В недалеком прошлом глава Украинского отделения Интерпола Кирилл Куликов сегодня является народным депутатом пропрезидентской фракции НУ-НС, а если точнее - группы «Самооборона». Ни для кого не является секретом, что «оранжевая» фракция состоит из таких себе мини- фракций. Между двумя из них - «Народной самообороной» и новоиспеченным Единым Центром чаще всего наблюдаются, скажем так, разногласия. Депутатов от НС обвиняют в дрейфе в сторону премьера Тимошенко, парламентариев, представляющих ЕЦ - абсолютную зависимость от главы Секретариата Президента. И вот недавно Виктор Балога, заявил о том, что осенью в парламенте будет создана коалиция другого формата - БЮТ+КПУ+«Самооборона». Сегодняшний собеседник «Дня» прогнозы главы президентской канцелярии называет несбыточными, подчеркивая, что существующая нынче коалиция, несмотря на ее небольшой голосовой перевес над меньшинством, имеет светлое будущее.
Вообще, надо сказать, что Кирилл Куликов является еще тем оптимистом. Он не верит в ближайшую отставку правительства Тимошенко, не верит в досрочные парламентские и досрочные президентские выборы, и самое главное - Кирилл Борисович прогнозирует скорое политическое затишье, в то время как большинство политиков и экспертов обещают небывало жаркую осень с кризисным «урожаем».
- Скажите, а почему в разгар парламентского отпуска народный депутат Кирилл Куликов работает в офисе?
- Знаете, если отвечать пафосно, я бы ответил как один депутат от Партии регионов на телепрограмме, дескать, я не заслужил на отпуск и так далее. А если серьезно, то я предполагал, что парламентские перипетии еще далеко не закончены и с окончанием пленарной рабочей сессии произойдут какие-то события. Вот эти события, к огромному сожалению, в виде трагедии на Западной Украине произошли. Ни в коем случае не хочу говорить, что я герой и своим присутствием на рабочем месте спасу людей. Нет. Но я буду делать свою работу без самолюбования, в отличие от некоторых моих коллег. А вообще, я не знаю, как люди, которые ходят в костюмах за три тысячи долларов могут себе представить, что такое остаться без жилья, без крова над головой.
- Кстати о костюмах. На прошлогодних выборах, помнится, представители правящей нынче коалиции в парламенте, обещали не только ликвидировать депутатскую неприкосновенность, но и существенно урезать множественные льготы и привилегии владельцев мандатов. Прошло одиннадцать месяцев, а воз и ныне там... Напротив, финансирование, скажем, ДУСи возросло заметно, по сравнению с прошлым годом. Вы являетесь членом бюджетного комитета, расскажите, почему выросли расходы на содержание власти?
- На самом деле, я считаю, мягко говоря, неправильным, когда мы тем или иным образом опускаем депутатов до уровня попрошаек, нищих. Депутат - это человек, который представляет страну. Когда у нас был первый созыв ВР, я летел в США и увидел двух депутатов, которые были одеты в рубашки с коротким рукавом, галстук - «мечта ударника», а на головах были нелепые шляпы. Они летели в Конгресс США. Смотря на них, складывается представление о стране. А за страну должно быть не стыдно. Вот, скажем, у нас есть бренд- нейм - Тимошенко, которого ни у кого в мире нет. Есть молодые, красивые, умные президенты, но такой статц - дамы нет и это вызывает определенную гордость. Что же касается сокращения средств, предусмотренных бюджетом на обеспечение деятельности ДУСи. Я не могу сказать, что наш Президент живет роскошно. Вы знаете, мы все же не Швеция, где король во дворец ездит на велосипеде. Опять-таки, все сейчас обрушились на парады, на строительство памятников. Ведь должна же нация чем- то гордиться. У нас 70 миллионов будет потрачено на парад. Ужас какой... Но ведь воруют каждый год миллиарды и ничего, все молчат! Например, в столичную программу функций города Киева заложено полтора миллиарда, из которых миллиард уже украден. Так это нормально, а 70 миллионов на парад - это большая трагедия. Парад - это ведь то действие, которое объединяет, а не раскалывает общество. Поэтому, если разумно составлять бюджет, то можно найти достаточно способов, в том числе и для того, чтобы предусматривать те события, которые произошли на сегодняшний день на Закарпатье. Извините меня, но даже школьнику было понятно, что эти события произойдут. Правда, у нас почему-то власти только непонятно, что в Закарпатье бывают паводки, а бывают засухи. Знаете, когда я первый раз увидел бюджет, скажем, так, очень и очень удивился. Вот, скажем, графа «Развитие гидроэлектроэнергетики» - 70 миллионов, в то время как в графе «Ликвидация паводков» - 250 млн. Я говорю: «Ребята, а наоборот нельзя!?» Но нет, вы что, наоборот, у нас нельзя, потому что украсть нельзя. Могу привести пример. В 2001 году был выдан спецпатент с целью ликвидации последствий наводнения на Закарпатье некому гражданину по фамилии Кафка, который без уплаты налогов завез в Украину порядка 14 тысяч автомобилей. Город Хуст тогда напоминал маленькую Баварию. Аналогично он завозил апельсины, бананы, что-то еще. Его, правда, таможня иногда так робко останавливала на месяц, так у него хватало наглости обращаться в суд.
