Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Устоит ли коалиция?

Эксперты называют дату, когда представители парламентского большинства будут сдавать экзамен на прочность — 14 мая
24 апреля, 1996 - 20:11
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Коалиции в нашей стране — это как черно-белое кино. На момент заключения коалиционного брака, подписанты соглашения как молодожены: выглядят счастливыми, умиротворенными, мило улыбаются на камеры и публично клянутся в политической верности друг другу. Но проходит некоторое время и коалиционно-семейная идиллия разбивается о горькую «бытовую» парламентскую действительность. И что интересно: кто бы из фракций не оказался в составе коалиции, действительно четкой и слаженной работы как не было, так и нет. Постоянные распри, постоянные походы «на лево» кого-то из участников правящего большинства, постоянные ссоры, а главное — тотальное недоверие друг другу. К сожалению, именно эти процессы являются несменными спутниками коалиционеров. Небезызвестная антикризисная коалиция в составе ПР, СПУ и Компартии в Раде прошлого созыва не в счет. Стены тогдашнего коалиционного дома были прочно зацементированы желанием удержаться у власти Януковичем, Морозом и Симоненко. У демократов с «цементом» дефицит. Казалось бы, разве могут повторяться снова и снова такие коалиционные потрясения, какие имели место между БЮТ и НУ-НС? Оказывается, могут, и что главное — уже без «Нашей Украины», на которую, как правило, и вешали всех коалиционных собак. Мол, вечно «оранжевым» что-то не то, что-то не так... Ныне роль недовольных и обиженных играют литвиновцы. Возобновившиеся слухи о тайных переговорах Юлии Тимошенко и Виктора Януковича соратники спикера восприняли в штыки. Фракция БЮТ может вести переговоры с Партией регионов о расширении состава коалиции только по поручению совета коалиции, — заявляют представители самой маленькой фракции в Верховной Раде. Лидер фракции блока Литвина Игорь Шаров накануне заявил: «С юридической точки зрения, и с точки зрения этики, сегодня если и может идти речь о переговорах, то исключительно о переговорах коалиции и Партии регионов. Все остальное не называется переговорами». «Фракция БЮТ сама может вести переговоры с фракцией Партии регионов в том случае, если она выйдет из коалиции», — отмечает Шаров и призывает коллег по коалиции «не поддаваться искушению».

Директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик отмечает, что на данный момент уже существуют некоторые линии разлома в коалиции. «БЮТ пытается оставить Юлию Тимошенко на посту премьер-министра, Блок Литвина пытается сохранить за своим лидером должность главы Верховной Рады, фракция НУ-НС тоже заинтересована в получении ряда должностей», — говорит эксперт. Причиной возможного развала нынешней коалиции Виталий Кулик называет вопрос грядущих министерских ротаций в правительстве. Но последний гвоздь в коалиционный гроб может забить политика премьера Тимошенко, «которая фактически ведет к значительным провалам в экономической сфере, и ее партнеры больше не хотят нести политическую ответственность за проколы». «Ближе к середине года возможен окончательный коалиционный раскол», — заключает политолог.

Кадровые министерские ротации в правительстве Юлии Тимошенко — это уже своего рода притча во языцех. Их анонсировали еще два месяца назад, а кадровый воз, как говорится, и ныне там. По мнению директора Киевского института проблем управления им. Горшенина Костя Бондаренко, тема кадровых перестановок в правительстве остро станет уже после 14 мая. Дата — не случайна. Именно в этот день, как ожидается, Кабмин презентует в Раде свою антикризисную программу, рассмотрение которой на прошлой неделе было отстрочено, во-первых, из-за необходимости срочного принятия законов, связанных с получением второго транша МВФ, во-вторых, из-за поправок регионалов к антикризисной программе КМУ.

«Исходя из нынешней кризисной ситуации в экономике страны, для украинцев не является важным «партийный цвет» будущих новых членов правительства, для них главное то, чтобы этот человек был профессионалом», — отмечает президент Аналитического центра «Открытая политика» Игорь Жданов. «Я бы сказал, что до 14 мая, до момента, когда БЮТ сам перенес оглашение собственной антикризисной программы — это как раз время для того, чтобы сформировать публичное мнение и начать называть кандидатуры министров для того, чтобы вернуть определенное расположение как внутри коалиции, так и в обществе», — заключает эксперт.

