Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В замкнутом кругу дилеммы

18 мая, 2011 - 19:46

Утверждение части украинского политикума, что нынешняя атака на европейские усилия Украины является всего-навсего предвыборным пиаром российского правящего тандема, его разминкой на украинском политическом поле, является обманом и себя, и общественности. А что сейчас не имеет привкуса пиара? Но, как говорил Козьма Прутков, зри в корень. Простой анализ развития событий последних лет возвращает нас к суровой реальности, которая складывается для Украины на евро-евразийском пространстве. Благоприятные моменты, когда Украина могла ускорить решение проблемы евроатлантической и европейской интеграции, были упущены из-за зацикливания украинских власть предержащих на междоусобной борьбе за власть. Миру оставалось лишь удивляться их некомпетентности и беспорядочности в ведении государственных дел. Их желание интегрироваться в Европу не шли дальше осторожных заявлений, которые тут же забывались. В итоге — постоянная неготовность к членству в европейских структурах, хронический скепсис на Западе относительно намерений Украины, с одной стороны, из-за нерешительности и неопределенности ее национально-государственных интересов провоцирование России возможным поворотом Киева в евразийском направлении — с другой. Сегодня, после отказа от вхождения в НАТО, ситуация с Украиной напоминает мюнхенские времена, когда судьба Чехословакии решалась без нее.

Как следствие — украинские акции на бирже европейской политики значительно упали. Такое впечатление, что в МИД Украины группа анализа ситуации в мире и Европе, если такая вообще имеется, сейчас безработная, а нынешняя украинская дипломатия работает в формате пожарной команды. Украинский МИД занимается такими буднично возникающими вопросами, как освобождение тайными путями украинских моряков из плена сомалийских пиратов, подготовка празднования событий прошлого, например, празднование 50-летия полета Ю. Гагарина в космос, вывоз (как правило, когда другие это уже сделали) украинских граждан из горячих точек, создание за рубежом негативного имиджа предыдущей власти и приукрашивание нынешней. Никто не отрицает необходимости и рутинной будничности в деятельности МИД. Но это — не большая политика, а лишь демонстрация активности при ее отсутствии.

До 2010 года, когда Украина «шла» в НАТО, по различным причинам с ней считались и Европа, и Россия, а с внеблоковой — перестали. С узакониванием нового статуса она перестала быть серьезным игроком в системе европейских отношений. Все меньше тревожит заграницу вопрос, куда она хочет/не хочет идти. От длительного ожидания решительных шагов в этом вопросе она просто охладела. Для Кремля проблема вступления Украины в НАТО сдана в архив, для Европы — отдалилась в неизвестное будущее. А сама проблема европейской интеграции Украины переместилась на поле активной политической игры больших силовых центров, место Кремля в которой стало определяться не только заинтересованностью ЕС и Китая российскими энергоносителями, а также его фактической ролью довеска в споре, который завязывается между США и Китаем и, понятное дело, прибавляет России очков в большой политике. Этому послужила и победная война на Кавказе 2008 г., проигнорированная миром. Хотя со временем успех оказался достаточно противоречивым и даже угрожающим для Москвы. Признав Абхазию и Южную Осетию, Россия сузила круг своих доброжелателей и расширила для себя зону опасности на Кавказе. Однако это не помешало ей после войны с Грузией активизировать усилия на постсоветском пространстве. Блокировав евроатлантические намерения Киева, как внутри Украины, так и внешние, и навязав Западу с помощью газового пряника собственное виденье места России в евро-евразийском пространстве, в Москве пришли к выводу, что после удачной «операции АНТИНАТО» Европа дозрела до спокойного восприятия реинтеграционной политики России, а от Украины уже ничего/мало что зависит также и в плане ее вступления в ЕС. Вот тут и активизировалась идея привлечения ее в Таможенный союз.

Патовая ситуация, в которой Европа долгое время (2008—2010) демонстрировала безразличие относительно постсоветского наследства, оказалась серьезным стратегическим просчетом. И только в настоящий момент, когда набирает обороты российская кампания недопущения Украины в ЕС, Европа засуетилась, сигнализируя, что не воспринимает проект европейской безопасности президента Д. Медведева, кается за провальную евроатлантическую политику, признает вину за российско-грузинскую войну 2008 г. Наконец пришло осознание того, что, идя на уступки России в украинском вопросе, Европа теряет сферы влияния на постсоветском пространстве, стратегически проигрывает соревнование за Центрально-Восточную Европу. Противоположность интересов Запада и России в евро-евразийском пространстве свидетельствует, таким образом, о невозможности договоренности сторон. И вот почему. Европе на восточной границе нужна сильная и стабильная Украина как сегмент безопасности, процветания и демократии, соответствующая европейским ценностям. России — слабая и неспокойная, чтобы не было никакой Украины. Европа — за гражданское общество в Украине. Россия — нет. Поскольку оно будет осознавать вектор безопасности Украины и будет создавать давление на власть в смысле поворота в его сторону. Для ЕС важно, чтобы Украина выполнила свою дорожную карту на пути европейской интеграции. Для России не так уж и важно, вступит Украина в Таможенный союз или какую-то другую подконтрольную ей структуру — главное держать ее в подвешенном состоянии, пока желаемое яблоко окончательно не упадет в имперскую корзину. Если это удастся, то для Украины исчезнет последняя надежда закрепить свой статус независимости и суверенитета.

Украинская дилемма интеграционных вариантов появилась не на пустом месте, а стала следствием иррациональной политики сидения между двумя стульями с поочередной подтанцовкой то в одну, то в другую сторону. Вина за это лежит, прежде всего, на самой Украине. «Гордиев узел» развязать невозможно. Его можно только разрубить с позиции национальных интересов. Украинский выбор в таком случае должен руководствоваться не конъюнктурными потребностями и сомнительными временными выгодами, а стратегическими целями укрепления суверенитета и независимости, демократии, ускорения цивилизационного процесса, инновационно-экономического развития и достижения высоких стандартов жизни граждан.

Между тем игра вокруг Украины становится все азартнее: ЕС или Таможенный союз. В ситуации, когда на карту поставлена не только судьба Украины, но и стратегия будущего Европы, нынешним лидерам Запада пора отложить в сторону самолюбие и сегодняшнюю конъюнктурную незаинтересованность Украиной, а России — окончательно признать, что Украина не для того вышла из империи, чтобы опять запутаться в ее сетях.

Владимир ГАЗИН, доктор исторических наук, профессор, Каменец-Подольский
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