Второй день в Украине и мире обсуждают спецоперацию, которую провели в афганском Кабуле украинские военные. Причем узнали мы об этом не из украинских СМИ или от представителей власти, а благодаря западным журналистам. Известная канадская газета The Globe and Mail с восторгом рассказала о «бесстрашной спецоперации» украинцев по эвакуации 19 афганских переводчиков и членов их семей. Журналисты сообщили, что спасательная операция была проведена 27 августа утром (за день до этого Афганистан покинул последний канадский эвакуационный самолет), буквально через несколько часов после атаки террориста-смертника у ворот кабульского аэропорта (погибло около 200 афганцев и 13 военных США).
В статье говорится о том, что украинские военные пешком вошли в Кабул. Их задачей было сопроводить в аэропорт два микроавтобуса с переводчиками и их семьями, направлявшиеся в Канаду, – всего 19 человек. Украинские военные окружили и сопровождали машины последние 600 метров до аэропорта. «Колонна вошла (в аэропорт. – Ред.) благодаря украинцам. Мы просто отправили им фото номеров наших автомобилей ... и они пришли на местный рынок, чтобы найти нас. Они спросили "Украина?", мы ответили "Да!", и они сопровождали нас», – рассказал Мохаммед Шариф Шараф, 49-летний отец пятерых детей, который 10 лет работал фиксером и переводчиком, помогая The Globe and Mail освещать роль Канады в войне в Афганистане.
Две предыдущие попытки эвакуировать группу афганцев, организованные Минобороны Канады и Госдепом США, провалились, потому что предполагали, что они смогли бы сами добраться до аэропорта. Это оказалось невозможным из-за хаоса за пределами аэропорта, где тысячи жителей Афганистана собрались в надежде на эвакуацию. Издание подчеркивает, что украинский план оказался успешным, в отличие от американского и канадского, благодаря решению привлечь спецотряд. «Мы все были удивлены. В течение месяца я пытался сделать все, чтобы нас хотя бы кто-то забрал. Мы просили американцев, канадцев, катаров, всех – и никакого решения. Они боялись выйти. Украинские солдаты были для нас ангелами. Они выполнили исключительную работу. У них большие сердца», – сказал Джавед Хакман, 33-летний отец четверых детей, два года проработавший с канадским спецназом в Кандагаре.
В комментарии канадскому изданию украинский министр иностранных дел Дмитрий Кулеба заявил, что Канада запросила дополнительную помощь – и Украина будет рада помочь. По его словам, спецоперация в Кабуле показала возможности Вооруженных Сил Украины и причины, почему нашу страну нужно принять в НАТО. «В этих ужасных обстоятельствах наши военные продемонстрировали храбрость, высокий класс и образцовый профессионализм», – добавил глава МИД.
В Украине тоже с восторгом восприняли эту информацию. Но не все. «Наш спецназ я оцениваю по результатам боевых действий. У нас на оккупированных территориях более 400 граждан Украины брошены в подвалы за то, что они якобы сотрудничали с Украиной. Стоит хотя бы кого-то оттуда вытащить, – комментирует «Дню» главный редактор интернет-издания «Цензор» Юрий Бутусов. – Этим людям грозит реальная опасность, и они подвергаются пыткам. Ликвидация российских террористов, подрыв военной базы, склада – всего этого нет. Но есть картинка того, как мы вывозим людей из Кабула. Здесь я вижу больше пиара, чем сенсации. До 31 августа в Кабуле талибы не проводили жестких ограничительных мероприятий».
«А что, собственно, в Афганистане делают украинские ССО (Силы специальных операций. – Ред.)? Существует ли какое-то соглашение, по которому мы должны оказывать помощь США и их союзникам? Может, Афганистан – это наша война? С какого перепуга украинцы пошли спасать переводчиков, сотрудничавших с американцами, когда их отказались спасать сами американцы? Как в Афганистане оказались военнослужащие Вооруженных Сил Украины? Почему украинское общество о них узнает не от штаба ВСУ и не от Минобороны – а из иностранной прессы? Что это за тайны такие, когда украинских военных во время войны засылают далеко за рубеж? В конце концов, а что, у украинского ССО больше нет работы на Донбассе?», – пишет в ФБ, кроме слов благодарности украинским военным, писатель Дмитрий «Калинчук» Вовнянко, обращаясь к руководителям страны (цитируем частично).
Возможно, в некоторых моментах автор и прав, но это тот случай, когда человек, не разбираясь в теме, берется комментировать сложные вопросы. Во-первых, спецоперацию проводили не ССО, а специальное подразделение Главного управления разведки Министерства обороны Украины. Во-вторых, если уж быть точными, то афганские переводчики сотрудничали с канадцами, а не американцами. Это как минимум, больше о спецоперации украинцев в Кабуле расскажем ниже. А пока все-таки о важности для имиджа Украины реализации подобных операций.
