Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

У нас и сохи свились вместе

30 января, 1999 - 00:00

«Минувшие семь лет показали, что с нашими славянскими особенностями, национальными укладами, специфичной экономикой в общеевропейскую семью попасть непросто. Мы мучительно постигаем простую истину: никто ничего никому дарить не будет», — заявил украинский спикер, не объяснив почему так мучительно больно смириться с мыслью рассчитывать на собственные силы.

Так или иначе славянам левой ориентации действительно легче друг с другом найти общий язык, вспомнив, как хорошо было раньше, когда в космос летали общие ракеты, а не только свивались сохи. И в этом смысле сегодняшний официальный Минск — столица советской ностальгии.

Визит делегации украинского парламента в Минск пришелся на любопытный момент — интеграционный апофеоз, совпавший с сессией парламентского собрания Беларуси и России, постоянным наблюдателем которой в придачу стала Скупщина Югославии с ее воинственным лидером сербских националистов Воиславом Шешелем. Украинский спикер своими восхищенными речами по поводу белорусского уклада жизни и лично президента страны Александра Лукашенко создал полную иллюзию тяги славянских народов к некоему новому союзу, который кто в шутку, а кто всерьез уже окрестил Минской Русью.

Несмотря на то, что украинские парламентарии пока не пришли к консенсусу — стоит ли им участвовать в парламентском собрании, спикер пошел дальше, заверяя журналистов в минских кулуарах, что политический союз Россия — Украина — Беларусь вот-вот состоится. Возможно, сам воздух центра славянского единения пьянит, а возможно, Ткаченко закидывает пробный камень «единения» в разворачивающейся президентской кампании.

Окажется ли не раз отъезженный конек интеграции в Беларуси, России да и Украине ко двору на этот раз, стоит ли его взнуздать тем, кто пойдет на битву за президентское кресло, как отреагируют элиты и электорат?

СЛАВЯНЕ ПУГАЮТ КРЕМЛЬ, ИЩА В НЕМ ЗАЩИТЫ

Пока яростней всех ищут защиты за кремлевской стеной откровенные изгои Запада — Югославия и Беларусь, пытаясь напугать Россию западной угрозой.

«Наша страна в опасности, но в опасности и Беларусь, и Россия — исторически так сложилось, что мы были первыми. У нас общие враги», — вещал в Минске Шешель, вице-премьер Сербии.

Югославия, оказавшаяся в центре международного конфликта в связи с нагнетанием конфликта в Косово и обострением отношений с Организацией безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ), пытается найти поддержку в славянском союзе за спиной России.

«Мы надеемся, что Россия-матушка нас не забудет... Сегодняшний день знаменует свет в конце туннеля, в который нас (Сербию) загнал Запад», — обращался Шешель к российским и белорусским депутатам.

В унисон и последнее программное выступление Лукашенко, который также мотивировал необходимость создания славянского союза в противовес западной агрессии.

«Россияне, очнитесь! Будем раздавлены и растоптаны. С нами сегодня и так не разговаривают, а завтра смотреть в эту сторону не будут», — сказал Лукашенко, выступая перед парламентариями.

По его словам, создание мощного славянского блока с государственной экономикой необходимо для выживания этих народов.

«Мы бы ни кланялись ни МВФ, ни Америке, ни Евросоюзу», — обещает белорусский лидер, отрезавший свою страну от инвестиций и финансовой поддержки Запада.

Несмотря на возвращение в Минск западных послов, для Лукашенко пока не отменен запрет на въезд в страны Евросоюза. Кроме того, он не исключает обострения отношений с Западом в связи с истечением его президентских полномочий в июле и намерениями оппозиции провести выборы в мае.

«Послы вернулись — начались эти инициативы (оппозиции) с выборами, мол, мы не зря ваши деньги проедаем. Мы рассчитываем на поддержку России, мы на вас никогда не показывали пальцем», — сказал Лукашенко.

Оба лидера — Беларуси и Сербии — призывают РФ к более резкой тональности с Западом, к восстановлению прежней хозяйственной модели, как это было при СССР. Судя по минскому визиту, спикер Ткаченко тоже хотел бы видеть Украину в этом братстве.

А ТАБАЧОК ВРОЗЬ

«С неослабевающим вниманием и надеждой мы следим за укреплением союза Беларуси и России... Мы видим в этом процессе начало многообещающего пути», — сказал Ткаченко в Минске.

Сам Лукашенко уже, похоже, раздражен, что дальше многих обещаний задуманное подсоединение к российскому локомотиву не идет. В Минске осознают, что любезной сердцу россиянина интеграции мешает сам интеграционный лидер — Лукашенко. Никто из влиятельных россиян не отталкивает одиозного белорусского лидера, но никто не намерен впустить его на российское пространство.

