Ленты новостей сообщили о преодолении политического кризиса в Украине, но радости от примирения вгрызающихся в страну партий, по идее, не должен испытывать никто, даже сторонники взявшей реванш за Майдан Партии Регионов. Ведь нынешние подписанные универсалы и прочие политические соглашения перечеркивают многие предвыборные обещания, с которыми Виктор Янукович и его соратники по борьбе за власть шли на выборы. Тем не менее, у празднующих победу «регионалов», в отличие от «оранжевых», нет оснований для печали.
Своих стратегических позиций возглавляемая старым-новым премьер-министром Януковичем партия не сдала. Ее согласие идти в объединенную Европу и вступить в НАТО, если на то будет выявленная на референдуме воля народа, касается далекой перспективы, которую донецкие, взяв власть в свои руки, будут корректировать по своему усмотрению. Не зря ведь камнем преткновения в подписании Универсала стал, казалось бы, второстепенный, по сравнению со стратегическими направлениями развития страны, вопрос о судьбах Православной церкви — религия и СМИ сегодня являются главным инструментом влияния на сознание масс. Отреставрировавшие имиджмейкерами свою политическую маску регионалы поняли, что выборы можно выигрывать и без грубых подтасовок, что нужно научиться манипулировать не бюллетенями, а умами избирателей. И делают они это, если не учитывать мелких промашек типа скандала с телеоператором, на пятерку. Чтобы Янукович ни декларировал сейчас в официальных политических документах, управляемая из Кремля русская церковь вкупе с российскими телеканалами будет поддерживать в восточных регионах нужные им пророссийские настроения. А воля народа, как известно, священна.
Воспитанный в рабстве и боящийся остаться без сильного, авторитетного отца-диктатора рабочий класс в Россию тянется не только потому, что ему ближе русский язык (точнее, «гакающий» суржик). Восток страны поражен уповающим на диктат жесткой руки русским менталитетом, ему нужна полная, патриархальная опека власти (государственной и церковной). Западная же демократия с ее культом свободы, инициативы и ответственности за свою судьбу для людей с крепостнической психологией представляется катастрофой всего привычного уклада жизни, в которой не надо думать, а нужно лишь исполнять приказы. Те, кто прежде всего нуждаются в отеческой заботе и опеке, свободе предпочитают сытость. Янукович же своим сытость обеспечить обязан — это вопрос по-донецки понимаемой им чести. Обеспечил же он доверившимся ему избирателям наместничество РПЦ МП, созданной Сталиным в 1943 году. Массам нужна церковь, которая своими помыслами устремлена не в находящееся в невидимых небесных высях эфемерное Царство Бога, а в обосновавшееся на земле царство кесаря, способное дать хлеб и зрелища.
Что же касается «оранжевых», то они предали своих избирателей гораздо раньше, нежели началась вся эта коалиционная свистопляска и переход Мороза в лагерь вчерашних противников. Ющенко проиграл Януковичу еще год назад, когда не смог поделить власть между своими вчерашними соратниками по Майдану и поставил семейные интересы выше государственных. Жесткая система авторитетов, организующая работу регионалов, в политической жизни Украины оказалась куда как более живучей и дееспособной, нежели традиции кумовства, которое с первых назначений на государственные посты после вступления на президентскую должность ввел в стране нынешний гарант.
Единственное, что лично я хотел бы в нем еще понять, так это степень его душевной простоты: в самом ли деле Виктор Андреевич верит, что подписанный Универсал является «политическим прорывом, который свидетельствует о нашей глубокой преданности украинским приоритетам», или он блефует, спасая остатки своей репутации? Судя по некоторым его высказываниям, кажется, что Президент впал в детство. Например, чего стоит его реплика о том, что, он не знает в какую церковь ему ехать на Рождество и Пасху (что делают советники Президента, если он запутался в таких простых вопросах?) Во-первых, православному человеку церковь необходимо посещать не только по большим праздникам, а хотя бы, как минимум, раз в неделю. Во- вторых, как верующему, ему нужно ехать в церковь, где он получает благодать и благословения своего духовного наставника. А как Президенту — в дни главных религиозных праздников необходимо посетить все остальные конфессии. Отстаивая идею единой поместной церкви в Украине, Виктор Андреевич лучше бы задался вопросом, каково чувствовать себя в случае ее создания представителям других конфессий и религий? Выходит, что католики и протестанты всех мастей, иудеи и мусульмане, буддисты и кришнаиты должны развить в себе комплекс второсортности, раз они останутся в стороне от цементирующей нацию Соборной церкви? Так что спасибо прозревшим «регионалам», пусть каждый по- прежнему молится тому богу, которому хочет — кто Алексию и Путину с Януковичем, кто — Филарету и Ющенко с Тимошенко. Все равно от подлинного христианства, предписывающего всем искренним последователям Спасителя прежде всего возлюбить Бога, в нынешних церквях, как бы они себя не называли и к каким патриархиям не приписывали, осталось совсем немного. Если кто-то в этом сомневается, пусть опросит пастырей и их «овец» на предмет того, о чем они уповают в своих молитвах — о любви к Богу или о судьбах своего кошелька, семьи, любовницы, партии, страны?
Обмирщение религии, естественно, не является проблемой одной лишь Украины. Церковь используемым в политических целях придатком государства стала более полутора тысяч лет назад, со времен императора Константина, подогнавшего на Вселенском соборе под свои императорские амбиции и потребности основы ее вероучения и догматы (напомним, ценой казни многих священников, не согласных с видением христианства царственной особой). Такая церковь как хлеб нужна тем, кто жаждет быть обманутым.
Если же вы спросите, что делать тем, кто устав от обмана, разуверился в политике и обслуживающей ее религии, то я могу посоветовать найти утешение либо в вине, что недолговечно и все равно закончится иллюзиями и обманом, либо, как это ни странно звучит для светского уха, в мудрости и житии святых (при этом не обязательно канонизированных). Например, у Божьего человека Григория Сковороды, которого Провидение дало Украине не для того, чтобы у подножья его памятника студенты Киево-Могилянской академии полоскали свои мозги в пиве. Прозорливый украинский мыслитель, которого признали своим учителем религиозные философы уровня Бердяева, помимо литературных произведений и философских трактатов, оставил нам самое главное завещание на своем могильном камне. Оно, будучи квинтэссенцией всего написанного, сказанного и прожитого им, является единственно верной формулой счастливого, радостного бытия в этой юдоли печали: «Мир ловил меня и не поймал».