Вчера состоялся пикет Администрации Госпогранслужбы Украины в Киеве. К зданию рано утром пришли представители Самообороны Майдана с требованием немедленно отстранить главу службы Николая Литвина, повысить эффективность защиты границы и наладить взаимодействие силовых ведомств.
Представитель центрального совета сотен Майдана Артур ПРИХОДЬКО рассказал «Дню», что акция около ГПСУ не была стихийной и имела длинную предысторию. «Два месяца тому назад были наши первые запросы в Госпогранслужбу, когда сдали Крым, — рассказывает Приходько. — Тогда мы выдвигали требования к Литвину. Потом на вече нас просили дать 10 дней власти, чтобы она успела решить проблемы общества, потом мы дали два месяца власти, чтобы она смогла организовать сопротивление. Около месяца тому назад мы обращались к Литвину, но получили обычный пустой чиновнический ответ. У нас есть много вопросов — и по поводу террористов, которые попадают в Украину, и по поводу коррупционных схем, которые существуют уже очень давно». По словам представителя Совета сотен, в 2001 году в Госпогранслужбе было пять генералов, в настоящее время — 55, а слаженной работы нет.
Приходько рассказывает, что Литвин возглавил Службу больше 12 лет тому назад и выстроил ту неэффективную и коррумпированную систему, которая существует теперь. «Имения, совместные с семьей Литвина предприятия говорят, что беспокоился он не только о государственной границе, — говорит активист. — Потоки, которые проходят через границу, дают возможность Литвину оставаться на своей должности». По словам Артура Приходько, Владимир Литвин, который все время переходит к разным политическим силам, помогает своему брату удержаться на должности столько лет. «Президент может держать Николая Литвина через избирателей его брата, которых тот обеспечивает, но цена, которую платит общество, слишком высока». Активист считает, что Госпогранслужба не выполняет своих функций, когда нужно защищать границы, и за это должен нести персональную ответственность Литвин.
«Требования майдановцев, безусловно, — справедливы, но должны быть другие способы решения вопроса, — говорит «Дню» сотрудник ГПСУ Виктор Алексеевич, которому сложно попасть на работу из-за пикета, — нужно договариваться. Ведь у Госпогранслужбы нет сил и средств. Перекрыли Херсон, Приднестровье. На Востоке свыше 700 км границы — как их закрыть? У нас служба была только в пунктах пропуска, а теперь нужно оборонять границу», — говорит чиновник. Господин Виктор напомнил, что сегодняшний и.о. министра обороны Коваль — это бывший заместитель Николая Литвина и он должен понимать проблемы пограничников, но реакции и поддержки пограничникам со стороны армии нет. Виктор Алексеевич согласился, что у ведомства есть очень большое количество проблем, включая коррупцию, но они до сих пор не решаются. «На сегодняшний день я не слышал о уголовных производствах относительно отдельных пограничников-нарушителей, хотя это должно быть», — говорит служащий.
В недавнем отчете Transparency International был опубликован рейтинг чиновников, которые тратят больше, чем зарабатывают. В рейтинг попал и глава Госпогранслужбы Николай Литвин со своим замом Павлом Шишолиным. Расходы обоих должностных лиц превышают доходы в 16 и 22 раза, соответственно. Эти два чиновника с 2003 года бессменно занимают свои высокие должности в ГПСУ. Наряду с этим в СМИ появлялась информация о «расценках» для прохода диверсантов через границу Украины: за проход КамАЗа на границе берут взятку в 100 тыс. дол., за одного боевика — 5 тыс. дол. В результате, граница на востоке Украины является открытой для проникновения диверсантов. Российские террористы уже захватили и обустроили КПП на границе РФ. Поэтому, вместо того, чтобы сдерживать иностранных террористов на границе, украинским служащим придется бороться с тысячами вооруженных бандитов на территории государства.