Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинский Севастополь на восемь веков старше бывшего русского

17 июня, 2008 - 20:24

Недавно МИД России фактически поддержал скандальные заявления мэра Москвы Лужкова относительно статуса Севастополя, при этом заявив, что делает это «в первую очередь, исходя из коренных интересов наших народов, искренней и глубокой заинтересованности в сохранении и развитии русско-украинской дружбы».

В украинско-русских отношениях действует безотказный признак: как только в Москве начинают говорить о дружбе и братстве, это значит, что руки уже вот-вот — тянутся к украинской территории.

Нынче Россия празднует 225-летие Севастополя и российского Черноморского флота.

Украинская история Крыма и черноморского военного мореплавания значительно более глубокая, чем русская.

Прямо подчиненными Киеву территории в Крыму стали не позже 988 года, хотя некоторые историки считают, что это произошло на пару десятилетий ранее — после разгрома князем Святослав Хазарского каганата.

В 988 году победно для Киева закончилась Херсонесская война. Киевский князь Владимир Великий захватил византийский Херсонес (нынче на его месте и месте его бывших владений расположен Севастополь).

В Украине этот город назывался Корсунь. Впервые за полтора тысячелетия своего существования неприступная византийская крепость капитулировала именно перед киевским войском. Поэтому, Украина без никакой натяжки этой весны может праздновать не 225-летие, а 1020-летие украинского Корсуня.

По данным историков, взятие Херсонеса произошло до 27 июня 988 года, и на надлежащем уровне отпраздновать эту историческую дату все еще не поздно.

Вскоре Херсонес был возвращен Византии в обмен на бракосочетание киевского князя с византийской принцессой. Благодаря этому браку фактически началась великодержавность Киева.

В то же время, еще с конца VIII века фиксируются данные о нападениях наших предков на малоазиатское побережье Византии. Еще 18 июня 860 года киевляне впервые в истории взяли в осаду Константинополь. В те времена это было почти все равно, что сегодня Вашингтон. Далее были походы на Царьград князей Олега, Игоря.

Черное море звалось Руским тогда, когда Русью звались исключительно Киев с околицами. А к возникновению поселка на месте Москвы оставались века.

Однако почти весь остаток византийских владений в Крыму надолго отошел под власть Киева. Средневековый Крым был крепко подчинен Руси в виде Тмутараканского княжества, которое охватывало всю территорию Восточного Крыма. Это княжество уникальное для истории Киевской Руси, поскольку, оторванное на сотни километров от Руси, — Средней Надднепрянщины — хранило лояльность метрополии, несмотря на путешествия между ними орд иноэтнических кочевников.

Тмутаракань была поглощена византийскими колониями в Крыму во второй половине XII века. Таким образом, давняя Киевская история Крыма длилась около двух веков, кстати, больше, чем недавняя русская история Крыма с 1783 по 1954 годы.

Вторая половина XVI — первая половина XVII веков характеризуются почти непрестанными походами украинского казацкого флота на Черном море. Казаками за это время были взяты практически каждая крепость на побережье Черного моря — Варна, Евпатория, Очаков, Трапезунд, Синоп, Ахтиар, Инкерман, Синоп, Измаил, Хаджибей (большинство городов по несколько раз).

В современных Севастопольских бухтах казаки по меньшей мере дважды разбивали турецкий флот. В 1616 году во второй раз была взята неприступная Каффа, вместе с сокровищницей Крымского хана. В 1615—1616 годах украинские казаки дважды сожгли пригород Стамбула.

Казацкий флот даже проходил парадным строем по самому Босфору, обстреливая султанский дворец. На то время непобедимая Османская империя, которая готовилась к походу на Вену и угрожала королю Франции, оказалась беззащитной против украинского флота в самом своем сердце.

Кстати, русским адмиралам, в отличие от украинского гетмана Сагайдачного, ни одного раза так и не удалось высадиться в Стамбуле, действуя даже против относительно ослабленной Турции XVIII—XIX веков.

И во время русско-турецких войн конца XVIII века взятие Измаила, Очакова и Хаджибея — дело рук в первую очередь (или, во всяком случае, — в том числе) украинских казаков. Главный народный герой Севастопольской обороны 1854—1855 годов матрос Кишка — также не чужой Украине.

Современные «козыри» России в вопросе Крыма состоят главным образом в том, что «хочется кушать». А также в том, что Россия аннексировала Крым в 1783 году, и с того времени провела на полуострове несколько волн депортаций местного населения (кстати, не только крымских татар, но и греков, болгар, армян и тому подобное).

Поэтому исторические аргументы Украины в вопросе принадлежности Крыма достаточно весомы.

И это уже не говоря о том, что на стороне Украины и закон, и Конституция (в том числе СССР и УССР).

В частности, тот факт, что в статье 77 Конституции Украинской ССР, принятой 20 апреля 1978 года, говорится: «Городами республиканского подчинения в Украине являются Киев и Севастополь». А в Конституции СССР от 1977 года, после которой была принята Конституция УССР, в статьях 76 и 78 утверждалось: «Союзная республика имеет свою конституцию, которая соответствует Конституции СССР». На стороне Украины и двухсторонний договор Украины с Россией, и решение Совета Безопасности ООН.

Поэтому идея дискуссии о принадлежности Севастополя может возникнуть только под напеченной необычно теплым солнцем кепкой.

Александр ПАЛИЙ, историк, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