Когда речь идет о независимости той или иной политической силы, ребром становится вопрос финансирования. Без соответствующих средств регистрация, а тем более предвыборная гонка становятся невозможными. В то время как большинство партий не гнушаются ресурсами денежных спонсоров, по большей части олигархов, другие ищут альтернативных путей для решения этого вопроса.
В последнее время все чаще появляются призывы кандидатов-самовыдвиженцев помочь им финансово. Продать «услуги политика» предлагают обычно через сеть, подкрепляя сконцентрированную информацию о себе и свою программу действий в будущем парламенте банковскими реквизитами. Главный аргумент, который выдвигают кандидаты: гарантия, что они не являются ставленниками и лоббистами каких-либо финансовых групп, а значит, получив мандат, станут независимыми депутатами, которые будут отстаивать интересы своих избирателей. Насколько успешным является такой подход, «День» решил выяснить у главы «Демократического альянса» Василия ГАЦЬКО, который баллотируется по 211 округу Киева (Голосеевский район).
— Пан Василий, партией не удалось пойти на выборы, поэтому вы пошли на выборах по мажоритарке. Вы считаете, что способны изменить что-то самостоятельно?
— У меня нет иллюзий, что один кандидат в парламенте, который прошел по мажоритарке, действительно может что-то изменить. Но в моем случае это один в парламенте и тысячи за его пределами. Так как я представляю целую команду «Демальянса», которая успешно препятствовала глупым инициативам власти: мы останавливали жилищные кодексы, боролись с коррупцией в «Нефтегазе», защищали свободу мирных собраний, недавно защищали по всей Украине свободу слова, и в частности канал ТВі. В дальнейшем я собираюсь делать то же, что и сейчас, но с большими возможностями, которые дает мандат народного депутата.
Сегодня к украинским политикам, претендующим на звание оппозиционных, должны быть особые требования. В то время как в любой цивилизованной стране оппозиционеру достаточно быть носителем альтернативных взглядов по решению проблем и критиковать власть, в Украине оппозиционер обязан уметь предотвращать преступления. Один человек с депутатским мандатом, который способен организовать защиту интересов граждан и препятствовать преступлениям власти в законодательном органе и за его пределами, может многое.
— Вы также считаетесь оппозиционером, а какие у вас отношения с другими оппозиционными силами?
— Никаких отношений у нас с парламентской оппозицией, а также «Свободой», «УДАРом» сегодня нет. К тому же ряд политических сил («Объединенная оппозиция», «УДАР», менее заметные политических партии) выдвинули своих кандидатов в моем округе, то есть мы — конкуренты. Разумно было бы выдвинуть самого достойного кандидата в округе, однако никакой координации не происходит.
— В парламент идут представители разных профессий, иногда люди со средним образованием, однако они не понимают, что им придется выступать в роли законодателей. Готовы ли вы к этому?
— Законы пишут профессиональные юристы с помощью и при участии экспертов в определенной области. Сами политики не должны писать законы, поскольку они не являются специалистами в разных областях права. В первую очередь на них возложена представительская миссия: они должны организовать процесс, в ходе которого смогут превращать свои идеи и интересы избирателей в конкретный законопроект. Нужна здоровая и постоянная дискуссия с гражданским обществом и профессиональными объединениями, которые всегда охотно принимают участие в диалоге с представителями парламента и дают отчеты, что сделано и насколько это отвечает потребностям. Также к написанию законов стоит привлекать те общественные группы, которые в дальнейшем будут подвергаться влиянию того или иного постановления.
— Говоря о нынешнем парламенте, эксперты и некоторые депутаты отмечают, что он утратил представительские функции, делегированные ему гражданами, и стал исполнителем указаний сверху. Способна ли следующая Рада вернуть себе право влиять на ход политических процессов в стране?
— Нужно понимать, что при сегодняшней редакции Конституции парламент играет незначительную роль в украинском обществе. Даже если оппозиция получит большинство в следующей Верховной Раде, вопрос назначения премьер-министра и другие важные дела будут решать не депутаты, а Президент. Поэтому я не верю, что следующий парламент, пока Янукович имеет столько полномочий, действительно будет эффективным и будет представлять интересы украинских избирателей.
— Сейчас подходит к концу каденция Верховной Рады VI созыва. Какой состав ВР, по вашему мнению, был наиболее качественным с точки зрения парламентаризма?
— Первый состав ВР был лучшим. В нем было много романтизма, людей, которые верили в перемены и стремились к ним, и, в то же время, больше всего шансов воплотить определенные идеи и осуществить желаемые перемены. Однако с каждым следующим созывом состав парламента менялся в сторону коммерциализации. Мы помним перечень олигархов, которые туда попадали.
— Известно, что партии, которую вы возглавляете, не хватило средств для регистрации в избирательной гонке, однако определенную сумму вы собрали. Куда пошли эти средства? Были ли люди, которые хотели вернуть свои деньги?
— Мы сделаем так, как и обещали людям при сборе средств: все они пойдут на антикоррупционные проекты. Каждый, кто захочет вернуть себе свои средства, может это сделать, но на сегодня ни одного такого случая не было зарегистрировано. Непосредственно после выборов мы разработаем и обнародуем антикоррупционные программы и план расходов. Поэтому средства, собранные для участия партии в выборах, не используются сегодня для моей персональной кампании в избирательном округе.
— Европейский опыт предполагает привлечение помощи волонтеров для ведения предвыборной кампании партий. Вы — кандидат, который не имеет значительных ресурсов, каким образом организована ваша предвыборная кампания?
— Средства для участия «Демократического альянса» в выборах мы собирали через сеть и обращаемся к людям прямо на улицах. Деньги для своей кампании в избирательном округе я собираю через интернет. Также обращаюсь к людям, которые поддерживали нашу партию.
Для того чтобы открыто собирать средства, необходимо иметь: безукоризненную репутацию, высокий уровень узнаваемости среди людей, к которым ты обращаешься, и достаточно широкие каналы коммуникации. Нужно иметь возможность озвучить просьбу о финансовой поддержке настолько громко, чтобы люди могли это услышать. Для этого нужно уметь работать в социальных сетях и делать свою просьбу привлекательной и интересной.
— Вы верите, что через интернет можно привлечь достаточное количество средств и поддержки?
— Да. По состоянию на сегодня мы собрали небольшую сумму — около 10 тыс. грн. Но рассчитываем собрать значительно больше. Мы сделали вынужденную паузу, чтобы собрать средства для участия партии в выборах, а теперь можно будет сосредоточиться на своей кампании. По предварительным подсчетам, бюджет должен составить около 150 тыс. грн. Основная статья расходов — печать, полиграфия. Также средства пойдут на изготовление роликов, которые мы будем распространять через сеть, и расселение активистов, которые сейчас приезжают со всей страны, чтобы поддержать меня и поработать непосредственно в избирательном округе.