«Ну, давайте наконец определимся с этой злополучной властью», — восклицал Лукашенко, обращаясь к депутатам российско-белорусского парламентского собрания, своим единомышленникам.

Он является председателем высшего совета союза Беларуси и России, хотя при этом его полномочия на РФ никак не распространены и ограничены только кабинетом в Кремле и возможностью посещать российские регионы, что Лукашенко и проделал 8 раз в течение прошлого года.

Белорусский президент справедливо полагает, что реальное сближение двух государств тормозится российскими элитами, которые не хотят разделять с ним власть, как и порождать еще одного кандидата в президенты, способного смешать политический российский пасьянс.

Лукашенко горячо повторяет, что не претендует на власть в России. Однако он и не отказывается от нее.

«Лучше давайте дадим нашим народам решить, кто будет нами управлять в следующем тысячелетии», — предлагает Лукашенко, говоря о главе союзного государства, создание которого провозглашено в декабре прошлого года.

Но даже Геннадий Селезнев не хочет такой демократии.

«Нам кажется, нет необходимости во всенародных выборах — кандидатуру президента могло бы определить парламентское собрание», — сказал он журналистам в Минске.

Славянская интеграция может быть вечной темой в политических вариациях, которая всегда найдет своих слушателей — в Москве, Киеве и Минске. При этом, кроме старой доброй сохи, политики заготовили по острому серпу — на всякий случай, чтобы не лезли.

Минск

P.S. У коммунистов в Украине появилась большая проблема. Дело в том, что Александр Ткаченко просто и незамысловато отбирает у них главный козырь на президентских выборах — лозунг о братском союзе славянских республик. Мало того, спикер сегодня отбирает потенциальный электорат еще у одного представителя левых — социалиста Александра Мороза, который «специализируется» на «сборе» голосов сельского населения. Пожалуй, до Ткаченко ни один украинский политик не имел столь яркой «колхозно-сельскохозяйственной» харизмы. Вот и получается, что Александр Николаевич «перешел дорогу» коммунистам, социалистам, а заодно и национал-демократам. Причем действует он прямолинейно, как и положено «матерому» стороннику идеи «союза трех» (по материалам агентства «ЦЖИ»).

КОММЕНТАРИИ

По просьбе корреспондентов «Дня» идею присоединения Украины к политическому союзу России и Беларуси прокомментировали народные депутаты:

Владимир ФИЛЕНКО (НДП): Александр Николаевич продолжает отрабатывать ту линию, которую он начал во время выступления в Госдуме России. По моим оценкам, это последовательная игра на левый электорат в Украине. Это отвечает согласованной позиции левых сил России, Беларуси и Украины. При этом Ткаченко явно превышает свои полномочия. Прерогатива во внешнеполитической деятельности все же остается за Президентом, а не за председателем ВР. И парламент соответствующих решений не принимал, поэтому Александр Николаевич в данном случае высказывает точку зрения не парламента, а конкретных политических сил. С моей точки зрения, это недопустимо. Ткаченко в очередной раз забывает, что он председатель ВР, а не ее директор.

Василий КРЕМЕНЬ (СДПУ(о): Заявления Ткаченко я еще, к сожалению, не читал, а вообще по поводу союза сказать могу. Это нецелесообразно, союз все равно не будет длительным. Мотивы объединения у России и Беларуси — разные. Беларусь надеется на определенные экономические выгоды: снижение цен на нефтепродукты, другое сырье. При этом они не понимают, что рыночная экономика не может базироваться на политической целесообразности. Цены рано или поздно будут мировыми. А Россия стремится к славянскому союзу как трамплину для создания новой сверхдержавы. Хотя в РФ настолько сложное финансовое положение, что ей сейчас не до союза. Так что присоединение Украины к этому союзу является шагом назад. Такая конфедерация могла быть промежуточным звеном при распаде СССР. Но если мы уже стали полностью независимыми, то возвращение к конфедеративным образованиям не имеет смысла.

Вячеслав ЧОРНОВИЛ (РУХ): Очевидно, психология этого человека никогда не изменится. Он никогда не привыкнет к тому, что он не просто самостоятельный человек, но и один из руководителей этого государства. Идея славянского союза, призывы к возрождению Союза — антигосударственные. Очень жаль, что второе должностное лицо в государстве фактически выступает против этого государства. Его восторг экономической ситуацией в Беларуси выглядит как какой-то шарж. Это напоминает, как коммунисты в 1933 году кричали, что «жить стало легче», когда люди массово погибали от голода. Господин Ткаченко не имел права «расписываться» не только от всей Украины, а даже от Верховной Рады, поскольку в состав делегации входили только представители левых сил Украины. Фактически, господин Ткаченко озвучил их желание.

Лариса САЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