«Определенная параллель на тему действий нашего спецназа в Афганистане. Многие высказываются, что не стоит преувеличивать роль и значение этого случая для имиджа Украины. Мол, локальный, ситуативный, случайный успех. Ложное представление, – пишет в ФБ президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаил Гончар. – Отношение США к Польше претерпело позитивных изменений не в последнюю очередь благодаря польскому спецназу "Гром" (Jednostka Wojskowa Grom) и его действиям в Ираке. Лишь один пример. В районе Басры необходимо было захватить 2 огромных терминала для перевалки сырой нефти. Рядом с терминалами были причалы для судов-контейнеровозов и важный железнодорожный узел. Необходимо было не допустить повторения ситуации 1991 года. Тогда во время операции "Буря в пустыне" в оккупированном Кувейте иракцы слили нефть и подожгли, что вызвало гигантскую техногенную и экологическую катастрофу. Задача была тем более опасной еще и потому, что супертанкер только загрузился на терминале. Перед операцией бойцы "Грома" писали прощальные письма семьям. Благодаря тщательному планированию операции и высокопрофессиональным действиям бойцов, которые ничем не уступали подразделению американских морских котиков, которое также было задействовано, она длилась 15 мин. Подразделению "Гром" удалось захватить терминалы без потерь и обезвредить все взрывные устройства, установленные там иракцами. Збигнев Бжезинский, бывший советник президента США по вопросам национальной безопасности, впоследствии дал такую оценку: "Подразделение Grom абсолютно равно подразделению Delta. Это очень большое достижение, которое дает Польше важное международное преимущество". Он знал, что говорил ... Так что не стоит преуменьшать и пренебрегать нашими преимуществами».
А теперь больше о самой спецоперации рассказывает генерал-майор Службы безопасности Украины, бывший заместитель председателя СБУ (март 2014 - июнь 2015) Виктор Ягун «Спецоперация в Афганистане априори не может быть пиаром, потому что все миссии, которые были задействованы странами по вывозу своих граждан или граждан других государств на своих самолетах, обеспечивались охраной своих спецподразделений. Ведь было невозможным обеспечение безопасности летательного аппарата на территории кабульского аэропорта вследствие того, что система безопасности была разрушена. Комплекс мероприятий могли обеспечить только спецназовцы. Как правило – это военные спецназовцы. ... Когда пишут о ССО в упомянутой операции украинцев в Афганистане, так это ошибка. Это были не ССО, а специальное подразделение Главного управления разведки Минобороны. Это спецподразделение очень малочисленное, но достаточно боевое и эффективное. Боевое, потому что это аналог «Альфы» в Службе безопасности. Там только офицеры, которые имеют специальную оперативную, даже языковую подготовку, и, соответственно, могут ориентироваться в сложнейших ситуациях за рубежом. Птому это спецподразделение уникальное».
«Наши партнеры просто знали, что мы лучше подготовлены к существующим там условиям, – рассказывает дальше Виктор Ягун. – Есть такие нюансы, на которые мало кто обратил внимание, но наши спецназовцы были экипированы таким образом, что элементы одежды не подвергали их опасности. Они не привлекали к себе внимания и хотя не были абсолютно похожи на местное население, но, условно говоря, слились со средой. Таким образом украинцы действительно пошли вперед и выполнили задачу. На самом деле, речь идет о небольшом расстоянии – 600 метров. Но это расстояние как раз было критическим. Те два микроавтобуса просто не могли проехать это расстояние без неприятных и опасных происшествий, ведь уперлись в толпу и вооруженную охрану талибов. Был контакт с талибами, и последние не гарантировали безопасность, но все же пропустили автобусы с беженцами. Таким образом операция была осуществлена».
И еще один очень важный момент. «Спецназовцы, работающие в операциях за рубежом, не принимают непосредственного участия в боевых действиях, – объясняет Виктор Ягун. – Это представители стратегической разведки и, соответственно, у них другой уровень подготовки. Таких уникальных бойцов нельзя пускать в непосредственные бои. У нас уже была такая история в 2014 году, когда мы вынуждены были использовать и «Альфу», и другие спецподразделения элитных частей для боевых операций. Мы тогда получили значительные потери при том, что пользы эти шаги не принесли, ведь эти бойцы заточены под другие задачи. Потом есть Силы специальных операций (ССО), есть армейская разведка, которая, собственно, обучена для того, чтобы принимать участие в боевых действиях на территории врага в непосредственных боевых порядках».
Детальное интервью с генерал-майором Виктором Ягуном читайте в пятничном номере «Дня». Украинские военные, рискуя собственными жизнями, действительно провели уникальную спецоперацию. И ими следует гордиться.