Сегодня в Лондоне стартуют «Дни Украины в Великобритании», организованные благотворительным фондом Firtash Foundation при финансовой поддержке Group DF.
«Хотелось открыть Украину не только студентам, но и более широкому кругу британского и европейского сообщества. Украинско-британские отношения в сфере культуры все-таки развиваются не с той скоростью, которую хотелось бы видеть гражданам обеих стран. Я уверена, что наш новый проект сможет решить эту задачу, а также наладить более эффективное взаимодействие и в других направлениях межгосударственных отношений», — рассказывает «Дню» автор идеи проекта, председатель оргкомитета «Дней Украины», руководитель Firtash Foundation Лада Фирташ.
В течение трех дней, по оценкам организаторов, с украинской культурой, историей и традициями познакомятся около 100 тыс. британцев и гостей города. В частности, в первый день — 17 октября — состоится официальное открытие «Дней Украины» в британском парламенте. 18 октября британцы и гости столицы смогут попасть на литературные чтения и ознакомиться с современной украинской литературой, увидеть картины отечественных художников, а также показ мод от ведущих украинских дизайнеров. Завершатся «Дни Украины в Великобритании» масштабным этнофестивалем, на котором выступит Олег Скрипка из ВВ и «Ле Гранд Оркестр», Тарас Чубай и другие.
ПРОПУСКОМ УКРАИНЫ В АССОЦИИРОВАННОЕ ЧЛЕНСТВО В ЕС СТАНЕТ ПРОЗРАЧНОСТЬ ВО ВСЕМ: В СУДЕБНОЙ И ФИСКАЛЬНОЙ СИСТЕМАХ, ПРОСТЫЕ И ПОНЯТНЫЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ ДЛЯ БИЗНЕСА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ
«День» приехал в Лондон на два дня раньше, и накануне события мы поговорили с директором Украинского института в Лондоне Андреем ГУНДЕРОМ о том, как Украину воспринимают в Британии, украинскую политику и британскую прессу:
— Газета London Evening Standard, которую читают многие лондонцы, на четырех страницах разместила анонс этого события. Украинский проект такого масштаба Лондон еще не видел! Поэтому для самих англичан и миллионов туристов — это хороший повод ближе познакомиться с Украиной, узнать больше о ней и ее культуре.
— Вы не первый год живете в Великобритании. Скажите, что среднестатистический британец знает об Украине?
— Драки в парламенте, олигархи, красивые девушки, Femen, футболист Андрей Шевченко, боксер Виталий Кличко, политики, которые сидят в тюрьме, знаменитое «отравление ХХІ века» — вот такие месседжи. Мы отслеживаем почти каждый день, что пишут в британской прессе об Украине. И больше, к сожалению, негатива, чем позитива.
Кроме того, на мой взгляд, «Дни Украины в Великобритании» — это мощный импульс для экономического сотрудничества, именно с понимания культуры и знания традиций начинаются инвестиции.
— Ежегодно в Украинском институте в Лондоне проходит «Украинская бизнес-неделя». Меняется ли отношение британских бизнес-кругов к Украине, воспринимают ли они нашу страну как хорошую площадку для инвестиций?
— Последняя тенденция — не совсем позитивная, особенно относительно инвестирования. Этому много причин. После кризиса 2008 года вообще возникло восприятие, что такие инвестиции достаточно рискованны. Со стороны инвесторов было меньше заинтересованности в последний год, но сейчас все больше внимания уделяется будущему подписанию в Вильнюсе Соглашения о создании ЗСТ с ЕС.
Британские инвесторы интересуются сланцевым газом, который Украине может обеспечить реальную энергетическую независимость. Особая сфера интересов — АПК, IT-аутсорсинг и рынок ритейла с 46 млн потребителей. То есть британцы не перестают верить в позитивные изменения в Украине.
В целом инвесторы независимо от страны происхождения желают единственного: одинаковых условий для развития дела, возвращения НДС, понятной регуляторной политики и верховенства права. И важность последней составляющей подтверждает то, что мы видим в лондонских судах. В настоящий момент в лондонском арбитраже рассматривается одно интересное украинское дело... Пинчук против Коломойского и Боголюбова. Британская пресса пишет, что украинские олигархи свои войны переносят в английский суд.
