— И спикер, и другие депутаты прогнозируют, что, прежде всего из-за громкого скандала вокруг «Артека», на текущей неделе работа Верховной Рады, вряд ли будет отличаться особой продуктивностью в законотворчестве, дескать, нынешняя пленарная неделя запомнится разве что скандалами. Согласны?
— Знаете, я и ранее неоднократно скептически выказывался касательно продуктивности работы парламента. Президентская кампания накладывает свой отпечаток на деятельность ВР, и, думаю, на парламенте будут опробоваться всевозможные предвыборные технологии.
Очередной скандал, который развивается ныне, как одна из президентских избирательных технологий, конечно же, тоже сделает свое дело, и парламент будет лихорадить не только на протяжении этой недели, но и вплоть до окончания президентской кампании.
Вместе с тем, хотелось бы подчеркнуть, что последний скандал — не просто громкий, резонансный и так далее. Этот скандал калечит судьбы людей, но, несмотря на это, данный сюжет используют исключительно в политических целях. Вы же видите, что сегодня уже публично называют имена детей, их родителей, что, вне всяких сомнений отобьется на их будущем. Много, очень много некорректных действий делается вокруг этой ситуации.
Уже сейчас понятно, что эта избирательная кампания будет одной из самых грязных, поскольку даже до того, как она началась юридически, мы стали свидетелями нескольких информационных войн различных партийных лагерей, которые, так или иначе, показывают, что цена вопроса этих выборов — выше, чем когда-либо.
— Многие политологи констатируют уже сегодня, что итог волеизъявления будет решаться либо в судах, либо на улице — на митингах, протестах и т.п. На ваш взгляд, действительно ли нас ожидают пост выборные потрясения?
— Мы строили законодательство таким образом, чтобы выбор людей зависел исключительно от решения Центральной избирательной комиссии. Чтобы после подсчета голосов граждан по всем избирательным округам и участкам, мы услышали только финальную цифру, которая свидетельствовала бы о выборе украинцами нового Президента нашей страны.
Мы хотим максимально минимизировать участие в подсчете голосов и определении результата выборов судов, ведь всем известно, как «объективно» они работают. Мне кажется, что действующее законодательство минимизирует возможные рейдерские атаки, тех, кто не желает смириться с выбором народа со стороны судов. Так что в этом плане я являюсь оптимистом.
— Президент Ющенко, отечественные (в том числе из КИУ) и зарубежные (последний пример — критика Венецианской комиссии) эксперты, скажем так, нелестно отзываются о некоторых нормах, принятого ВР нового закона о выборах президента.
— По Венецианской комиссии у нас есть свое мнение. Так вот. Во-первых, никакая международная организация, какой бы уважаемой она ни была бы, не имеет права вмешиваться во внутренние дела государства.
Во-вторых, мы приемлем не критику, а дискуссию по отдельным вопросам, которые Венецианская комиссия подняла в нашем общении. Украину в этой дискуссии, напомню, представляли три человека — Марина Ставнийчук от Секретариата Президента, я и мой коллега по фракции Андрей Портнов.
К сожалению, критика, которую мы услышали от Венецианской комиссии, полностью совпадает с критикой Президента и членов его Секретариата. Вместе с тем, мы приемлем дискуссию по некоторым вопросам, которые, я думаю, так или иначе, будут отредактированы после того, как Конституционный суд огласит свое решение. То есть, мы предполагаем, что до конца избирательной кампании еще будут внесены изменения к закону о выборах.
— Некоторые депутаты говорят о пожарном режиме, в котором в Раду был внесен и проголосован новый закон о выборах главы государства?
— Дискуссия вокруг законопроекта была достаточно глубокой, по крайней мере, в парламенте.
Президент Украины и члены его Секретариата в своей критике не коснулись одного вопроса — за пять лет своего президентства ни Виктор Ющенко, ни СП не внесли, ни единого предложения, касающегося изменения закона, нормы которого, по мнению Президента не позволят провести демократические выборы. Так вот, повторяю: за пять лет мы не получили ни одного предложения от Президента. Более того, когда парламент в первом чтении принял закон, мы не получили ни одного предложения от Президента ко второму чтению.
Первое письмо от Президента по изменению избирательного законодательства мы получили в виде вето на закон, проголосованный Верховной Радой. Поэтому нам кажется, что Президент в этом вопросе субъективен, а те задачи, которые ставит перед собой Виктор Ющенко и его Секретариат не соответствуют интересам граждан Украины. Почему, не соответствуют? Да потому что украинцы хотят избрать для себя нового президента, а Президент действующий не хочет менять место своей работы.
— А что касается неприкосновенности. Если я не ошибаюсь, законопроект Кириленко — Кириленко прошел экспертизу в КС. Почему же тогда, не прекратить бесконечные разговоры — проголосовать и забыть?
