На этой неделе с новой силой вспыхнула дискуссия на тему усыновления украинских детей иностранными гражданами. В четверг начальник отдела надзора за соблюдением законодательства по делам несовершеннолетних Генеральной прокуратуры Наталья Шестакова сообщила, как передал Интерфакс-Украина, что Генпрокуратура возбудила уголовные дела против должностных лиц Государственного центра по усыновлению детей Министерства образования Украины по фактам совершения незаконных действий при усыновлении и использовании заведомо поддельных документов. По ее словам, за 6 лет иностранцы усыновили через Государственный центр усыновления более 8,4 тысячи детей. При этом о судьбе более четырех тысяч из них в Центре отсутствуют какие-либо данные. В то же время, по словам главы пресс-службы МИД Украины Сергея Бороденкова, на консульском учете в диппредставительствах Украины за рубежом находятся девять тысяч 187 детей — граждан Украины, усыновленных иностранцами — в соответствии с украинским законодательством — на протяжении 1996 — 2002 годов. С.Бороденков также добавил, что украинские консульские учреждения располагают «полной информацией о детях, их жизни в семьях, которые их усыновили». Данная проблема волнует не только государство, но и общественные организации, и политиков.
Через полтора месяца после создания благотворительного фонда «Доля дитини» его учредители и региональные представители из 16 областей Украины и Крыма, а также Великобритании, Германии и Северной Америки приняли решение преобразовать фонд в международный. «Как правило, у новых фондов проходит очень много времени между регистрацией и первыми результатами деятельности, — говорит президент Международного благотворительного фонда «Доля дитини», народный депутат Владимир Шепетин. — Мы решили использовать накопленный опыт Ротари-клубов, которые решают проблемы помощи детям не первый год и не первое десятилетие. К примеру, Харьковский Ротари-клуб уже реализовал программы борьбы с детскими диабетом и туберкулезом… А теперь мы взялись за решение одной из острейших, по нашему мнению, «детских» проблем в Украине — организацию усыновления детей-сирот».
27 февраля 1991 года Верховная Рада ратифицировала мировую Конституцию прав детей — Конвенцию ООН о правах ребенка. Еще пять лет потребовалось для того, чтобы создать при Министерстве образования и науки Центр по усыновлению детей и утвердить «Порядок передачи детей, которые являются гражданами Украины, на усыновление гражданам Украины и иностранным гражданам и осуществление контроля за условиями их проживания в семьях усыновителей». Законодательно установлено, что усыновление в Украине осуществляется «исключительно в интересах ребенка и (если) единственный или оба родителя которого: умерли, неизвестны, лишены родительских прав, признаны в судебном порядке недееспособными, без вести пропавшими или объявлены умершими, дали письменное согласие на усыновление или свыше шести месяцев не живут вместе с ребенком и без уважительных причин не принимают участие в его содержании и воспитании…». Решение об усыновлении детей в Украине принимается только судом. И в соответствии с нашим законодательством, усыновление детей-сирот иностранцами осуществляется в случаях, когда «исчерпаны все возможности их усыновления в Украине, взятия под опеку или на воспитание в семью граждан Украины. И при условии, что дети были не менее одного года на учете в Центре по усыновлению.
Впервые о проблемах в этой области Владимир Шепетин услышал в начале прошлого года в США, где он побывал в составе делегации Харьковской области, которую возглавлял Евгений Кушнарев. Как оказалось, все усыновленные в нашей стране иностранцами дети должны находиться под надзором соответствующих консульских учреждений МИД Украины. И эти консульства должны регулярно передавать информацию о жизни наших маленьких сограждан (дети сохраняют гражданство Украины, как минимум, до 18 лет) в МИД. Такие отчеты (составленные по определенной форме и с приложением фотографий детей) должны быть заверены подписями сотрудников консульств, работников местных социальных служб, а также агентств по усыновлению. К сожалению, сегодня украинский Центр по усыновлению не имеет информации о судьбе нескольких тысяч детей.
