Вслед за 350-летним юбилеем города в Харькове решили отметить День авиации — организовать грандиозное шоу в небе. Харьковский аэроклуб имени Валентины Гризодубовой — единственный, сохранившийся в Украине, хотя последние десять лет вертолетчики почти не летали. На базе этого аэроклуба на аэродроме в Коротичах и был организован второй в истории независимой Украины чемпионат Украины по вертолетному спорту. Соревнования длились три дня и должны были закончиться воздушным шоу и награждением победителей. Но этого не произошло.
На небольшом аэродроме в Коротичах, недалеко от Харькова, часто проводятся воздушные соревнования. Так, в прошлом году в рамках программы фестиваля «Солдаты мира XXI столетия» состоялось театрализованное шоу «С неба в бой» — показательные прыжки с парашютом выполняли опытные спортсмены, постоянный состав Харьковского аэроклуба имени Валентины Гризодубовой. Только недавно, кажется, на аэродроме в Коротичах демонстрировали опытный образец нового вертолета, созданного в соседней Полтаве. Часть харьковских офицеров-авиаторов считает, что вскоре закончится срок эксплуатации определенных моделей вертолетов, и поэтому необходимо разработать методику, которая позволит обновить вертолетную технику. Улучшенная модель машины может стать примером нового подхода к созданию собственных, украинских, вертолетов, вес которых не превышает 400 килограммов, а заправлять их можно 95-м бензином. Скептики утверждали, что аналогичные машины подходят только для работы в гражданских условиях и не могут решить армейских проблем. Доказывать обратное начали на чемпионате по вертолетному спорту. На летном поле для осмотра была представлена авиационная техника — в основном легкие вертолеты.
В этом году в соревнованиях участвовали тринадцать спортсменов-украинцев, из которых три женщины, и один московский экипаж. На праздник был приглашен сын легендарного авиаконструктора Игоря Сикорского — Сергей Сикорский, консультант и один из владельцев компании Sikorsky Aircraft, прилетевший для участия в шоу из США. На протяжении соревнований все шло нормально, без происшествий, готовились к торжественному закрытию чемпионата. В программе праздника предполагались полеты на раритетных самолетах — таких, как По-2 (Самолет Поликарпов-2). Самолет был сконструирован в 1927 году и выпускался до середины 50-х. В мирное время — это многоцелевой самолет: учебный, санитарный, почтовый, аэроопылитель, пассажирский, гидроплан. В 1941—1945 годах он был отмечен как легендарный ночной бомбардировщик. Всего было построено около 60 тысяч экземпляров. Точная копия самолета была создана в 2002 году коллективом Харьковского национального аэрокосмическом университета им Н.Е. Жуковского и являлась единственным самолетом такого типа в Украине. Главный инженер Харьковского аэроклуба Сергей Котиков рассказал, что части конструкции собирали чуть ли не по всей Украине — там шасси, там остатки плоскости, приборную доску и т.д. Очень много времени заняла сборка конструкторской документации. В архивах практически ничего не осталось, — какие-то материалы сохранились только у ветеранов, энтузиастов. На их основе, по фотографиям, создали По 2. Около 60%частей оригинальны, некоторые довосстановили, что, скорее всего, сказывалось на работе всего самолета. Хотя самолет и налетал 35 часов испытаний — в Крыму, Феодосии, Киеве, ему было необходимо ангарное хранение всех частей.
Трагедия произошла именно с этим По-2. В последний день чемпионата заканчивались приготовления к празднику, который должен был начаться в 12 часов дня. Утром известный летчик-спортсмен, неоднократный чемпион соревнований по пилотажным видам спорта, бывший летчик центра подготовки ДОСААФ, 69-летний запорожец Евгений Прозоров решил облетать самолет, на котором должен был выступать на шоу. Полет длился двадцать минут. По свидетельствам очевидцев, Евгений Прозоров выполнил несколько трудных пилотажных фигур, таких, как «Петля Нестерова», а затем во время захода на посадку неожиданно вошел в штопор. Было видно, что пилот никак не старался выровнять машину. Самолет ударился о землю и просто развалился на части. Пилот погиб. Погибший в свое время первым поднимал в воздух этот уникальный По-2. Валентина Щукина, ветеран аэроклуба, ехала на праздник с предложением лететь вместе на раритете, но... опоздала.
По одной из версий, причиной трагедии мог стать сердечный приступ либо потеря пилотом сознания. Сейчас обстоятельства трагедии выясняют сотрудники милиции и прокуратуры. В областном аэроклубе также допускают, что сам самолет мог быть неисправным. Не считаясь с большим количеством зрителей, шоу вертолетов отменили — летчики скорбят. Организаторы авиационного праздника приняли решение отменить торжественную часть и намеченный концерт рок-групп.
Для аэродрома в Коротичах этот смертельный штопор — не первый. Шесть лет назад небо забрало здесь жизни четырех человек. Это произошло 25 июля 1998 года, за три минуты до начала церемонии награждения призеров прошедшего накануне третьего Кубка Украины по парашютному спорту. Авария случилась почти сразу же после взлета самолета Як-18Т, который классифицируется как сверхлегкий самодельный аппарат. Спортивная машина, поднявшись в воздух и выполнив вираж, на высоте около трехсот метров ушла в штопор и рухнула на землю. Самолет упал за ближайшей от аэродрома лесопосадкой, отделявшей его от поля. Пилот и трое пассажиров погибли на месте. Экипаж самолета составляли: опытный летчик Вячеслав Цыплаков, который управлял самолетом, летчик харьковского аэроклуба Олег Ластовкин, бывший летчик-парашютист Юрий Черняк и абсолютный чемпион мира по парашютному спорту Григорий Сурабко.
Пришедшие на праздник люди не дождались торжеств. Все, что они смогли увидеть, — это выставленная на обозрение авиатехника. Музыка смолкла. Хотя только немногие догадывались, из-за чего произошли перемены в программе чемпионата: об утренней трагедии по аэродрому не объявили.