Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинская политика «вне закона»

16 апреля, 1996 - 20:19
УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ АССАМБЛЕИ / ФОТО АВТОРА

Центр Киева, поделенный между сторонниками и противниками коалиции, позволяет предсказать результаты досрочных выборов в Верховную Раду точнее, чем соцопросы. Конституционный кризис в Украине стремительно превращается в общественно-политический. И остановить его вряд ли удастся, пока причину политической нестабильности будут видеть в действиях коалиции, направленных на узурпацию власти, или в ответном «волевом решении» Президента распустить Верховную Раду. Основа нынешнего противостояния была заложена не вчера и даже не год назад, когда избирался новый парламент. Главным фактором нестабильности и фактического разрушения правового пространства стали, с одной стороны, конституционный «долгострой», а с другой — преждевременное введение пропорциональной модели выборов. Причем скрытые последствия этого уже гораздо серьезней, чем явный президентско-парламентский конфликт.

Во-первых, невыписанность полномочий и сфер ответственности субъектов власти максимально усугубляет традиционную конфликтность украинских политических элит. А это значит, что конкуренция политических сил вокруг программных положений развития страны окончательно вытеснена на периферию чистой борьбой за власть. Во-вторых, выход за пределы правового поля, уже становящийся традицией, не позволяет реализовывать конституционные практики ротации власти, место которых замещают революции и внеочередные выборы. В этом — не сила, а как раз слабость отечественной демократии, ведь в нормальном режиме механизм выборов, по сути, уже не работает. И, наконец, политическое решение проблемных ситуаций все чаще противопоставляют и предпочитают правовому. В итоге украинская политика рискует оказаться буквально «вне закона».

Перечисленные тенденции, к сожалению, настолько устойчивы, что преломить их не смогут как новые парламентские выборы, так и «нулевой вариант», к которому склоняется коалиция. Даже в том случае, если стороны конфликта вдруг решат пойти на взаимные уступки, политическая реальность уже не вернется в прежнее, «докризисное» состояние.

Сегодня путь к эффективной модели власти нужно начинать с конституционных основ. Именно так сформулировали свою миссию участники расширенного заседания Гражданской конституционной ассамблеи, инициированного тремя общественными организациями — «Украинским форумом», объединением «За Украину!» и гражданским форумом «Объединим Украину». Впрочем, состав участников был намного шире — свои версии политико-правового выхода из кризиса предложили вице-президент НАНУ Владимир Литвин, Уполномоченная по правам человека Нина Карпачева, глава Конституционного Суда (1996—1999) Иван Тимченко, директор Института законодательства Верховной Рады Александр Копыленко, директор Института государства и права им. Корецкого Юрий Шемшученко, замминистра юстиции Инна Богословская, премьер- министр Украины (1997—1999) Валерий Пустовойтенко и другие политики. Во многом их версии действительно оказались альтернативными тем, которые сегодня обсуждает власть. Как сказал, открывая заседание, глава «Украинского форума» Владимир Семиноженко: «Сегодня свое слово должно сказать гражданское общество, чтобы обозначить те пути выхода из кризиса, которые нужны, прежде всего, ему самому, а не политическим лидерам».

В первую очередь, критике подверглась идея досрочных выборов, точнее — их правовые основания и сроки. Ведь даже самым преданным сторонникам голосования 27 мая уже ясно, что без внесения изменений в Закон о выборах и Конституцию, это невозможно. Более того, если «оставить все как есть», считает Инна Богословская, легитимность новых выборов окажется сомнительной, а значит, сегодняшний конфликт будет воспроизведен почти со стопроцентной вероятностью. О политическом дежа-вю говорил и Владимир Литвин. По его мнению, украинская политика носит отчетливо реактивный характер, руководители государства вновь и вновь «выясняют отношения», не сложившиеся еще в 2004 году. Поэтому даже если Ющенко и Янукович заключат перемирие, это будет своего рода «пакт Молотова—Рибентропа», который в любой момент может быть нарушен. Впрочем, как считает экс- спикер, это общая особенность «компромисса по-украински» — одна из сторон все равно должна проиграть.

Глава Счетной палаты Валентин Симоненко предложил оценить перспективу досрочных выборов с экономической точки зрения. По его прогнозам, уже спустя месяц бюджет Украины не дополучит 1,5 млрд. грн., а «на инновационно-инвестиционном развитии в этом году придется вообще поставить крест». Политическое противостояние уже успело привести к существенному снижению позиций Украины в рейтинге инвестиционной привлекательности.

Многие участники заседания убеждены, что для урегулирования ситуации нужно, как минимум, приостановить, а, как максимум — отменить действие всех указов и постановлений, принятых Президентом, парламентом и правительством, начиная со 2 апреля. Как сказал Леонид Кравчук: «Пока действуют незаконные акты, невозможно вести переговоры». А вот Нина Карпачева считает, что роспуска Рады вообще можно было бы избежать, если бы Президент направил в Конституционный Суд запрос о толковании конституционной нормы о межфракционных миграциях и тем самым сразу бы пресек намерения коалиции набрать 300 голосов. Теперь время упущено, а обществу всячески внушается мысль о том, что суд заангажирован и его решениям не следует доверять.

В целом, политические лидеры и общественные деятели однозначно осудили возможность революционного развития событий и использования «народных волнений» в качестве политического аргумента. «Почему люди вынуждены расхлебывать кашу, заваренную нашими лидерами? Они должны сами решать спорные вопросы, а не выводить массы на улицы!», — подчеркнул глава Народно-патриотического объединения «За Украину!» Борис Олийнык. А Владимир Семиноженко отметил, что подобные заседания могут и должны стать действенным механизмом участия общества в определении оптимальных путей развития конституционного и политического процесса в Украине.

Собственно, этот тезис уже получил свое подтверждение — встреча в «Украинском доме» не ограничилась только дискуссией. По ее итогам была принята резолюция, где перечислены основные требования и предложения по политическому урегулированию. Необходимыми условиями признаны завершение конституционной реформы, создание специальной комиссии для выработки изменений Конституции и принятие Переходных положений, которые регулировали бы проведение досрочных выборов. В свою очередь, работать над оптимизацией Основного Закона, а также избирательного законодательства собирается и сама Гражданская конституционная ассамблея — в ее рамках сформирована рабочая группа во главе с Виктором Мусиякой, которая уже к середине мая обещает подготовить проект изменений. Параллельно свою деятельность начнет Гражданская платформа по защите конституционного строя в Украине, также созданная по инициативе участников собрания. Цель этого движения — не только экспертиза и формулирование профессиональных рекомендаций по конституционным проблемам, но и обеспечение общественного контроля над действиями власти в период политической нестабильности.

Татьяна МОСЕНЦЕВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