В зал для пресс-конференций информационного агентства «Украинские новости» зашел пожилой человек. Опираясь на трость, он прошел мимо журналистов и сел за стол. Это Евгений Стахив — живой участник Украинского Главного Освободительного Совета, руководитель подполья ОУН на Донбассе в годы Второй мировой войны, глава среды Украинского Главного Освободительного Совета за границей (США), демократ и активный пропагандист украинства. Евгений Павлович в возрасте 91 года приехал в Украину в связи с важной датой — 65-летием со дня основания Украинского Главного Освободительного Совета.
Многие сейчас, апеллируя к своей памяти и знаниям по истории Украины, не вспомнят — что же это за образование — УГОС? Сейчас Украина взяла курс на углубленное исследование и анализ страниц деятельности Украинской повстанческой армии (УПА) и Объединение украинских националистов (ОУН). Об УГОС информация очень ограничена, словно ее вообще не существовало. Если УПА была войском, а ОУН — одной из политических партий, то УГОС представлял собой орган, который выступал за консолидацию всех украинских сил для вооруженной борьбы подполья против немцев и большевиков. Кроме этого, УГОС выполнял роль законодательного органа подполья в годы Второй мировой войны.
Совет был создан 12 августа 1944 года в составе 24-х лиц, во главе с президентом Кириллом Осмаком из Киева (умер во Владимирской тюрьме) и генеральным секретарем Романом Шухевичем — командиром УПА. В 1944 году, часть совета эмигрировала, образовав заграничное представительство УГОС, где за внешние связи и информацию ЗП УГОС отвечал генеральный секретарь иностранных дел Николай Лебедь, которому с «прорывом на Запад» помогал Евгений Павлович Стахив.
Но как так получилось, что важный кусок нашей истории просто исчез из памяти народа? Материалы, свидетельства, сведения, которые отображали события тех страшных времен, почти не сохранились, историкам просто неоткуда брать источники для исследований. Но пока есть очевидцы, такие, как Евгений Павлович Стахив, в устах которого события оживают, мы не имеем права их забывать. Стахив в своем обращении говорил о неизвестных вехах истории, об Украине и украинской власти, о своей жизни, украинских перспективах, и о взгляде на нас из-за границы. Искренность, простота и дух демократизма в каждой идее и ее словесной оболочке — возраст не помеха для мышления и действий.
Необходимость демократического политического режима была нужна как воздух, однако только со временем стала полностью осознанной. Когда соратники Евгения Стахива спрашивали у него, какое же государство мы строим, он в начале деятельности отвечал «тоталитарное», и только со временем понял, что даже националистический тоталитаризм не способен обеспечить те потребности общества, которые уже давали о себе знать. Как бы страшно это ни звучало, но деятельность националистов была лишена представления того, в какой стране они хотят жить, с каким режимом, и какой властью. Одно было понятно — не в большевистском и не в нацистском.
Отвечая на вопросы журналистов, Евгений Стахив подчеркивал необходимость упрощения процедуры доступа ученых к засекреченным архивам КГБ, не обращаясь к Службе безопасности Украины. Другие страны, такие, как Польша, например, уже открыли доступ к этим материалам, ведь они должны быть под контролем не только историков, но и политиков. «Позор украинскому государству, что оно скрывает то, как большевики притесняли украинцев», — отметил господин Стахив. Заявление Евгения Павловича является очень актуальным сейчас, поскольку в январе этого года Президент своим указом открыл доступ к засекреченным архивам КГБ, и теперь рассекречивание находится на этапе выполнения.
Поднимая вопрос религии, на встрече говорилось и о приезде в Украину 27 июля 2009 года патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этом контексте, господин Стахив отметил, что каждое государство имеет свою церковь, как, например, «польская церковь является базой польского патриотизма, почему Украина признает церковь другого государства». Актуальным это замечание является в свете постоянных споров между Киевским и Московским патриархатом, которые знают случаи рукоприкладства и откровенного непризнания Киевского патриархата. Устранение религиозных споров интересует далеко не все властные верхушки. Ведь высокий статус влияет не только на политические фигуры, но и на духовные.
Не обошел Стахив вниманием и ту политическую ситуацию, которая сложилась сегодня в Украине. Недавний официальный визит в Москву президента США Барака Обамы мог стать следующим после визита в Украину. Однако, этого, как известно, не произошло. Из уст Евгения Павловича объяснение прозвучало как простой, но в то же время риторический вопрос: «К кому же Обама приедет, если в Украине почти нет власти?!». За событиями в Украине наблюдает весь мир. Если иностранец имеет возможность прикоснуться к украинским историческим и культурным достояниям, он обязательно спросит: «Почему вы, украинцы, имея такой интеллектуальный, ресурсный, научный, природный потенциал, так живете?». В словах Евгения Павловича звучала горечь, печаль и боль, что в Украине не все так благополучно и счастливо, как бы он хотел, и за что в свое время боролся. Ведь не стоит забывать, что он украинец, хоть и американский, однако Украина для него — не только гостеприимная среда, но и часть дома и сердца. «Многие украинцы считают, что независимость просто свалилась им на голову. Но это не так! Потому что в борьбе за нее погибли тысячи украинцев!», — отмечает Евгений Павлович.
Известный историк современности Станислав Кульчицкий, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института истории Украины Национальной академии наук Украины, отвечая на вопрос «Дня» об исторической оценке деятельности УГОС, отметил следующее: «Украинцы плохо знакомы с УГОС, возможно потому, что этого нет в школьных учебниках. В вузовских курсах «Истории Украины» деятельность УГОС также не прослеживается. Это наша ошибка, вызванная состоянием источников, которые почти не сохранились. Мы должны протянуть цепочку от УНР к УГОС дальше — к деятельности подпольных организаций в послевоенной Украине, и к решающим событиям 1989—1891 годов. Необходимо понять, что в 1917 году Украинская Народная Республика была основана на абсолютно недемократических основах, поэтому и потерпела неудачи. Начиная с 1921 года, находясь в эмиграции, бывшие борцы за освобождение образовали сначала военную организацию, потом ОУН, а позднейшее — УПА. Когда шли группы УПА в Восточную Украину, стало понятно, что там совсем иная ситуация, по сравнению с Западной Украиной, которая требует кардинально других действий. Кроме того, Советский Союз был в союзе с демократическими странами, в отличие от Германии и ее союзников. В результате поражение Германии еще до Сталинграда было очевидным. Идеология, которую исповедовали оуновцы в 20-30 годах, была тоталитарной, и оказалась непригодной для дальнейшей борьбы. Это и стало причиной создания УГОС».
СПРАВКА «Дня»
Родился Евгений Стахив 15 сентября 1918 года в г. Перемышль, в семье артиллериста Павла Стахива. Уже в 1934 пошел в подполье, был участником украинских школьных и молодежных организаций Галичины, позже — членом ОУН. В 1938 оказался на территории Подкарпатской Руси, вступил в Карпатскую Сечь. В марте 1939 года, после ликвидации Закарпатской Украины, попал в плен, откуда бежал через Словакию в Австрию. С 1941 года руководил ОУН на Донетчине. С 1949 года и по сей день живет в США, где возглавляет Среду Украинского Освободительного Совета за границей. Имеет трое детей и троих внуков, которые знают украинский язык и чтут традиции. В прошлом году Евгений Стахив был награжден орденом Ярослава Мудрого V степени, в этом году этим же орденом, но уже IV степени.