Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В Одессе почтили память жертв Большого террора

На Одесщине в 1937—1938 годах было репрессировано более 16 тыс. человек — это лишь продолжение первых массовых арестов, ссылок и расстрелов, начатых коммунистами весной 1920 года
7 августа, 2012 - 12:13

Современная Одесса в сфере исторической памяти преимущественно «продуцирует» неутешительные новости для гражданского общества, побеги которого, к счастью, ещё не окончательно растоптаны. В основном речь идёт о планах городской и областной власти вознести до небес благотворное влияние Российской империи на развитие края, проигнорировать все острые вопросы, касающиеся советского прошлого, в то же время максимально возвеличивая достижения советской власти, догматизируя и мифологизируя их в наихудших традициях агитпропа. Чего лишь стоят бигборды на улицах города, в которых Партия Регионов (она же власть) утверждала относительно празднования 9 мая: «Мы вернули правду истории». Далеко не последнее место в процессе формирования российскоориентированного образа прошлого в сознании граждан играет УПЦ МП.

Однако есть в городе люди, пытающиеся продолжить линию на декоммунизацию национальной памяти украинцев, тем самым ставя под сомнение образ светлого прошлого. К ним, безусловно, следует отнести группу исследователей коммунистических репрессий в СССР, к которой принадлежат как профессиональные историки (Е. Петровский, В. Левченко и др.), так и общественные деятели. Среди последних, прежде всего следует вспомнить доцента, филолога Лидию Всеволодовну Ковальчук, в частности, председателя редакционной коллегии фундаментального издания «Реабілітовані історією. Одеська область». Издание готовилось не один год, должно было появиться ещё в 2010 году, но в конечном итоге увидело свет в этом году. В задачу этой пассиорнарной личности входит не только организация исследований, сбора свидетельств жертв репрессий, но и содействие почтению памяти жертв репрессий на общественном уровне. Несмотря на изменение власти, Л. Ковальчук и её единомышленники пытались и пытаются действовать согласно своим убеждениям, преодолевая все препятствия — прежде всего безразличие чиновников и нежелание подавляющей части общества помнить о непарадных сторонах своей истории.

Среди многочисленных мероприятий представителей этого сегмента гражданского общества есть организация захоронения на одесских кладбищах в братских могилах эксгумированных тел жертв коммунистических репрессий, чаще всего неидентифицированных, обустройство и уход за этими могилами, ежегодное почтение памяти в соответствующие даты. Так, в 2008 году в районе Одесского аэропорта во время строительных работ были найдены останки 1086 человек, расстрелянных в 1930-х, — в начале 1940-х годов палачами НКВС. Осенью эти останки были захоронены на холме на Западном кладбище Одессы. Была проведена панихида. Подобные мероприятия состоялись и на втором Христианском кладбище, где ещё в 1990-х годах были ритуально похоронены в братской могиле останки 174 жертв тоталитаризма.

Эта традиция была продолжена 5 августа 2012 года на Западном кладбище поминальной службой, приуроченной к 5 августа — Дня памяти жертв большого террора 1937-1938 годов. В Одессе первое заседание тройки, которая принимала решение по расстрелам, репрессиям, ссылкам, состоялось 8 августа, а первый массовый расстрел 9-10 августа. Жертвами репрессий стали все группы населения, но особенно отметим потерю цвета интеллигенции. В частности, были казнены выдающиеся учёные, педагоги, общественные деятели, Михаил Гордиевского, Евгения Загоровского, Льва Ковальчука (деда Лидии Ковальчук), Виталия Боровика. Собственно, эти репрессии были лишь продолжением первых массовых арестов, ссылок и расстрелов, начатых коммунистами в Одессе весной 1920-го года, когда были расстреляны около 200 деятелей местной «Просвіти». На Одещине по предыдущим и далеко неполным архивным данным в 1937-1938 годах было репрессировано более 16 тыс. человек, из них больше половины расстреляны и тайно закопаны сотрудниками областного управления НКВД в массовых могильниках. Большинство из них до сих пор не захоронено.

Церемония имела камерный характер, состоялась в присутствии небольшого круга лиц, без представителей власти, около недавно оформленного холма с останками жертв. Центральным моментом была служба, которую отправил священник УПЦ МП, настоятель местного храма отец Василий. Идею о проведении экуменического мероприятия, при участии УПЦ КП, которую предлагала Л. Ковальчук, московская церковь отвергла. Однако благодаря её настойчивости, вскоре службы отправят представители Украинской церкви Киевского Патриархата, римско-католической и греко-католической церквей, протестантских общин. Безусловно, эти акции будут теми каплями, которые будут подмывать стену обмана и притворства, которое угрожает опять как короста покрыть историческую память украинцев.

Отметим, что современная власть, благодаря усилиям общественности дала разрешение на проведение этих мемориальных мероприятий, сообщала о них на городском сайте, и даже иногда принимала участие в почтении памяти. Однако, по нашим наблюдениям всегда буквально в воздухе чувствовалась большая натянутость, похожая на празднование её представителями дней Соборности или Шевченковских дней. Власть, сама производившая репрессии, разъединяет общество, продолжает политику столетней русификации, наследует по всем признакам пафос советской номенклатуры, не может выглядеть органически на таких мероприятиях. Поэтому и риторика этих мероприятий не может убедить, да и собственно не имеет никакой глубокой идейной цели. Немного уступая под давлением общественности, власть будто бы мешок от котлет хочет установить рамки памяти, почтения памяти, где по одну сторону будут жертвы, а будто бы по другую — незапятнанные палачи. Чаще всего речь идёт о политических репрессиях и забывается об их конкретных инициаторах и причинах. Разве можно забывать о системе, которая их породила, её идеологии, преступной и до сих пор не осуждённой, о том, что тысячи граждан были осуждены по обвинениям в разных национализмах, прежде всего — украинском, но ни один — по обвинению в русском!? Да и собственно, говоря о репрессиях, не будем забывать о том, что наиболее травмированным оказался украинский этнос, который единственный пережил Голодомор, но от этого удара не может оправиться и до сих пор. Поэтому и нравственное право каждого сегодня прежде всего заботиться о возрождении украинского этноса, помощь его представителям в преодолении комплексов второсортности и поражения, вызванных длительными годами геноцида.

Деятельность одесских борцов, выступающих за нелакированную историческую память должен стать образцом общественного давления на власть, без которого все благие намерения, мысли, останутся лишь туманом, развеянным безжалостным ветром истории.

Александр МУЗЫЧКО, доцент, кандидат исторических наук, Одесса
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