На траурный митинг в центре города собралось по разным оценкам от 10 до 15 тысяч человек. Они держали в руках украинские флаги, национальные знамена, лозунги «Решение крымскотатарской проблемы — гарантия стабильности в Крыму!», «Крымскотатарскому языку — статус государственного в Крыму!», «Защитим права коренного народа Крыма!», «Требуем гарантированного представительства крымских татар в органах власти Крыма!» и другие. В митинге приняли участие председатель меджлиса и глава Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины Мустафа Джемилев, его заместитель Рефат Чубаров, глава крымского правительства Сергей Куницын, представитель Президента в Крыму Анатолий Корнейчук, муфтий мусульман Крыма Эмирали Аблаев, епископ Симферопольский и Крымский УПЦ Киевского патриархата Климентий. После изгнания из президиума траурного заседания (о чем писал «День» в прошлом номере) Леонид Грач, как и прошлые годы, не рискнул появиться на митинге, хотя, как стало известно, первоначально планировал сделать это в нынешнем году впервые. Однако на митинге не было и никого, кто бы официально представлял Верховную Раду Крыма, если не считать таковыми депутатов Анатолия Корнейчука и Сергея Куницына, которых представлять парламент его глава явно не уполномочивал, не было и представителей церкви Московского патриархата. После окончания митинга на центральной площади около тысячи крымских татар подошли к зданию Верховной Рады Крыма, возле которого по этой причине была выставлена усиленная охрана, и провели его пикетирование. Они скандировали «Аллах Акбар!», «Аллах! Ветан! Меджлис!», «Коммунисты — вон из Крыма!», «Долой Грача!». Вышедшему к пикетчикам депутату Афанасию Иванову они вручили резолюцию митинга. После этого состоялось пикетирование российского консульства в Симферополе.
По словам Рефата Чубарова, крымские татары «всегда воспринимали и сегодня связывают причины своей депортации с преступным коммунистическим режимом бывшего СССР». Он заявил, что «они не переносили бы это восприятие на сегодняшнюю Украину, если бы Компартия Украины публично отреклась от наследия КПСС и осудила преступные деяния бывшей партии в отношении многих народов, в том числе и против крымских татар». Он подчеркнул, что «лидер крымских коммунистов Леонид Грач вместо того, чтобы сглаживать боль людей, своими словами, действиями и политикой в парламенте Крыма пытается разжигать противостояние между людьми по религиозным и национальным признакам».
Крымскотатарское национальное движение было антикоммунистическим всегда, с момента его зарождения. Его антикоммунизм есть естественная реакция массы людей на многолетние преследования, завершившиеся депортацией, автором замысла и организатором которой был коммунистический советский режим, достойный наследник имперской идеологии. Со своей стороны коммунистический режим всегда был антитатарским — коммунисты у власти до самого 1991 года разными методами сопротивлялись возвращению крымских татар в Крым и оно осуществилось исключительно в результате потери власти КПСС. Более того — установление 18 мая как Дня памяти жертв депортации осуществилось в Крыму также благодаря тому, что коммунисты не могли решающим образом повлиять на принятие этого решения. Именно силами коммунистов на излете их власти была создана Крымская территориальная автономия, задуманная именно как противодействие будущему созданию крымскотатарской национально-культурной автономии даже образца 1921 года, у истоков которой стоял по иронии судьбы Ленин. И именно коммунистический режим разгромил впоследствии национальную интеллигенцию и национальное самоуправление в той «коммунистической» национальной автономии. Время показывает, что и нынешнее коммунистическое движение (по крайне мере в Крыму!) полностью унаследовало бывший шовинизм советских коммунистов. Свидетельство этого — инициирование и принятие нынешней фракцией коммунистов в Верховной Раде Крыма разных антитатарских решений — от лишения в новой крымской конституции их права на квоту в депутатском корпусе, лишение их языка полученного уже было государственного статуса до демонстративного игнорирования признанных народом структур и «прикармливания» «своих» татар, не признанных в народе, — это современная коммунистическая практика в Крыму. Поэтому циничное участие нынешних коммунистов в Дне траура, возложение венков к местам, откуда они 57 лет назад под дулами автоматов выселили около 200 тысяч преимущественно детей, женщин и стариков (практически все взрослое мужское крымскотатарское население находилось в армии, еще воевало с фашистами и было позже направлено в места высылки прямо из полков и батальонов) — не что иное, как попытка задешево перехватить и себе часть крымскотатарского электората несмотря на свою антитатарскую политику и практику. Рефат Чубаров сказал, выступая на митинге, что коммунисты этими действиями «добьются только одного — силами крымских татар начнется очищение Украины от коммунистов. И очищение это начнется из Крыма…».