— Так это воспринимают как то, что украинский бизнес в отстаивании своих интересов становится более цивилизованным? Или все же эта история — пощечина украинской судебной системе?
— Однозначного ответа нет. С одной стороны, бизнес становится более цивилизованным. Но остается вопрос: почему они приезжают именно в Лондон, а не у себя дома решают все вопросы?
— Как считаете, эта вся ситуация придает имиджу Украины позитива или негатива?
— Однозначно сказать не могу: и того, и другого. Ведь в Лондоне судятся не только украинские, но и другие олигархи. Это защита больших денег. Сейчас все крупные капиталы стали прозрачными и хотят играть по западным стандартам. И один из таких инструментов — желание судиться в Лондоне.
— Через месяц в Вильнюсе состоится саммит, в рамках которого ожидается подписание Соглашения о создании ЗСТ и углублении сотрудничества с Европой. Как считаете, что на сегодняшний день является главным сдерживающим фактором на пути нашей страны к европейскому содружеству?
— В информационном поле имеются разные заявления и мнения по этому поводу. Их делают разные силы. Очень много создано шума, а реальной информации мало... Сначала был вопрос: действительно ли хочет этого Украина? И ответ был непонятен. Сейчас в прессе пишут: да, вроде бы Украина хочет, но — не очень. На мой взгляд, главная преграда на пути евроинтеграции — отсутствие четкого месседжа, что Украина туда хочет и к этому действительно готова. Также нужно решение других попутных вопросов: в частности, дела Юлии Тимошенко.
— Каким, по вашим ожиданиям, будут результаты Вильнюсского саммита?
— Я оптимист. Считаю, что Соглашение подпишут.
— Как британцы относятся к предоставлению Украине ассоциированного членства: готовы ли они проголосовать за это, исходя из своих нынешних настроений?
— Украина раньше для многих европейских стран была «неизвестное», а теперь — это более известное «неизвестное». Британцы интересуются той информацией, которая для них является важной. Они уже знают, что такая страна есть, что она расположена вблизи России и является одним из восточноевропейских крупных государств. Но хотят они или нет видеть нас в статусе ассоциированного члена — еще не определено, потому что Украина должна продемонстрировать, что действительно этого хочет и что готова к этому. На мой взгляд, пропуском Украины в ассоциированное членство в ЕС станет прозрачность во всем: в судебной и фискальной системах, простые и понятные условия работы для бизнеса.
— Какую роль играет крупный украинский капитал в вопросе приближения к ЕС?
— Задача бизнеса — усиливать имидж страны путем проведения таких событий, как «Дни Украины в Великобритании», роyд-шоу. То есть нужно показать инвесторам через общение, что мы открыты к ним. И любые стены могут упасть благодаря открытому общению. Поэтому большой и малый отечественный бизнес должен быть неофициальным лоббистом бренда «Украина» в ведущих финансовых странах и в мире в целом. И однозначно, это должен делать именно частный бизнес, а не государство, которое уже не раз пыталось, но ничего хорошего из этого не получилось.
— Кто больше всего интересуется украинским языком в рамках организованных Институтом курсов?
— Эклектика полная: начиная с потомков с украинскими корнями, людей с бизнес-интересами и заканчивая обычными людьми с улицы, которые что-то где-то услышали о нашей стране и решили узнать больше.
— Чувствуете ли вы, что интерес к Украине и ее культуре растет в Великобритании? Чем это обусловлено?
— Тенденция действительно положительная: в последнее время количество желающих посетить украинские курсы растет. Успешно работает в Кембриджском университете Программа украинистики, основанная Дмитрием Фирташем. В целом все это следствие того, что Украина стала больше на виду у британцев. Особенно интерес оживился после Помаранчевой революции. Многих интересовало: чем же закончится вопрос прорыва демократии в Украине?
— А как комментируют украинскую политику в Лондоне?
— В том ключе, что еще есть над чем работать, чтобы постепенно «созреть» к демократической системе... Тот, кто интересуется Украиной, начинает понимать, что главный вопрос — сможет ли сейчас она вылезти из-под влияния России? Британская пресса, в частности, саркастически писала, что именно Владимир Путин сделал больше для Украины в вопросе евроинтеграции, чем сама страна.