...В Брюсселе можно очароваться историческими зданиями на площади Гран-Плас, но так и не понять, Почему застройка в городе кое-где настолько хаотична. Жуя бельгийские вафли на узеньких улицах столицы, можно закрыть глаза на то, что здесь, под открытым небом в столице Европейского Союза, живут те, кто далек от местных ценностей. Можно посетить штаб-квартиру НАТО, в итоге так и не копнув несколько глубже в собственных размышлениях о будущем Украины и Североатлантического альянса.
Можно смотреть на памятники архитектуры, но не видеть брюссельскую суть. Слушать ненавязчивый шум города и не слышать его голоса. О моей попытке увидеть и услышать Брюссель — ниже.
ИМЕННО СЕЙЧАС ВРЕМЯ ГОВОРИТЬ ОТКРОВЕННО
В Бельгию я приехал в составе группы из Украины — с учебно-ознакомительным визитом в штаб-квартиру НАТО и Штаб Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе (речь идет о так называемом SHAPE, что близ города Монс). Возможным этот визит стал благодаря Центру информации и документации НАТО в Украине и газете «День».
Побывать на территории режимных объектов самого мощного военно-политического союза современности — огромный опыт. Задать вопрос его работникам — прекрасная возможность. Впрочем, далеко не все здесь так просто и на поверхности. НАТОвские здания и территории — минималистические и скромные. НАТОвские ответы даже на острые вопросы — традиционно сдержанные, часто формальные и всегда сугубо в ключе официальной позиции Североатлантического альянса. Однако задавать их все равно нужно.
В свое время во время встречи с Летней школой журналистики газеты «День» бывший министр иностранных дел Владимир Огрызко сказал: «На мой взгляд, ЕС и НАТО — это, образно говоря, две ноги. ЕС — это экономическая основа, а НАТО — военно-политическая. Пока у нас не будет этого баланса, мы будем хромать». К сожалению, Украина продолжает хромать на обе этих ноги, хотя постепенно пытается их укрепить, нарастив мышцы. Как минимум благодаря одному из последних шагов навстречу Евросоюзу украинцы теперь могут твердо и без виз в паспорте стоять как на бельгийской, так и всей остальной земле, которую раньше отделяла шенгенская «визовый стена».
В стратегически важном вопросе НАТО — прогресса, к сожалению, меньше. Во время презентации ценностей и принципов Североатлантического союза нам рассказали о так называемом правиле Ноя, которым руководствуется альянс. Мол, прогнозирование дождя не защитит от потопа, в отличие от строительства ковчега. Так, страны — члены НАТО построили мощный и безопасный ковчег, которому придется противостоять все новым вызовам, например, гибридной войне со стороны России. Украина своим современным опытом помогает эту систему безопасности усовершенствовать. Более того, наше государство сегодня большой ценой защищает НАТОвский ковчег от великого российского потопа. Однако спасительный круг к ковчегу нам пока бросать не спешат. Но достаточно ли громко и настойчиво мы о нем просим?
На информационном пронатовском поприще газета «День» — чуть ли не единственное украинское издание, которое системно и последовательно освещает тему отношений Украины с НАТО, в течение последних двух десятилетий принципиально отстаивая позицию необходимости членства нашей страны в Североатлантическом альянсе
Должного осознания необходимости членства Украины в НАТО как со стороны власти, так и общества часто не было раньше и иногда нет даже сейчас. Лишь аннексия Крыма и война на востоке Украины в конце концов расставили для большинства украинцев четкие акценты. НАТО — это вопрос безопасности. Российская агрессия доказала, что нет другой системы безопасности, кроме Североатлантического альянса, которая могла бы эффективно ее остановить.
Казалось бы, теперь курс на НАТО уже должен быть очевиден всем. Так, социологические исследования отмечают существенный рост поддержки членства в альянсе среди населения. Однако у украинцев и дальше отсутствуют базовые знания о сути Североатлантического союза и принципах работы модели его коллективной безопасности.
В течение долгого времени тема НАТО оставалась спекулятивной в Украине. Ею постоянно манипулировали, исказив украинское восприятие альянса настолько, что в плену многочисленных мифов и стереотипов кое-кто остается по сей день. Встает вопрос: действительно ли Украина прилагает надлежащие усилия на этом тернистому пути? Ведь работать нужно не только на уровне военном или дипломатических миссий, но и внутри страны.
На информационном пронатовском поприще газета «День» — чуть ли не единственное украинское издание, которое системно и последовательно освещает тему отношений Украины с НАТО, в течение последних двух десятилетий принципиально отстаивая позицию необходимости членства нашей страны в Североатлантическом альянсе. Столько же в Украине функционирует и Центр информации и документации НАТО, который открылся еще в 1997-м, когда была подписанная «Хартия об Особом партнерстве между НАТО и Украиной».