- И товарищ этот далеко не единственный.
- Да, однако, 14 тысяч автомобилей, это, знаете ли, книга рекордов Гиннеса. Жаль, что таких вот «рекордов» не фиксируют. Вернусь к бюджету. Бюджет - это главная финансовая смета страны. Любая нормальная страна должна иметь определенный вектор развития. В каком направлении мы движемся, и что мы считаем ключевым направлением развития? Какие у нас должны быть социальные программы? Мы считаем, что средства нужно направить, например, на развитие спорта, на здравоохранение, на обеспечение пенсионеров и так далее. Однако нельзя в том кратком документе, коим является бюджет, улучшить все и облагодетельствовать всех. Бюджет не является скатертью-самобранкой. Нужно определить приоритеты. А наш бюджет сегодня - это не серьезный финансовый документ, это лоскутное одеяло, которое растащено между всеми фракциями. У нас, например, есть одна замечательная фракция, которая доит коров, собирает урожай и так далее: так вот, денег, которые они пролоббировали в бюджете на газификацию дороги, хватит на строительство тоннеля «Париж - Лондон» через Ла-Манш.
Мне просто за державу обидно, потому что наш бюджет в итоге превращается в выполнение определенных лоббистских заданий, не более того.
Японское экономическое чудо было построено не сразу после того, как имперская Япония потерпела поражение в войне и появились «Toshiba», «Sony», «Pаnasonic», а благодаря инвестированию в ловлю рыбы. А «Toshiba», «Sony», «Pаnasonic» появились намного позже.
- А украинское экономическое чудо, на ваш взгляд, может быть построено на...
- Украинское экономическое чудо можно построить, на выгодном расположении нашей страны. Украина геополитически находится в очень удобном месте. Это инфраструктурная, транзитная страна. Так вот деньги должны выделяться не на металлургию, которая у нас приватизирована. Пускай едут Ринат Леонидович, Виктор Михайлович и пробивают квоты, это ведь в их интересах. А правительство должно, прежде всего, поддерживать страну. Давайте мы начнем заниматься инфраструктурными проектами. Есть замечательный проект Евро-2012? Хватит всем, но у нас сегодня пытаются монополизировать этот проект. Евро-2012 пройдет, а дороги останутся. Возле дорог потом будет развиваться инфраструктуры, которые привлекут к себе наших «заробитчан», работающих сегодня либо в России, либо в Испании, либо в Италии, либо в Греции... Они с большим удовольствием вернутся домой, потому что тут они будут зарабатывать столько же, сколько сегодня зарабатывают за границей. При этом у них будет два плюса: во-первых, их никто не будет унижать (как в Европе), во- вторых, они будут жить со своей семьей. Ну и потом ведь произойдут серьезные политические изменения, поскольку эти люди будут совершенно по-другому думать. Они не будут зависимы от государства. Это именно тот средний класс, необходимый для того, чтобы менять политическую палитру страны.
- А как вы считаете, может ли сценарий последних киевских выборов, а точнее общего фиаско на них демократических сил, повториться на грядущих президентских выборах?
- Не думаю, поскольку у нашей оппозиции сегодня очень слабые позиции. Посмотрите, например, по спикерам. Кто говорит от имени Партии регионов? Самый выдающийся спикер ПР сегодня - это Нестор Иванович Шуфрич. Это уже, знаете ли, при всем уважении к коллегам из Партии регионов, кризис жанра.
На сегодняшний день необходимо опустить уровень страстей и понять, что Президент должен работать Президентом, премьер - премьером, а оппозиция - оппозицией. До выборов осталось два года и это достаточно серьезный период. Страна вошла в очень серьезный техногенный штопор и наводнением в Закарпатье ничего не закончится. Это только начало. Мы входим в очень сложную, очень проблемную осень.
- Как вы прокомментируете заявление главы Секретариата Президента о том, что осенью будет создана новая коалиция на основе Блока Тимошенко, Компартии и части НУ-НС, которая, цитирую «заметно дрейфует в сторону БЮТ». Очевидно, что в данном случае имеется в виду группа «Народная самооборона».