В целом же, политологи прогнозируют два варианта развития событий: либо внутри коалиции будет найдено взаимопонимание для назначения новых министров, либо может возникнуть новая «мегакоалиция» с участием в ней Партии регионов.

«Создание нынешней коалиции было связанно с договоренностями по сохранению действующего правительства. Коалиция не планировала формировать политику, а была создана лишь для сохранения статус-кво в исполнительной власти. В этом и сила, и одновременно слабость коалиции. Она по определению не способна на серьезные политические шаги, а с другой стороны — очень ограничено поле для принятия решений и неспособность отвечать за политику, которую проводит правительство, приводит к постоянным внутренним ссорам», — отмечает президент Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев.

К «букету» внутренних коалиционных проблем надо прибавить и позицию «извне». Президент Ющенко уверен, что нынешняя коалиция — нелегитимна и если КС докажет это своим постановлением (соответствующее представление главы государства, как известно, Конституционный Суд уже рассматривает), это поставит под удар не только правящий парламентский союз, но и судьбу Верховной Рады нынешнего созыва в целом.

В такой ситуации есть два пути: создание новой коалиции или «перезагрузка» ВР. Но бютовец Николай Томенко видит и третий сценарий: «14 мая может завершиться, как всегда, по-украински — когда не пройдет ни идея создания новой коалиции, ни идея досрочных выборов, и так мы будем мучиться до осени».

Президент Виктор Ющенко уверяет: очень плохо, что центр власти был перенесен в парламент, ведь в настоящее время в ВР нет большинства, а значит — де-факто нет коалиции. Виноват парламент, виновна недокоалиция, и если не будет реального большинства (пусть даже и расширенной за счет ПР или КПУ), то «есть другой путь — проведение досрочных парламентских выборов».

Отметим, что главы разных государств в разное время выражали недовольство своими парламентами. Кстати, 30 апреля человечество отметит 354 годовщину разгона первого в мире парламента. В 1653 году один из организаторов английской буржуазной революции Оливер Кромвель распустил так называемый Долгий парламент Англии. Кромвель был депутатом пять лет, но в очередной раз, услышав возражения лордов, заявил им: «Вы слишком долго заседали. Пора покончить с вами! Во имя Бога, уходите!»

С Кромвелем прибыл взвод верных солдат — и депутаты мирно разошлись.

Разгон законодательного органа во Франции в ночь с 1 на 2 декабря 1851 года, учиненный президентом Франции Луи-Наполеоном Бонапартом, был не столь мирным. Законодательное собрание распустили, большинство депутатов арестовали. Последовавшее за этим восстание было подавлено, и президент стал императором.

Нынешнее поколение помнит трагический роспуск и последовавший за ним расстрел российского парламента в октябре 1993 года. Это одна из наиболее горьких страниц в истории России, которая во многом наметила тенденции развития страны по пути дальнейшего усиления президентской вертикали.

В ноябре 1996 года Александр Лукашенко фактически «закрыл» Верховный совет Беларуси, сославшись на результаты референдума по проекту новой конституции. И неважно, что они носили рекомендательный характер. Получив нужный результат, президент распустил парламент и объявил выборы. Протесты оппозиции и «уволенных» депутатов ничего не дали, а ведь за несколько месяцев они могли объявить Лукашенко импичмент...

Таким образом, очевидно, что нелегкие взаимоотношения президента и депутатского корпуса — это не украинское «ноу-хау». Однако в нашем случае есть как минимум одно «но». Президент, премьер и парламент так «заигрались» в выяснении кто прав, кто виноват, что их авторитет не просто девальвировал — 50,6% украинцев считают свою же власть главной угрозой национальной безопасности. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного специалистами Центра им. А. Разумкова в текущем месяце. Эта цифра, мягко говоря, настораживает. Но наши политики не изменяют себе: они снова и снова занимаются кулуарным коалиционным строительством. И это, пусть при хрупком, но все-таки существующем в Верховной Раде большинстве.

Практически все эксперты едины в одном — даже негласный союз между БЮТ и ПР может быть только краткосрочным, для того, чтобы решить их предвыборные проблемы. «Альянс между Тимошенко и Януковичем имеет смысл только в одном случае — если они договорятся об избрании Президента в парламенте и поделят власть в стране на двоих до выборов», — говорит политолог Вадим Карасев. А вот одобряет ли такую формулу выборов главы государства народ — ни Тимошенко, ни Янукович не поинтересовались, да и вряд ли поинтересуются...

Наталия РОМАШОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