Вы знаете, почему украинский парламент не рассмотрел перед отпуском вопрос о прекращении полномочий депутатов-совместителей? Оказывается, все очень просто: из-за возможной потребности в их голосах на возможной внеочередной сессии Верховной Рады. Об этом в интервью «Власти денег» заявил председатель депутатской фракции Партии регионов Александр Ефремов. «Одни депутаты будут выведены, а другие еще не успеют войти. Если вдруг нам будет нужно в летний период неожиданно собрать внеочередное заседание парламента, у нас не будет пяти или семи голосов. Все, только временной фактор и никакой политической основы здесь нет». Партия регионов, мол, не инициировала прекращения полномочий депутатов-совместителей из-за опасения, что Центризбирком мог не успеть зарегистрировать новых парламентариев с тем, чтобы они приступили к депутатским обязанностям до конца VI сессии.
Очень интересно, надо сказать, Александр Ефремов понимает «политическую основу»: для него прямое нарушение Конституции Украины — это, оказывается, не политика. Даже больше: такое нарушение он пытается публично оправдать...
Информация к размышлению: по состоянию на сегодняшний день депутатский мандат с работой в исполнительной власти совмещают министр охраны окружающей природной среды Николай Злочевский, заместитель главы администрации президента Геннадий Васильев, председатель Службы внешней разведки Григорий Ильяшов, председатель «Укравтодора» Владимир Демишкан, губернатор Львовщины Василий Горбаль, губернатор Винницкой области Николай Джига, руководитель государственной компании «Укрспецэкспорт» Дмитрий Саламатин. Причем сроки разные: если Николай Злочевский был назначен на свою должность в начале июля, то указ о назначении Геннадия Васильева был подписан главой государства в конце апреля. Конституция же содержит норму (ст.78), согласно которой народные депутаты не могут «быть на государственной службе, занимать другие оплачиваемые должности, заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности), входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия или организации, что имеет целью получение прибыли». То же, только несколько иными словами, формулирует ст.120, которая содержит требования в отношении совмещения должностей членами Кабмина и руководителями центральных и местных органов исполнительной власти. Основной Закон предоставляет двадцатидневный срок, чтобы назначенный в исполнительную власть депутат добровольно сложил свои полномочия. Если он этого не делает, тогда председатель Верховной Рады должен подать в суд, следовательно, нардеп избавляется от мандата по решению суда.
А теперь посмотрим, сколько же статей Конституции здесь нарушено и кем именно. Николай Злочевский не нарушал ничего: с начала его назначения не прошло 20 суток до окончания парламентской сессии. А вот как оценить действия (или же бездеятельность) главного разведчика страны? Если человек на такой важной должности два с лишним месяца пренебрегает Основным Законом, то как можно верить в его порядочность и законопослушность? Что делать с другими нарушителями депутатской присяги («присягаю соблюдать Конституцию Украины и законы Украины» — ст.79)? А как относиться к председателю фракции, который — если уже сам неспособен укротить нарушителей — должен был бы идти к президенту, не доводя дело о совмещении должностей с депутатскими мандатами к позорному судебному разбирательству? И, наконец, исполняет ли свои обязанности в этой ситуации председатель Верховной Рады Владимир Литвин, призванный организовать работу парламента (ст.88)?
Целый букет нарушений Основного Закона, не так ли?
Впрочем, если бы и депутаты-совместители, и спикер, и председатель фракции вовремя (то есть еще несколько месяцев назад) решали бы этот вопрос, то реализация такого решения непременно сопровождалась бы... нарушением Конституции. Ведь голосования «за себя и за того парня» (а чаще всего — за нескольких ребят) давно стали традицией в Верховной Раде. И это несмотря на то, что Основной Закон это строго запрещает: «Голосование на заседаниях Верховной Рады Украины осуществляется народным депутатом Украины лично» (ст. 84). Но сколько раз во время прямых телетрансляций заседаний парламента каждый мог увидеть народных избранников, которые жмут на две, три, а то и пять кнопок, вставив туда личные карточки для голосования отсутствующих коллег по фракции; сколько раз СМИ извещали о скандалах, которые возникали тогда, когда кто-то голосовал чьей-то карточкой вопреки воле ее хозяина. Но и дальше творятся чудеса удивительные: в зале пленарных заседаний — несколько десятков народных избранников, а законы и постановления принимаются едва не конституционным большинством голосов.
Кстати, здесь еще одно нарушение Конституции, которая отмечает: «Народные депутаты Украины осуществляют свои полномочия на постоянной основе» (ст. 78). А какая же это «постоянная основа», когда присутствует только твоя карточка, а не ты сам? И как относиться к той десятке депутатов (семеро — Партия регионов, трое — БЮТ), которые на протяжении прошлой сессии посетили, по данным вице-спикера Николая Томенко, то ли одно, то ли два пленарных заседания (а их карточки между тем исправно голосовали)?
Вот такой клубок очень непростых проблем функционирования украинской законодательной власти разматывается, стоит только дернуть за одну из ниточек. А таких ниточек очень и очень много...
Следует признать, что эти проблемы появились не сегодня и даже не вчера. Истоки их — общественное растление, которое долгое время провоцировал режим Леонида Кучмы. Казалось — вот уйдет Леонид Даниилович с высшей должности, и ситуация в корне изменится. Но так не случилось.
Вспомним: в феврале 2005 года только что назначенная премьер-министром Юлия Тимошенко заявила: во исполнение конституционных требований министры, другие руководители центральных властных ведомств и председатели облгосадминистраций не позже, чем через месяц с момента назначения на должности сложат депутатские мандаты. Большинство министров выполнили свой долг. А вот другие... Скажем, министр образования и науки Станислав Николаенко, как только сакраментальный месяц прошел, отметил: мол, интересы его избирателей требуют совмещения должностей в законодательной и исполнительной власти. И с чистой совестью продолжил это совмещение. Молча пошли тем же путем и его коллеги-министры Полищук, Терехин, Пинзеник. А еще — секретарь Совета национальной безопасности и обороны Порошенко и председатель Службы безопасности Украины Турчинов. А еще директор Национального института стратегических исследований Грынив. И, конечно, практически все руководители областных госадминистраций из числа тех, кто попал на эту должность из зала заседаний Верховной Рады...
Другими словами, провозгласив очень хорошие вещи, «оранжевая» власть в плане соблюдения Конституции не превратила слова в дела. А именно тогда был шанс, наконец, отойти от подмены принципа верховенства правовых норм принципом политической целесообразности. Теперь же такой шанс практически отсутствует — не в последнюю очередь в результате сплоченности властной команды в отстаивании своих (а не национальных) интересов любой ценой.
В итоге это все значит, что надежда некоторой части общества на изменения Основного Закона, которые, мол, сделают механизмы власти прозрачнее и подконтрольнее, напрасны. Для себя нынешняя властная команда нормы Конституции считает необязательными (примеров этого множество, начиная с подходов к формированию правительственной коалиции и заканчивая только что приведенными парламентскими перегибами); впрочем, и часть оппозиции (вспомним трех депутатов от БЮТ) — также. При этих обстоятельствах, как это не парадоксально и не грустно в начале ХХІ века, опять становится актуальным принцип действия диссидентов брежневского времени, которые проводили публичные акции под лозунгом: «Уважайте советскую Конституцию!»...