В своих анализах и особенно в советах, щедро раздаваемых правительствам, экономисты склонны пренебрегать тем фактом, что среди факторов, определяющих настоящее и будущее общества, многие не относятся к сфере экономики. Именно сочетание исторических, географических, культурных, экономических и других особенностей объясняет сегодняшний день, а также проливает свет на будущее. И именно это сочетание питает, в контексте «перспективного анализа», проактивные действия должностных лиц, ответственных за принятие решений как в государственном, так и в частном секторе. Если мы хотим, чтобы будущее было отделено от прошлого, нужно иметь в виду, что оба зависят от одних и тех же определяющих факторов. Итак, именно этими факторами необходимо оперировать, чтобы спровоцировать такой отрыв.
Исследуя больное прошлое Украины, мы вынуждены констатировать, что многие ее беды объясняются географическим положением страны в центре Европы, между западом и востоком, между севером и югом, в месте столкновения великих империй — Османской, Австро- Венгерской, Германской, Российской. Сегодня, конечно же, географическое положение Украины не изменилось, но исчезли великие империи. Экономическое сотрудничество пришло на смену военно-полицейскому принуждению, и то, что вчера определяло беды Украины, завтра может принести ей счастье. Положение Украины на политической карте Европы стало сегодня главной предпосылкой ее будущего. Конечно, при условии, что страна сможет выбрать правильную стратегию в использовании этой предпосылки для решения двух главных задач.
Во-первых, построить настоящее национальное государство, способное объединить своих граждан вокруг идеи национального единства, работать над созданием сильного правового государства, которое будет опираться на компетентное управление и сможет вести диалог с народом, который должен перевоплотиться в организованное и ответственное гражданское общество.
Во-вторых, создать условия для реформирования производственных структур, способных содействовать окончательному вхождению экономики Украины в мировой рынок, ограничивая при этом падение уровня жизни самых незащищенных социальных групп. Повышение уровня жизни населения, который значительно ухудшился со времени распада Советского Союза, является необходимым условием воспитания национальных чувств, а также формирования такого стиля поведения индивидуума, который будет способствовать упрочению демократии. Нельзя рассматривать демократию просто как следствие будущего экономического роста, без какого-либо дополнительного риска для гражданских свобод. Развитие механизмов проявления национальной солидарности сможет впоследствии содействовать упрочению надежности рыночных структур, даже если сейчас эти механизмы кажутся, скорее, дополнительными осложнениями.
Обе задачи тесно связаны между собой, ведь создание новых экономических структур не может быть результатом одной только свободной игры рыночных сил. По этой простой причине последние являются «близорукими». Кроме того, слабость государства в переходный период усиливает отрицательные последствия «любого рынка», а именно — преступность, коррупция и теневая экономика. Все эти явления, с одной стороны, становятся факторами социального неравенства, приводя к поляризации общества по уровню доходов, а с другой, отпугивают инвесторов, которые могли бы способствовать развитию здоровой и стабильной рыночной экономики. Не вызывает сомнения и то, что страна сможет вырваться из этого порочного круга только в том случае, если государство будет способно и будет иметь волю к реализации сознательного стратегического курса на внедрение системных преобразований, необходимых для обеспечения стабильного роста экономики Украины.
В контексте этих задач международная среда играет ключевую роль, поскольку именно вне пределов своих границ Украина сможет найти одновременно и рынок сбыта для продукции своего производства, и капитал для инвестиций, необходимых для реформирования производственной сферы. При этом особенности торговых связей, которые Украина поддерживает со всем миром, и, в частности, структура ее экспорта в страны с высокоразвитой промышленностью с преобладанием продукции первичного металлургического и химического производства с низкой добавочной стоимостью, а также энергетический кризис, влияющий на состав ее импорта, заставляют считать, что при нынешнем состоянии дел безусловная открытость украинской экономики мировым рынкам будет, вне всякого сомнения, скорее гибельной, чем положительной. В условиях постсоветского наследия (картелизация, бартер, уклонение от уплаты налогов) и при отсутствии должным образом налаженной торговой практики и торговых сетей сравнительные преимущества, которые несет в себе структура внешней торговли, сегодня не будут иметь такой же эффект, как те сравнительные преимущества, которые можно было бы получить от эффективного управления производственными структурами. Только вхождение наиболее рентабельных промышленных структур в транснациональные группы, успешно действующие на мировом рынке, может дать быстрые результаты в виде сравнительных преимуществ. Отсюда вытекает важность такого управления процессом приватизации, которое позволило бы привлечь опытных инвесторов к формированию стратегии развития предприятий, открытых для международной конкуренции, и отдалило бы от управления хищников, действующих по логике мафиози.
Открытость для международной конкуренции, дерегулирование внешней торговли, овладение навыками ведения переговоров и, вообще, все другие действия и мероприятия, целью которых является подготовка Украины к открытости ее экономики для международной конкуренции, кажутся неизбежными. Они могут внедряться постепенно, и не только за счет поэтапной растянутости их внедрения во времени, но и, в частности, за счет географического измерения, который становится возможным благодаря региональному экономическому сотрудничеству. Именно в этом контексте Европейский Союз подписал с Украиной Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Но состояние экономики Украины, ее институтов и всего украинского общества в целом заставляет считать, что интеграция страны в Европейский Союз не станет событием ближайшего будущего. К тому же, опыт расширения Европейского Союза и принятие в него «наиболее передовых» стран Центральной Европы только подтверждает этот прогноз. Путь к построению «Великой Европы» будет долгим, но отныне он будет разделен на промежуточные этапы, которые будут открывать инициативы регионального экономического сотрудничества. В частности, Центральноевропейское соглашение о свободной торговле или Черноморское экономическое сотрудничество, или Программа сотрудничества стран балтийского региона, которую активно поддерживает Организация экономического сотрудничества и развития. Этот вид инициатив пока не относится к числу приоритетов в деятельности правительства Украины и в этом отношении значительно уступает таким направлениям, как вступление в Мировую организацию торговли (МОТ) или Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. Бесспорно, это проявление недостаточно реалистичного подхода, поскольку на нынешнем неизбежно долгом этапе необходимого выведения страны на должный институционный и экономический уровень Украина могла бы получить значительные преимущества от присоединения к уже существующим блокам многостороннего торгового сотрудничества.