Надо сказать, что крымские татары возлагали большие надежды на то, что в независимом Украинском государстве к ним будут относиться не так, как в бывшей империи. Но именно «коммунистические рудименты» в нынешней украинской власти привели к тому, что эти демократические ожидания не осуществились. Поэтому главный вывод из 57-й годовщины депортации, сделанный крымскими татарами, состоит в том, что их борьба за восстановление своих прав может быть закончена только после полной победы над остатками коммунистической идеологии. В резолюции митинга в этом году крымские татары в частности записали:
«Надежды на то, что после достижения Украиной независимости, активно поддержанной и крымскотатарским народом, новое государство самостоятельно разрешит крымскотатарскую проблему в соответствии с провозглашенными им принципами демократии, верховенства права и уважения к правам человека, в соответствии с общепризнанными международными стандартами оправдались не в полной мере. Приняв на себя основную тяжесть финансовой поддержки возвращения и обустройства крымскотатарского народа, новая власть, в то же время, избегает принятия адекватных решений по политико-правовым а, нередко и по экономическим и культурным вопросам из-за боязни раздразнить последователей тех коммуно-шовинистических сил, которые закрепились и в Крыму, и в континентальной Украине, потакает им в национальной и расовой дискриминации крымских татар, которая была начата еще царской Россией и продолжена СССР.
Прямой и откровенный диалог с Президентом Украины, ставший возможным благодаря созданию Совета представителей крымскотатарского народа, является важным морально-политическим шагом вперед, однако, он еще не принес тех результатов, которые можно было ожидать, начнись он несколькими годами раньше.
Наша приверженность методам ненасилия, уважение к конституционному строю и суверенитету Украины, по-видимому, трактуется руководством государства как наша слабость и готовность примириться с любым произволом и нарушением наших прав. Не случайно с подачи тех же реакционных кругов в политической риторике власти по отношению к крымским татарам замелькали расхожие штампы советских времен: «экстремисты, «радикалы», «исламский фактор» и другие. Политико- юридическая концепция коренного народа, предлагаемая нашим движением в качестве конструктивного компромисса между неотъемлемым правом крымских татар на самоопределение и принципом территориальной целостности Украины, отвергается. Народу, потерявшему свою государственную независимость, как и Украина в результате Российской аннексии, но более чем на сто лет позднее, навязывается ярлык национального меньшинства, то есть диаспоры, проживающей за пределами своих государств. Крымских татар, по- прежнему, стараются не допустить в органы власти всех ветвей, грубо нарушая право на эффективное и достойное представительство и политическое участие.
Крымским татарам отказано в удовлетворении весьма умеренного требования получить в собственность сельскохозяйственную землю в размерах, равных паям, розданных последепортационным переселенцам. Хотя в Крыму практически нет иной земли, кроме той, которая раньше или позже была противозаконно и насильственно отнята у коренного народа. В этом смысле, крымскотатарский народ обладает правом на полную и безусловную реституцию, включая и плату за использование государством без каких-либо законных оснований его домов и имущества на протяжении десятилетий.
До тех пор, пока права крымскотатарского народа, в том числе и его право на землю, на развитие, на участие в использовании природных богатств Крыма, на эффективное представительство в органах власти и местного самоуправления, на использование крымскотатарского языка в официальной жизни Крыма не будут гарантированы, ни одно решение, кем бы оно не принималось и как бы оно не оформлялось, нельзя считать окончательным. Окончательные решения по всем этим вопросам, в подобных случаях, будет принимать сам крымскотатарский народ в ходе продолжения и усиления борьбы за полное восстановление своих попранных прав».