Во время круглых столов в штаб-квартире НАТО мы немало говорили о коммуникационных кампаниях НАТО в Украине. Не слишком масштабные, однако они есть, и это хорошо. Вопрос о возможности большего НАТОвского промоушна в Украине — не совсем корректно. Не офис НАТО в Украине несет здесь ответственность. Вина прежде всего на украинской власти, которая за годы независимости так и не смогла реализовать курс на НАТО, хотя такая работа во главе с государственным деятелем Евгением Марчуком была проведена. Однако шансом так и не воспользовались.
Четко и настойчиво необходимо отстаивать свою позицию и в диалоге с альянсом. Украина уже четыре года на передовой защите всей западной цивилизации. Поэтому мы нуждаемся в большей помощи. Именно сейчас время говорить откровенно о членстве Украины в НАТО и о Плане действий относительно членства в альянсе. Многие страны — члены НАТО боятся, что такие шаги спровоцируют еще большую агрессию России. На самом деле все наоборот: не предоставив в 2008 году на Бухарестском саммите ПДЧ Украине и Грузии (Россия через Германию и Францию заблокировала это решение), НАТО, по сути, стимулировало российскую агрессию в Грузии, допустив позже такое развитие событий в Украине.
Ошибки делают все. Важно после них сделать правильные выводы, чтобы не допускать их в дальнейшем. Цепочка взаимного исправления ошибок прошлого в отношениях с НАТО инициировать сейчас должна именно Украина.
«БРЮССЕЛИЗАЦИЯ»
А теперь из штаб-квартиры Североатлантического альянса возвращаемся на улицы Брюсселя.
Каждый, кто бывал в бельгийской столице, точно обратил внимание на хаотичность ее застройки: современные стеклянные центры и бетонные сооружения часто беспардонно врезаются в готическую и барочную архитектуру. На обозначение этого явления даже слово отдельно выделили — «брюсселизация».
Речь идет о термине в городском планировании, которым называют хаотическое развитие коммерческой застройки в исторической части города, во время которой происходит бесконтрольное снесение исторических домов с дальнейшей заменой их современными. Термин возник в связи с массовым снесением исторической застройки Брюсселя в 1960—1970-х годах.
«Брюсселизация» изменила облик бельгийской столицы, продемонстрировав, что не только природные катастрофы и войны виновны в уничтожении исторических ландшафтов городов. И это опять история о важности исправления ошибок, которые, впрочем, никогда не проходят бесследно.
Начиная с 1990-х годов брюссельская власть постепенно начала признавать свои ошибки и разработала ряд законов, которые теперь защищают исторические памятники и зеленые районы. Также государство регулярно выделяет средства владельцам домов, которые имеют историческую, культурную и эстетичную ценность, на поддержание их внешнего вида.
Однако если «выключить» в себе придирчивого ценителя архитектурных ансамблей с серьезным выражением лица, то следует признать, что Брюссель с его узенькими улочками на самом деле очень уютный.
Брюссель — столица Европейского Союза. Однако этот город не выглядит как суетливый мегаполис и тем более один из главных центров всего ЕС. Впрочем, европейцы не кичатся чрезмерным величием и показухой. Убеждаешься в этом на каждом квадратном метре.
Европейский квартал — неофициальное название района в Брюсселе, где расположена основная часть институтов ЕС, в которых определяется политика и будущее евросообщества. Кстати, такие кварталы также есть в Люксембурге и Страсбурге. Этот квартал, вне сомнения, понравится ценителям современной архитектуры. Интересно, что буквально в нескольких десятках метров от Европарламента расположен парк со спортивной площадкой, на котором дети как раз играли в баскетбол под аккомпанемент... гуся, который постоянно гоготал. Согласен, довольно иррациональная картина, с учетом того, что совсем рядом работают чиновники ЕС. Но в действительности все так и было. И думаю, что здесь все так и должно быть — открыто, скромно и без чрезмерной изоляции административных зданий от обычных жителей и гостей Брюсселя.
КОНТРАСТНАЯ СТОЛИЦА
Брюссель — это насыщенный коктейль контрастов. И речь не только об архитектурных нюансах. Это город разнообразный во всем. Более трети местного населения иностранцы. Это не удивительно, с учетом того, что здесь расположены учреждения Европейского союза, НАТО и других международных организаций. Но немало здесь не только иностранных чиновников.
Уютную, даже изысканную атмосферу центральной части города разбавляют нередкие импровизированные «поселения» бездомных людей неевропейской внешности, которые живут здесь под открытым небом. Между тем удаленные от центра районы неприятно поразят грязными от мусора улицами.
Часто контрастирует с реалиями и политика официального Брюсселя. 23 ноября 2016 года Европарламент принял резолюцию о противодействии российской пропаганде. Прошел год, но с телевизора в моем номере в гостинице на меня и других европейцев продолжает литься информационная грязь от «Russia Today».
Так что именно контрасты помогают составить целостное впечатление о Брюсселе как о городе и как о столице Европейского Союза, определяющей чертой которого в течение десятилетий остается уникальное умение во всем своем разнообразии сохранять единство. Впрочем, с появлением новыхвызовов фундамент этого единства необходимо регулярно укреплять...