Почти две недели внимание жителей Украины и всей Европы приковано к последствиям наводнения в Закарпатье.
Испытания стихией становятся регулярными для Украины. Деятельность человека также ставит под угрозу экологическую ситуацию. Эти проблемы стали темой для разговора корреспондента «Дня» с министром Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы Дурдинцом Василием Васильевичем.
— Что сделано и что планируется сделать в ближайшее время для налаживания жизни в зоне чрезвычайной экологической ситуации, которой объявлены отдельные районы Закарпатской области?
— Последствия катастрофического наводнения очень тяжелые, но следует отметить, что несмотря на превышение исторических максимумов подъема воды по сравнению с 1998 годом, они ощутимо меньше. Комплексные масштабные мероприятия, проведенные на протяжении двух лет на Закарпатье во исполнение постановления Верховной Рады Украины, актов Президента Украины и правительственных решений, сыграли положительную роль и позволили смягчить удар стихии. Общими усилиями привлеченных сил, центральных и местных органов исполнительной власти на сегодня сделано:
— налажена регулярная поставка пострадавшему населению питьевой воды, продуктов питания и медикаментов; в подтопленных селах, из которых жители не отселялись, работают полевые кухни и подвозится питьевая вода, во всех населенных пунктах проводится подворное медико-санитарное обследование; выявлены 2 261 инфекционный больной. Проводится дезинфекция колодцев. К этой работе задействовано почти две тысячи врачей, около 7 тысяч человек среднего медперсонала;
— во исполнение поручения Президента Украины от 6 марта текущего года в область направлены 11 млн. грн. которые уже получены наличными и доставлены в пострадавшие районы для социальных выплат, а также 5 млн. грн. субвенции и 1 млн. грн. для потребностей Госводхоза. На заседании Кабинета Министров Украины приняты постановления по финансированию аварийно-спасательных и восстановительных работ.
Хотелось бы поблагодарить правительство Венгрии за спасателей и вертолеты, предоставленные этой страной, которая находится в не менее сложном положении, для проведения сложной спасательной операции.
Начато выяснение оценки реальных материальных убытков, определение конкретного объема спасательных и превентивных работ. На основании этого будет разработан и реализован график работ по ликвидации последствий стихии в области и их завершение в основном до конца текущего года. Особое внимание уделяется обеспечению людей, которые временно отселены.
Применяются меры во исполнение исчерпывающего и качественного Указа Президента Украины «Об объявлении отдельных районов Закарпатской области зоной чрезвычайной экологической ситуации». Этот Указ дает возможность персонифицировать и повысить ответственность руководящего состава органов управления и сил, причастных к этим процессам.
— Может ли Украина самостоятельно стабилизировать экологическую ситуацию в Закарпатье? На какую конкретно помощь можно рассчитывать со стороны мирового сообщества?
— Я уже подчеркивал: убытки наводнения 1998 года были в четыре раза больше, чем в марте этого года. По состоянию на март текущего года было построено 2 тыс. 349 домов, приблизительно 318 квартир, достраивается 311 и отремонтировано 12 тыс. 230 домов.
Во исполнение программы противопаводковых мероприятий построены 27 км. защитных дамб, укреплены 14 км берегов и урегулированы 43 км русел речек. Перечень работ, проведенных за два года, свидетельствует о возможностях государства оказывать реальную помощь тем, кто пострадал от стихийного бедствия. Если бы двухлетняя противопаводковая программа была профинансирована в полном объеме, а не на 50%, последствия были бы значительно меньше. Сейчас много говорится о разрушениях в зоне бедствия. Хотел бы сказать, что все новые дома выдержали наводнение, ни одно из новопостроенных гидрологических сооружений не было разрушено, устояли все новые мосты. Т.е. можно возобновить жизнедеятельность на более высоком уровне, чем это было до несчастья.