- Недавно пытались сформировать коалицию в рамках «Нашей Украины» и Партии регионов - не вышло, а теперь вот, пытаются создать большинство другой конфигурации. Я думаю, что единственный возможный коалиционный формат - это существующая коалиция БЮТ+НУ-НС. Хотя, безусловно, хотелось бы, чтобы стране не только на плакатах был нужен Литвин. И если бы политическая сила господина Литвина присоединилась к коалиции, это реально помогло бы снять градус напряжения в обществе. В принципе, у нас очень мало разногласий с депутатами его фракции. Есть персональные амбиции у лидера, но с фракцией разногласий практически нет. Бюджетный комитет возглавляет представитель фракции Литвина и у нас, поверьте, очень эффективный комитет.
- Недавно в интервью «Дню» ваш коллега по фракции Олесь Доний сказал о том, что лично он - член списка НУ-НС не знает, как и кем формировался список этой политической силы на прошлогодних парламентских выборах. А вы знаете, как и кем, и можете рассказать об этом своим избирателям?
- В то время, когда формировались списки, я, наверное, был в том же месте, где был Доний и не видел этот процесс. Но, тем не менее, что касается формирования списков непосредственно «Самообороны», то я могу сказать, что 80% людей, представленных в этом списке имеют общие принципы, общие взгляды и общие ценности. Хотя и у нас попадаются «сюрпризы».
- Сегодня, в том числе представители коалиции признают, что в лагере большинства есть потенциальные Буты и Рыбаковы (депутаты, которые недавно заявили о своем выходе из коалиции. - Ред.). С учетом этого, коалиция может иметь перспективу?
- В мире нет ничего большего, нежели человеческая жадность и человеческая глупость и изменить это невозможно. Таких «бутов» нужно сорок лет по пустыне водить, чтобы они, наконец, вымерли. Конечно же, это большая проблема фракции, лидеров фракций, которые формировали списки, в которые попадают такие, как Бут. Но лучшими списки, по меньшей мере, в ближайшее время, не станут. Парламент - это зеркальное отражение самого общества. Вот, например, все были согласны, что у нас в Киеве плохая власть. И что? Взяли и проголосовали за Леню. Но на самом деле товарищ Черновецкий - далеко не дурак, у него просто такое амплуа - выступать в роли грустного клоуна. Такой себе Енгибаров украинской политики. Тем не менее, он достаточно циничный, достаточно целенаправленный, достаточно прагматичный политик.
- Вы на недавних киевских выборах были доверенным лицом кандидата в мэры Виталия Кличко. Как вы оцениваете его результат в сравнении с предыдущими столичными выборами?
- На этих выборах у нас «умер» боксер и родился политик первого эшелона. На самом деле у Виталия на этих выборах были очень непростые условия: ему, например, закрыли доступ во многие СМИ. Только выборы прошли, и сразу в телевизионном эфире появился Кличко, а вот на выборах - полный вакуум. Поэтому Кличко пришлось на этих выборах выходить на сцену и смотреть в глаза людям, слушать их, отвечать на вопосы, а это ведь достаточно сложно. А самая большая проблема состоит в том, что в начале его политической карьеры из него пытались сделать не Виталия Кличко, а такого себе Арсения Яценюка - книжного, интеллигентного, а он Кличко - такой, какой есть. Он умный, честный, порядочный человек.
- А сегодня, когда выборы прошли, вы можете сказать, почему все-таки Виталий не смог договориться с Юлией Тимошенко, чтобы он был единым кандидатом в мэры от демократов?
- Проблема одна: переоценка представителями БЮТ своих возможностей. При всем глубоком уважении к феномену Тимошенко, в данном конкретном случае это была переоценка сил. Юлия Владимировна думала, что кого угодно возьмет за руку, проведет по киевским улицам и его сразу изберут в мэры.
- А какие сейчас отношения группы «Самооборона» с Президентом?