Прежде всего, эти инициативы создают институционную схему, в рамках которой могут оперативно решаться некоторые из важных организационных вопросов (международные платежи, единые таможенные тарифы, гармонизация фискальной системы, финансирование торговли, проектирование и создание инфраструктур и т. д.). Например, поражает тот факт, что большинство проектов, реализованных в рамках Черноморского экономического сотрудничества, относится к наиболее жизненно важным для украинской экономики отраслям: энергетике (создание Черноморского регионального энергетического центра), финансированию внешней торговли (создание Черноморского банка торговли и развития), развитию научно-технического потенциала (создание Черноморского центра научных и культурных связей, Конвенция о сотрудничестве по вопросам научной и культурной информации, Организация Дунай — Черное море, Черноморский университет), развитию частного сектора (создание Центра малых и средних предприятий, организация многочисленных международных форумов, конференций и ярмарок). Бесспорно, другие инициативы, направленные на поддержку стран с переходной экономикой, смогут родиться как результат развития регионального экономического сотрудничества. В частности, внедрение региональных платежных механизмов, ограничивших бы использование твердых валют в торговых операциях между региональными партнерами. Таким образом, можно было бы вести наступление на бартерные соглашения и преодолевать рост задолженности, уменьшая давление на международные валютные резервы.
С другой стороны, тот факт, что в регионах, заинтересованных в соглашениях о сотрудничестве, представлены одновременно страны как с переходной, так и с рыночной экономикой, страны — члены ЕС и страны — кандидаты на вступление в него, несет в себе живительную энергию и позволяет налаживать стойкие связи с Европейским Союзом, а также с основными международными организациями, привлеченными к экономическому сотрудничеству в Европе. Активное участие Украины в таких инициативах обеспечило бы ускорение процесса овладения навыками ведения переговоров в области экономики и торговли, в частности благодаря тому, что страна получала бы более последовательную техническую поддержку. Если можно побаиваться столкновения между слабыми переходными экономиками и могущественными постиндустриальными экономиками, то можно также надеяться на своеобразное «скрещивание» между партнерами, которые одновременно и дополняют друг друга, и сталкиваются с некоторыми важными общими проблемами. Именно к таким проблемам относится одна, требующая постоянного особого внимания, — это необходимость перестройки отношений с Россией.
Перестройки отношений с Россией требуют не только страны, образовавшиеся после распада Советского Союза, или бывшие страны-члены СЭВ. Страны «капиталистического блока» всегда поддерживали торговые связи с «советским блоком» в достаточно специфической форме. И даже если сегодня такие специфические связи уже не поддерживаются, нормальные отношения им на смену, между тем, еще не пришли. Действительно, ненормальность отношений сегодня имеет различные признаки в зависимости от того, о каких странах идет речь — с переходной экономикой или других. В первом случае, в частности, в случае бывших республик Советского Союза проявлением такой ненормальности является асимметрия в отношениях, в которой в большей степени отражается инерционность структур и поведения, унаследованных из прошлого. Во втором случае эта ненормальность выражается в усложненной выработке отношения к таким странам как к потенциально большому рынку, и все это из-за недостаточной платежеспособности, отсутствия доверия и, вообще, из-за всех отрицательных последствий переходного периода в России. Рассмотрение этих проблем под региональным углом зрения дает возможность развивать солидарность между всеми заинтересованными странами, даже если каждая страна имеет свой подход к этим проблемам. Например, Программа сотрудничества стран балтийского региона представляет собой настоящую «школу», объединяя одно из государств-членов Европейского Союза, поддерживавшее в прошлом особые торговые связи с СССР (Финляндию) и три бывшие советские республики (прибалтийские страны), одна из которых уже готовится присоединиться к Европейскому Союзу, а также Польшу, бывшего члена СЭВ и будущего члена Европейского Союза, и скандинавские государства. Развитие этой инициативы заслуживает внимания со стороны стран черноморского бассейна, ведь тут имеется много подобных черт и проблем.
Региональный подход к вопросу перестройки экономических связей с Россией при условии, что такая перестройка не ограничится только «Содружеством независимых государств», будет иметь важным следствием преодоление асимметрии в двухстороннем подходе и восстановление определенного равновесия в отношениях между Россией и ее партнерами. С другой стороны, такой подход вполне соответствует процессу освобождения от традиций, существовавших в советском пространстве, а следовательно, отдаляет угрозу возврата бывших советских республик под доминирование Москвы. Несхожесть этих стран между собой является гарантией такого нового подхода, что даст толчок развитию торговых отношений, которые будут укреплять рыночное регулирование и будут отвечать требованиям Мировой организации торговли.
Как по своему географическому положению, так и по своим историческим и культурным особенностям, о которых упоминалось в начале этой статьи, Украина может сыграть стратегическую роль в любой региональной инициативе, цель которой — развитие здоровых экономических отношений между группой стран, некоторые из которых, в том числе Россия, переживают переходный период. Такая роль первого плана была бы вполне оправдана, ведь она могла бы принести стране значительные преимущества — расширение экспорта и привлечение иностранных инвесторов в короткий срок. А впоследствии появление здоровых и стабильных экономических структур, что в будущем позволило бы Украине претендовать на полноправное членство в Европейском Союзе.