На проблему усыновления украинских детей иностранцами существуют разные точки зрения. Подсчитано, что сегодня в «учреждениях системы просвещения, охраны здоровья, труда и социальной защиты» (детдомах и интернатах) нашей страны находится около 90 тысяч детей-сирот и детей, «лишенных родительской заботы». Среди них очень мало детей, родители которых погибли или умерли. Большинство составляют так называемые «социальные сироты», у которых живы родители. И почти половина из тех, кому еще не исполнилось четыре года — именно таких чаще всего усыновляют, — тяжело больны (болезнь Дауна, детский церебральный паралич, слепота, врожденный порок сердца, тяжелые дефекты развития, хронические гепатиты). В детских учреждениях также немало детей, рожденных от матерей, больных СПИДом, венерическими, психическими заболеваниями. К тому же нередко отцами таких малышей являются алкоголики и наркоманы.
Специалисты утверждают, что иностранцы, желающие усыновить ребенка, до недавнего времени часто ездили в… Китай. После того, как мир «открыл» Украину, и к нам стали прибывать кандидаты в усыновители из США, Швеции, других стран Европы. Усыновляют «детдомовских» детей и наши сограждане. (Их было бы еще больше, если бы процесс усыновления стимулировал закон, как это делается сейчас за рубежом). Начиная с 1996 года, в Центр обращалось более десять тысяч иностранных семей. Ежегодно сюда обращаются около двух тысяч семей иностранцев, готовых усыновить украинского ребенка. Бывает, кандидаты в родители обращаются за помощью и к случайным посредникам (зачастую находя их в сети Интернет). Были случаи, когда посредники вызывали в Украину людей, брали у них за свои услуги деньги, а потом скрывались. Кстати, по законам Украины посредники вообще не имеют права вмешиваться в процесс усыновления.
«Не случайно даже сегодня Украину продолжают называть «страной дикого усыновления», — отмечает Владимир Шепетин. — Но знаете, более жесткая система контроля, которую начинает вводить Центр по усыновлению (а наш Фонд намерен оказать ему в этом всемерную помощь), многим не понравилась. Более того, мы столкнулись с непониманием и даже сопротивлением со стороны чиновников, которые вроде как должны этим делом заниматься…»
Причины такого сопротивления понять, в общем-то, не трудно. Известно, что расходы в Украине иностранных агентств по усыновлению составляют, в среднем, более $10 тысяч. Ежегодно в нашей стране иностранцы усыновляют более двух тысяч детей (В 2001 году они усыновили 2672). Легко подсчитать, что на это было потрачено более $20 миллионов. Причем солидная часть денег тратится на «ускорение» процесса оформления различных документов, которых требуется много. Уже не говоря об «обходе законов». К примеру, зарубежные граждане не имеют права усыновить ребенка возрастом до одного года. Решить такую проблему может справка за подписью главврача родильного дома...
Верховной Раде еще предстоит процесс согласования «усыновительного» украинского законодательства с законодательством других государств, приведение его в соответствие с международными нормами. Например, законы Германии предусматривают прекращение любых родственных связей усыновленных детей. А ст. 112 Кодекса о семье и браке Украины не распространяет тайну усыновления на иностранцев. Во Франции, США и некоторых других странах решение украинского суда об усыновлении должно пройти дополнительную процедуру «полного усыновления». Не говоря уже о том, что законодательство разных стран требует разных сроков надзора государства за адаптацией ребенка в новой семье. В общем, порядок усыновления в Украине давно требует совершенствования. И работы здесь хватит всем — и народным депутатам, и Кабмину, и Международному благотворительному фонду «Доля дитини». К слову, в прошлом году в Брюсселе прошла первая за последнее десятилетие международная конференция стран ЕС, посвященная будущему детей Центральной и Восточной Европы. Как видим, эта проблема волнует многих европейцев.