- Давайте, начнем с того, что сегодня, в том числе в окружении Президента есть люди, которые пытаются убедить его в том, что «Народная самооборона» «ложится» под Тимошенко. Это не так, посмотрите на наши голосования. Когда стал вопрос по императивному мандату, который для БЮТ был едва ли не ключевым законопроектом, все представители «Самообороны» как один проголосовали против. С Президентом у нас отношения действительно очень сложные, это - правда. Почему? Потому что делается все, чтобы убедить Президента, дескать, «Самооборона» - это его враги. На самом деле сегодняшние самые большие друзья Президента первыми его и предадут. А у нас есть своя позиция и мы не боимся встать и высказать свою позицию, глядя в глаза Президента. Честно скажу, что по многим экономическим вопросам я соглашаюсь с мнением Президента. А вот с точки зрения политики... Президент должен понять, что он, а не премьер на сегодняшний день является высшим должностным лицом в государстве и именно он должен строить отношения с представителями других ветвей власти так, чтобы всю страну не колошматило от их «любезностей» с Тимошенко. У нас оппозиция на этом фоне потерялась. Оппозиционеры просто не дотягивают до того уровня, как мы сами можем друг друга «замочить». У них фантазии, креатива не хватит. Для Украины это и колоссальная внутренняя проблема, и проблема внешнего восприятия страны. Мы уже настолько скомпрометировали себя в глазах всего мира, что дальше, по-моему, уже некуда. Я всегда говорю, что политика - это вещь, которая должна делаться в тишине и замечание, скажем, Президента в адрес премьера, не должно сначала облетать весь Земной шар, а потом лишь доходить непосредственно к главе правительства. Не легче ли пройти сто метров друг другу на встречу (от Банковой до Грушевского)? А то, что мы наблюдаем сейчас, серьезно вредит и государству, и каждому из них.
- Вредит не меньше, чем, мягко говоря, перепалки представителя вашей фракции господина Жвании с Президентом. Вы, кстати, на фракции обсуждали эту тему с Давидом Важаевичем?
- Мы об этом прямо говорили депутату Жвании. Я считаю, что недопустимо вмешивать семью Президента в эти вопросы, и некорректно обсуждать здоровье Президента, потому что здоровье Президента является предметом национальной безопасности. Не важно как фамилия Президента страны, но если мы выступаем за нашу страну, то мы должны помнить о том, что именно Президент является одним из основных столпов, на котором стоит государственность. Если мы хотим разрушить государство, давайте будем «мочить» Президента. Люди уже устали от этой грязи. Включаешь телевизор и видишь - сидят «павианы» на «ветках» и бросают друг в друга экскрементами. Вот и вся политика. Смотришь на это все и думаешь: а судьи, кто? Вот в этом и состоит наша трагедия.
- Кирилл Борисович, а как вы считаете, после кризисных бурь последних лет после окончания президентских выборов -2010 в стране наступит политическое затишье?
- Мне кажется, что политическое затишье должно наступить в ближайшее время. Я не верю в прогнозы о досрочных парламентских выборах и тем более не верю в разговоры об импичменте. Я не могу сказать какую роль - позитивную или же негативную сыграют очередные президентские выборы, тем не менее, стабилизация по их окончанию, думаю, наступит. Но, наверное, уровень демократичности, который нынче присутствует в нашей стране, видимо, будет снижен на несколько ступеней.
Я всегда говорил о том, что все победы и все поражения Ющенко и Тимошенко взаимосвязаны. Мне кажется, разрабатывался серьезный сценарий, когда при столкновениях Президента и премьера вырастает третья фигура. Тут можно вернуться к киевским выборам, когда каждый продвигал своего сильного кандидата и в итоге победил никакой Леонид Черновецкий.
- А кто может стать на президентских выборах этой третьей фигурой, Янукович?
- Вряд ли Янукович. Хорошим технологическим проектом опять-таки может стать Леня Черновецкий. Немыслимо ведь было, что он может стать мэром всех киевлян, но он им стал. А при таком подходе, не исключено, что он станет и президентом всех украинцев. А если мы сегодня будем говорить о том, у кого больше шансов стать следующим президентом, у кого - меньше, у страны будет меньше шансов. К сожалению, у проекта под названием «Украина» с каждым днем становится все меньше и меньше шансов.
- Вы впервые стали народным депутатом в прошлом году. Расскажите о своих первых впечатлениях после ознакомления с парламентской «кухней».
- Знаете, когда я слушал публичные выступления многих народных депутатов, впечатления у меня складывались не самые благоприятные. Но большинство народных избранников люди достаточно грамотные, компетентные, умные.
Я работаю в бюджетном комитете. Так вот я пришел туда, говорю, давайте поднимем зарплаты милиционерам, а на меня смотрят как на идиота. Я никогда не скрывал, что буду лоббировать интересы МВД, потому что там работает 300 тысяч человек. Какие - это уже другой вопрос. Тем не менее, люди, которые стоят под пулями, должны, по меньшей мере, жить достойно.
К сожалению, когда принимается закон о Государственном бюджете, я вижу меньшинство людей, которые в этот момент думают об интересах страны и ее жителей. Люди начинают потеть, когда речь идет о добыче газа, руды, нефти, акцизах. Я был поражен тем, что практически у всех есть свои направления, при лоббировании которых человек проявляет просто удивительную энергичность, целеустремленность, грамотность. И пока осталось 10-20% госсобственности, политика будет таким людям интересна. А когда госсобственность как таковая исчезнет, бизнес будет заниматься бизнесом, а политики - политической деятельностью.