Как и в прошедшие два года, мы будем полагаться на свои силы, не отказываясь и от возможных зарубежных инвестиций. Правительство выделило 15 млн. грн. из резервного фонда. Подготовлено к рассмотрению решения относительно 30 млн. грн. субвенции и источников для дополнительного финансирования работ по ликвидации стихийного бедствия. После уточнения размеров убытков решение о дополнительном финансировании будет принято. Получен первый транш 5 млн. грн. от Дирекции по вопросам развития и сотрудничества Швейцарской Конфедерации. Гуманитарная помощь поступила от одиннадцати стран, почти из всех регионов Украины, значительную помощь оказала Россия.
Сегодня как никогда остро встает вопрос о необходимости объединения усилий стран, которые входят в Карпатский регион, по делу противодействия катастрофическим наводнениям. Углубленный анализ наводнений 1970, 1998, 2001 годов свидетельствует о резком изменении климата, а соответственно, гидрологических характеристик больших наводнений. Поэтому параллельно с реализацией программы противопаводковых мероприятий, принятой правительством Украины на 2001 — 2005 год, необходимо завершить разработки комплексной схемы защиты территории Закарпатья от водной стихии. То есть создать комплекс крупных регулирующих гидрологических сооружений (водохранилищ). Президент поддержал эту идею и дал соответствующие поручения. Затраты на реализацию программы в течение 5 лет по 120 — 180 млн. гривен в год составили бы 700 — 800 млн. грн. В то время как на восстановление потерь от паводков ежегодно расходуется от 200 до 500 млн. грн.
Стоило бы инициировать встречу полномочных представителей государств, которые входят в Карпатский регион, в первую очередь Венгрии, Словакии и Румынии, чтобы решить практическую финансовую судьбу проекта «Карпатский регион».
— Были ли допущены нарушения по использованию ресурсов, выделенных на ликвидацию последствий наводнения 1998 года и как это сказалось на ситуации сейчас?
— С самого начала руководства Правительственным штабом по ликвидации последствий чрезвычайной экономической ситуации, изучив состояние дел непосредственно в зоне бедствия, я инициировал ряд проверок целевого использования средств, которые выделяются государством для восстановления. Такие проверки были проведены Счетной палатой, Министерством финансов и Главным контрольно-ревизионным управлением. По результатам проверок возбуждено десять уголовных дел, все средства, которые были израсходованы не по назначению, до копейки возвращены в государственный бюджет. На нынешней ситуации это не сказалось, но ощутимо сказалось на социально-психологическом состоянии пострадавших и авторитете власти.
На последствия катастрофически повлияли недооценка опасности ситуации наводнения и низкий уровень подготовки к практическим действиям отдельных руководителей районного звена и поселковых советов. Кое- кто не сориентировался накануне бедствия и поэтому в первую очередь пришлось вносить коррективы на ходу, что приводило к неконкретным действиям. Особенно это характерно для руководителей города Хуст и Виноградовского района. Люди справедливо возмущаются их бездеятельностью. И поэтому я был вынужден поднять вопрос об их освобождении с должностей в установленном законодательством порядке. По другим руководителям выводы будут сделаны позднее, после детального анализа работы каждого, независимо от должности, как в центральных так и местных органах исполнительной власти.
В целом Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций оперативно включилось в работу, координируя усилия областного штаба, министров и ведомств, которые привлечены к ликвидации последствий наводнения. Мгновенно отреагировало Министерство обороны и лично министр обороны, Министерство аграрной политики, Комитет водного хозяйства и корпорация «Укравтодор».
— Как вы можете определить уровень техногенной безопасности Украины?
— Официальная оценка состояния природно-техногенной безопасности дана Президентом Украины в Указе от 9 февраля 2001 года «О мерах по повышению уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» и в постановлении Кабинета Министров Украины от 7 февраля «О комплексных мероприятиях, направленных на эффективную реализацию государственной политики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, предупреждения и оперативного реагирования на период до 2005 года», которым одобрены выводы и предложения совместного доклада Министерства и Национальной академии наук «О состоянии природно-техногенной безопасности Украины и основные направления повышения ее уровня».
