разрушая старые. В итоге наступает паралич и разложение структур государственной власти.
— Какова ваша оценка тем международным искам Украины против России, о которых так много заявляли официальные лица государства? Какие у них перспективы?
— Например, что касается Гаагского трибунала, у нас есть предпосылки для позитивных результатов, но все зависит от качества работы украинских правоохранителей и властей. Опять же, мы столкнемся с той миной, которую подложил Президент, так и не назвав все своими словами. У нас по-прежнему происходит «АТО», а не война, против нас воюют «террористы» и «сепаратисты», а не оккупанты. От всего этого веет «внутренней проблемой», а не военной агрессией другого государства против Украины.
Международные суды рассматривают эти вопросы обстоятельно и долго. Пройдет время и будет еще сложнее доказать, что это была российская агрессия, а не внутреннее вооруженное противостояние. Поэтому то, что мы делаем в интересах граждан, в том числе сопровождается документированием и юридическим оформлением фактов и доказательств российской агрессии. Это поможет при решении и других вопросов.
Если говорить о международном трибунале по малазийскому Боингу, то в том или ином виде он обязательно состоится. Но, на мой взгляд, то, что Россия сейчас препятствует этому процессу, она косвенным образом признает свою вину. Во-вторых, россияне сами толкают к тому, чтобы это преступление рассматривали национальные суды или другие органы, созданные странами, которые считают себя пострадавшими от этой трагедии. Россия же, как страна-агрессор, утратит судебный иммунитет для данных судов. Например, летом этого года Обама отменил акт Президента США 1993 года, который давал иммунитет Российскому государству от частных лиц на территории Соединенных Штатов. В Украине РФ теоретически обладает судебным иммунитетом, но этот вопрос должен быть урегулирован Верховным Судом или Верховной Радой. Ведь фактически с момента вооруженной агрессии против Украинского государства этот иммунитет действовать не может.
Нам же пытаться опираться только на международные суды, когда речь идет о миллионах пострадавших, тяжело. Ведь ЕСПЧ не может рассмотреть 2 млн. исков граждан Украины — для этого существует национальная судебная система, которая должна взять на себя всю тяжесть установления обстоятельств и оценки доказательств. А уже «отсеянные» и отобранные дела далее могут быть использованы на последующих этапах для обращения на взыскание с российского имущества за рубежом.
— Сейчас мы приближаемся ко второй годовище начала Евромайдана, и ГПУ вновь активизировалась с расследованием преступлений во время протестных акций. Недавно звучали заявления представителей ГПУ об отсутствии российского следа в тех событиях. Как вы прокомментируете данные процессы?
— У меня есть гадкое ощущение того, что на каком-то этапе, возможно даже полтора года назад во время первой встречи, «нормандский квартет» принял решение бросить Украину обратно в объятия России. Есть много симптомов того, что так это и происходит. Участие Кучмы в Минском процессе это косвенно доказывает.
Мы, как граждане, точно с этим не согласимся, но, возможно, устами Шокина хотят снять этот аспект напряжения в отношениях с РФ. Хотя на фоне войны и тысяч погибших восстановление нормальных отношений с Россией невозможно — в короткие сроки и при сохранении нынешнего российского руководства.
— Сейчас происходит финальный этап местной предвыборной кампании. Но мы видим, как на неоккупированной территории Донбасса происходят вопиющие случаи нарушений, скандалы и выдвижение в кандидаты бывших пособников оккупантам. Таким образом, существует опасность легитимации фактических предателей на местном уровне с новыми полномочиями в результате децентрализации.
— На самом деле, данная проблема еще глубже, нежели просто легитимация отдельных персонажей. По Мариуполю и востоку страны — это отдельный проект, который реализует Кремль со своими подручными с украинской стороны. Вообще, все, что касается ситуации на неоккупированной части востока Украины, вписывается в рамки проекта «Мариупольско-Запорожской республики» с помощью выборов на прифронтовой территории.
Россия сменила тактику в Украине — оккупанты больше не захватывают админздания и не разрушают инфраструктуры — они финансируют захват власти в определенных регионах, а потом оттуда будут раскачивать ситуацию. Это продолжение войны, но уже другими методами. Данный план опирается на патологическую жадность сегодняшней власти и коррумпирование ряда известных политических партий.