Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«У нас не хватает институционной способности воплощать советы в жизнь»

Эксперты — о создании Совещательного международного совета реформ
15 мая, 2015 - 13:48
Джон Маккейн и Михеил Саакашвили
ФОТО REUTERS

Позавчера вечером Президент Украины Петр Порошенко утвердил положение о Совещательном международном совете реформ и его персональный состав во главе с экс-президентом Грузии Михеилом Саакашвили. Под его руководством будут такие известные политики: экс-премьеры Карл Бильдт (Швеция), Микулаш Дзуринда (Словакия), Андрюс Кубилюс (Литва), сенатор США, председатель Комитета по вопросам вооруженных сил Сената США Джон Маккейн, председатель Комитета Европейского парламента по иностранным делам Элмар Брок, член Европейского парламента Яцек Сариуш-Вольский, старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона, профессор Андерс Аслунд. Все они, если верить тексту Указа, дали согласие на участие в этом органе.

Казалось бы, рядовое событие — создание очередного органа для предоставления предложений и рекомендаций относительно осуществления в Украине реформ на основе лучшего международного опыта. Но уже поздним вечером после публикации этого указа на сайте Президента произошел конфуз. Один из участников этого совещательного органа, председатель Комитета по вопросам вооруженных сил Сената США Джон Маккейн, заявил, что не давал согласия на включение в этот Совещательный совет. А на сайте после фамилии Маккейна написано (по согласию). Разумеется, новость об этом скандале быстро распространили мировые СМИ.

В интервью BuzzFeed News Маккейн, в частности, сказал: «Ко мне поступило такое предложение от Украины и Саакашвили, но я сказал, что могу на это согласиться, но мне надо рассмотреть все нюансы, будет ли это юридически правильно с точки зрения нашей этики». При этом сенатор добавил: «Конечно, я с удовлетворением сделал бы все, что могу, чтобы помочь Украине, но я должен убедиться, что это отвечает правилам Сената».

«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать создание этого нового совещательного органа.

«Я НЕ ВЕРЮ, ЧТО НЕТ УКРАИНСКИХ НОРМАЛЬНЫХ РЕФОРМАТОРОВ, КОТОРЫЕ БЫ МОГЛИ РАБОТАТЬ»

Юрий ЩЕРБАК, общественный деятель, экс-посол Украины в США, Канаде и Израиле, Киев:

— Сначала надо иметь желательно письменное согласие этих лиц, ведь это не просто рядовые люди. Это все должны сделать дипломаты неофициально, подготовить и тогда уже публиковать.

Что касается самой идеи создания совещательного международного совета реформ, это скорее спекулятивный шаг. Ведь достаточно уже создано всяких дополнительных надстроек и пристроек, разных институций, которые ничего, в сущности, не изменят, если самих реформ не будет.

Надо, с моей точки зрения, предложить, предположим, не больше пяти, а то и три главные реформы, которые должны быть внедрены. Причем нужно в первую очередь осуществлять реформы, направленные на облегчение судьбы населения. Никакие реформы не будут восприняты, если они не будут касаться большинства людей. Это будут просто разговоры и бюрократическая болтовня.

Важно было бы создать электронное правительство, но так, чтобы оно эффективно работало, чтобы мог каждый по интернету или на терминале зайти и решить вопрос получения каких-то справок. Ужасно, когда все институции или органы социальной помощи разбросаны по разным местам. Бедные пенсионеры вынуждены ездить с места на место. Это издевательство. Если во власти не понимают этого, они будут обречены на то, что будет новый Майдан. Следовательно, очень важно определить основные направления реформ.

Во-вторых, это демонополизация, деолигархизация. Мы все время слышим о заговорах торговых сетей, которые опять повышают цены. У нас же цены выше как минимум в два раза европейских, а американских втрое выше. И ничего не делается в этом плане. Население должно понять, что реформы действительно идут, иначе не поверят.

Я понимаю, что много сделано и что изменить бандитский режим Януковича непросто. И к кадрам возникает много вопросов. Но все равно надо делать что-то конкретное. Если нет денег, очень тяжелая ситуация в стране, то надо дать людям свободу. Нет другого пути. И нужно смягчить бюрократическую ситуацию в стране.