Нынешний уровень природно-техногенной безопасности Украины в значительной степени обусловлен чрезмерными техногенными нагрузками на природную среду. Этот риск постоянно растет вследствие повышения доли устарелых технологий и оборудования, снижения темпов восстановления и модернизации производства. Износ основных производственных фондов всех отраслей народного хозяйства Украины составляет в среднем 50%. Потенциально опасные производства имеют значительный удельный вес в структуре промышленности Украины, на их долю приходится почти треть объемов выпуска продукции.
За период с 1997 по конец 2000 года в Украине в различных чрезвычайных событиях (бытовые пожары, ДТП, несчастные случаи на воде и случаи производственного травматизма) погибло около 50 тыс. человек: из них в 2000 году более 11 тысяч.
За этот период зарегистрированы около 6,4 тыс. чрезвычайных ситуаций, в том числе более 2 тыс. техногенного и почти 1000 природного характера. Ежегодно в Украине возникает более 300 чрезвычайных ситуаций, возникших под влиянием природных факторов (метеорологического, гидрологического и экологического характера). В территориальном измерении большинство их возникает в Южном и Западном регионах и на Донбассе.
Последние данные таковы. Площади оползнеопасных зон за последние 30 лет увеличились в 2 — 5 раз в различных регионах. В частности, сейчас в регионе Закарпа тья отселены 400 семей, а еще 900 нуждаются в немедленном отселении. В Украине функционирует около 2000 химически опасных объектов, на которых хранятся или используются в производственной деятельности около 300 тыс. тонн сильнодействующих ядовитых веществ.
Существует более 1200 взрыво- и пожароопасных объектов, на которых сосредоточено более 13,6 млн. тонн твердых и жидких взрыво- и пожароопасных веществ. Проведенная паспортизация показала, что в целом 7 541 технический объект составляет угрозу для Украины, более 1,5 тысячи — реальную угрозу. Из них 144 нуждаются в принятии неотложных мер уже в этом году, 300 — в срочных профилактических работах.
Поэтому сегодня созданы государственные системы реагирования на чрезвычайные ситуации, аварийно-спасательные подразделения для действий в условиях всех возможных катастроф, научные силы работают над поисками способов повышения достоверности прогнозов. Речь идет о необходимости оперативного осуществления комплексных превентивных мероприятий, способных заметно уменьшить риск. Расходы на реализацию таких мероприятий по расчетам экспертов, приблизительно в 15 раз меньше расходов на ликвидацию их последствий. В странах Западной Европы, где осуществлялись государственные мероприятия регулирования с целью снижения риска, количество чрезвычайных ситуаций сократилось за 10 лет в 7 — 10 раз.
Отдельного разговора требует вопрос о закрытии Чернобыльской атомной станции. И эту тему мы, наверное, сможем обсудить отдельно на страницах вашей газеты.
— На каком уровне находится оснащение частей Министерства по чрезвычайным ситуациям?
— Министерство имеет в своем составе 19 аварийно-спасательных отрядов военного типа, Государственную военизированную горноспасательную службу, Центральный военизированный аварийно-спасательный отряд (универсальный), Специализированную военизированную аварийно- спасательную часть (противофонтанную), Главный центр координации авиационных работ по поиску и спасению, Государственный координационный центр ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на водных объектах, мобильный госпиталь и специальный авиационный отряд.
То есть имеющимся в наличии комплексом ведомство может отреагировать на любую чрезвычайную ситуацию в любой сфере. Но следует отметить, что оснащение сил реагирования, мягко говоря, желает быть намного лучше.
Это вопрос будет решаться вместе с исполнением решения Совета национальной безопасности и обороны Украины, Президента и правительства по созданию Государственной специальной аварийно-спасательной службы на смену войск Гражданской обороны.