— Это как в том анекдоте, когда отец — адвокат сыну — молодому адвокату, выигравшему дело, которое долгое время вел отец, сказал: «Что же ты сделал, глупый? Это дело кормило нашу семью долгие годы, тебя помогло вырастить, диплом тебе получить, квартиру, машину... Много лет на этом деле наша семья еще жила бы».
Точно также обстоит дело и с депутатской неприкосновенностью — вопрос, к сожалению, тянется годами, а политической воли, с тем, чтобы поставить в нем точку, нет. Более того...
— Извините, перебью, но вы же коалиция, почему же нет политической воли, что мешает проголосовать?
— Дело в том, что когда этот закон появляется в повестке дня, парламент блокируется и его работа прекращается. Такая ситуация, только с момента работы этой сессии наблюдалась раз пять. Это означает только одно: чтобы не говорили политики на всех ток-шоу, в самый ответственный момент голосов для решения вопроса о неприкосновенности, нет.
Мы и на этой неделе будем ставить этот вопрос на голосование. Посмотрим, каким образом на это будет реагировать оппозиция.
— На днях Виктор Янукович заявил о готовности Партии регионов создать стабильное большинство в ВР (впрочем, с оговоркой — на период президентской избирательной кампании). Как считаете, экс премьер говорит искренне или все-таки заигрывает со своими избирателями, мол, мы протягивали руку помощи, но коалиционеры отказались?
— Вы очень точно поставили вопрос, о том, сколько на самом деле искренности в словах Виктора Януковича. Так вот, напомню, что еще в прошлом году, если я не ошибаюсь, в октябре месяце, премьер-министр Юлия Тимошенко обратилась ко всем политическим силам — парламентским и тем, которые пребывают вне его пределов, с тем, чтобы объединиться на фоне разыгравшегося уже на тот момент кризиса. И что в итоге? А в итоге, только Блок Литвина и «Наша Украина» присоединились к созданию коалиции в парламенте, действия которой постоянно блокируются Партией регионов и КПУ.
На сегодняшний день предложение Януковича не разит новизной, эта идея и ранее витала в парламентских стенах. Но вопрос действительно состоит в том, а насколько искренен сегодня лидер оппозиции в том, чтобы войти в существующее парламентское объединение? На мой взгляд, это ничто иное, как старт с развала остатков объединения в ВР.
Создать на основе сегодняшних парламентских сил что-то новое практически нереально. Эту гипотезу как нельзя лучше, доказали три года работы парламента. Любая конфигурация с участием в ней Партии регионов является нежизнеспособной, в том числе, из-за разноплановых идей, которые обсуждаются при создании коалиции с ПР. И амбиции лидера оппозиции, скорее всего, также направлены не на объединение, а на то, чтобы под свое крыло собрать как можно больше людей, готовых бороться с Тимошенко.
— В последнее время ваши коллеги по фракции говорят о якобы существующем плане двух Викторов — Ющенко и Януковича, конечная цель которого — выражение вотума недоверия правительству Тимошенко. Кстати, КМУ с сентября не имеет иммунитета от отставки.
— В нынешний избирательный период достаточно реалистичной выглядит не только вынесение на повестку дня этого вопроса, но и голосование по нему. Можно предположить, что действительно идея смещения Тимошенко со своего поста — это идея фикс двух Викторов, которую они постоянно пытаются реализовать.
Хочу напомнить, что ранее уже дважды пытались проголосовать за отставку правительства, понимая, что новое невозможно будет сформировать в силу отсутствия коалиции под такое голосование. Ведь если для отставки Кабинета Министров требуется 226 голосов, то для того, чтобы появилось новое правительство, требуется новая коалиция.
Новой коалицией в этом парламенте пока и не пахнет. Для создания новой коалиции два Виктора должны выйти вместе на трибуну и сказать, что они действительно сотрудничают по вопросам государственного правления. Вряд ли с учетом президентской избирательной кампании они готовы будут афишировать свой существующий гражданский брак. Поэтому я скажу так: отставка правительства и переведение его в статус «и.о» возможна, а вот появление нового Кабинета Министров, скорее всего, нет.
— Одним из ключевых вопросов нынешней пленарной недели является назначение новых министров. Как считаете, тут будет поставлена точка или троеточие? Другими словами, оппозиция заблокирует кадровый процесс или все-таки позволит довести его до логического завершения?
— Усиление Кабмина кадрами — это серьезный раздражитель и для Президента, и для оппозиции. Конечно же, они заинтересованы в том, чтобы правительство было максимально ослаблено за счет отсутствия тех или иных министров на своих постах. Поэтому мне кажется, парламент будет «трусить» от кадровых ротаций. Между тем, наша политическая сила будет избегать предоставления оппозиции очередного повода для блокирования работы Верховной Рады. Мы заинтересованы в том, чтобы парламент стабильно работал и осуществлял свою законодательную деятельность.