А если в Кабмине остались структуры неизменными, такими, как я еще работал министром сразу после провозглашения Независимости Украины. Тогда, как я помню, министр ничего не мог сделать без всевластного аппарата, который сидел в Кабмине. Какие же реформы могут быть без изменения структуры этого центрального исполнительного органа власти? К сожалению, это может закончиться тем, что иностранные участники в правительстве разочаруются и через год или два стукнут дверями и скажут: мы принимаем участия в таких реформах. Надо думать о последствиях.

Я не верю, что нет украинских нормальных реформаторов, которые бы могли работать. Не думаю, что везде было бы правильно ставить иностранцев. Я не против этого, но пусть они будут главными советниками, а не действующими лицами. Мы сегодня на нашем опыте видим, что было, когда варяги пришли в Киевскую Русь. Это было признание бюрократического бессилия Киевской Руси, когда пригласили жестоких чужих людей, которые пришли сюда и создали военный режим.

Для меня было бы лучше, если бы Александр Пасхавер стал главным советником по реформам, ведь он хорошо понимает, в чем заключаются реформы, которые должны быть. Чем иностранцы с громкими именами.

Думаю, все эти советы — хорошо, но надо сосредоточиться на серьезных вещах, в том числе на проблеме безработицы. И здесь главным вопросом является восстановление инфраструктуры, уничтоженной в прилегающих районах зоны АТО. Поэтому надо набирать людей, давать средства, чтобы у них была работа в этих районах. Если мы не докажем за два года, что Украина может процветать в отличие от тех бандитских террористических режимов «ДНР» и «ЛНР», мы проиграем принципиально войну с Россией. Мы не должны этого делать, иначе Украина не будет существовать. Это надо понимать. Мы можем доказать это только собственными реформами и перспективами экономического процветания. А это не делается, нет системных реформ. В этом вся проблема.

А что может дать здесь Маккейн, который прекрасно знает глобальную ситуацию безопасности, роль России как врага Соединенных Штатов и европейской демократии и главного врага Украины. Но он не знает реалии нашей экономической жизни и вряд ли может что-то посоветовать. Здесь другие советники нужны. Совет это хорошо, а мы что сами не понимаем, перед какими вызовами стоим. А это, в первую очередь, огромное обнищание населения. И об этом надо думать тоже, даже когда идет война.

«ЭТО МОЩНЫЙ СОВЕТ ЭКСПЕРТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Павел ШЕРЕМЕТА, экс-министр экономики, Киев:

— Я считаю, что это мощный, сильный совет экспертов государственного управления. Другое дело, что в Украине проблема не с советниками, у нас их больше, чем нужно. У нас проблема в том, что не хватает людей, не хватает институционной способности воплощать советы, которые нам дают, в жизнь. Потому что преимущественно советы одни и те же, например, очистить коррупцию. Сколько раз можно давать один и тот же совет, который постоянно звучит. Что у нас делается по этому поводу? Очень мало. Мы можем создать еще один совет, и он нам опять будет говорить: очистите коррупцию. Здесь, я думаю, такой совет создавать не нужно, потому что понятно, что надо очистить коррупцию. А кто это будет делать?

А этот Совещательный международный совет реформ — хорош, я многих этих людей знаю. Они крупные специалисты по вопросам государственного управления, по вопросам экономики. Там нет проблем с этим советом.

Что касается ситуации с Маккейном, думаю, здесь поспешили немножко с этим вопросом. Такое бывает. Сенатор Маккейн — большой друг Украины. Думаю, что это рабочий вопрос, и он утрясется. 

СПРАВКА «Дня»

Совещательный международный совет реформ, в соответствии с возложенными на него задачами, в частности, готовит предложения и рекомендации относительно определения направлений и механизмов осуществления в Украине реформ на основе лучшего международного опыта, а также корректировку в случае необходимости процесса внедрения реформ с учетом общественно-экономической ситуации в Украине и мире; подает предложения относительно рассмотрения вопросов на заседаниях Национального совета реформ; готовит выводы об актуальности реформ и соответствии механизмов их внедрения принципам реформ и т. п.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