Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Василий МОЦНЫЙ: «Важно, чтобы местная власть могла отстаивать в парламенте позиции регионов»

5 декабря, 2002 - 00:00


Улучшит ли работу парламента вторая палата? Каким должен быть идеальный премьер? Стоит ли Украине перенимать российский опыт создания федеральных округов? Ответы зависят от того, что думают по этому поводу не только столичные политики, но и региональные лидеры. Эти и другие вопросы — тема беседы корреспондента «Дня» с главой Кировоградской областной государственной администрации Василием Кузьмичом МОЦНЫМ. Его мысли по поводу перечисленных проблем интересны еще и тем, что он — член Национального совета по согласованию деятельности общегосударственных и региональных органов и местного самоуправления.

— Кировоградская область расположена в географическом центре Украины. Можно ли ее считать типичной и на ее примере проиллюстрировать сегодняшнее социально-экономическое состояние страны?

— Наоборот, она не типична именно тем, что является географическим центром Украины. Мы далеко от границ, на расстоянии от зон, куда, прежде всего поступают инвестиции. Мы на расстоянии и от столицы, которая сегодня является и политическим, и экономическим центром Украины. Это обусловливает определенные проблемы, прежде всего, в сфере инвестиционной деятельности. У нашей небольшой области нет мощного промышленного потенциала, хотя в общем сельское хозяйство и промышленность сбалансированы. Т.е. ресурс, на основе которого сегодня развивается географический центр Украины, является недостаточным. Но в последнее время Кировоградщина, используя природные возможности, прежде всего свои земли, — а это лучшие черноземы, — опираясь на программы, которые сегодня реализуются в сельском хозяйстве, возрождая промышленность, наращивает темпы экономического развития.

— То есть нижнюю точку экономического спада область уже прошла?

— Безусловно. Рост объемов производства промышленной продукции, который в последние годы наблюдается в Украине, так же происходил и на Кировоградщине, а в некоторые годы — даже более высокими темпами. Промышленность в 2000 году мы подняли на 21,8 процента, в прошлом — на 14,5. В этом году по сравнению с прошлым также имеем рост. Постоянно увеличивается количество работающих предприятий, поставляющих ликвидную продукцию не только на внутренний, но и на внешний рынок. И сельское хозяйство критическую точку, я считаю, также прошло. Во-первых, благодаря тому, что государство повернулось лицом к нему. Кардинальные сдвиги начались с Указа Президента о реформировании сельского хозяйства. Ситуация на Кировоградщине является ярким примером того, что реформы на селе дают свои результаты. На сегодня изготовлено 98,6 процента актов на право собственности на землю. Что это дало? На Кировоградщине за последние три года ежегодный прирост производства сельхозпродукции составлял 7 процентов. За последние два года мы имеем 2 млн. 700, 2 млн. 600 тонн урожая только зерновых. Когда появился эффективный владелец, умело работающий с землей, урожайность только за счет организации и применения высоких технологий увеличилась практически вдвое. Кировоградщина в последние годы находится в тройке лучших областей по урожайности зерновых. Одним словом, область стабильно работала на протяжении последних лет и эта тенденция, думается, сохранится в будущем.

— Только что состоялось назначение нового премьер-министра. Нескольких из его предшественников вы наблюдали, работая в облгосадминистрации. Каким видится с областного уровня идеальный премьер-министр?

— Государство — это и политика, и экономика, и административный механизм управления. Поэтому сегодня премьером должен быть человек политически сильный, интеллектуально достаточный, с соответствующими морально-психологическими качествами и соответствующим опытом, засвидетельствованным результатами практической работы. Я считаю, этим требованиям больше всего соответствует назначенный премьером Виктор Янукович, донецкий губернатор. Виктор Федорович показал силу власти. Причем не голую административную силу, а силу, способную в сложных социально-экономических условиях успешно выполнять координирующую роль. Он на практике доказал, что способен решать проблемы, важные для своего региона и страны в целом, и подходить к решению этих проблем с чувством социальной ответственности за последствия своей работы. Это человек, который прошел испытание практикой руководящей работы в большом индустриальном центре, который осуществлял много программ развития этого центра, трансформируемых на уровень всего государства. Учитывая это, из нашей области в начале года была направлена рабочая группа в Донецк, которая изучила составляющие опыта, а уже потом область подписала соглашение о сотрудничестве с этим мощным регионом.

— Целесообразно ли, с вашей точки зрения, создание двухпалатного парламента? Если «да», то что должна собой представлять вторая палата?

— Глубоко убежден, что в парламенте должны быть представители не только от населения определенных территорий, но и от самих территорий как административно-хозяйственных единиц. В процессе законотворчества обязательно надо учитывать опыт повседневной работы исполнительной власти. Во вторую палату должны быть делегированы ее представители. Не знаю, как ее назвать — «высшая» или «низшая», — но это должен быть рабочий механизм, который должен отражать процессы, происходящие в регионах. Я не хочу сказать, что в эту палату обязательно должны входить главы областных госадминистраций. Думаю, это не принципиально. Важно, чтобы местная власть, представленная в этой палате, могла отстаивать в парламенте позиции регионов. Важно, чтобы она могла участвовать в разработке программных документов и в решении вопросов на уровне государства.

— Есть ли, с вашей точки зрения, экономическая, социальная или политическая целесообразность пересмотра территориально-административного устройства государства? Как вы оцениваете российский эксперимент с созданием федеральных округов?

— Я против российского варианта, поскольку это увеличивает количество аппаратных работников. Мы сегодня не настолько богаты, чтобы создавать дополнительные структуры, которые бы параллельно руководили соответствующими территориями или округами. Украина, на мой взгляд, сегодня не должна принимать решение об административном перераспределении территории. Во-первых, все территории как части государства должны иметь стабильную финансово-экономическую ситуацию. И независимость в вопросах наполнения местного бюджета, работающих предприятий, развития территории, социальной сферы. Возможно, через некоторое время можно будет вернуться к рассмотрению этого вопроса. Но при обязательном условии: стабильности финансовой ситуации и стойком экономическом развитии нашей страны. Если, например, сбазировать нас, Кировоградскую область, то надо делать это с территорией, имеющей достаточно мощное индустриальное развитие, — у нас более развито сельское хозяйство. А смежные с нами территории не являются сугубо индустриальными. То какая же будет экономическая польза всему центральному региону Украины от перекройки административно-территориального устройства?

— Насколько справедлив тезис о необходимости «усиления регионов»? Чем они слабы сейчас, ощущаете ли вы недостаток каких-либо полномочий в выполнении возложенных на вас функций?

— Полномочий на сегодняшний день достаточно. Проблема в другом. Много полномочий, не подкрепленных финансовыми ресурсами. Кроме того, я бы считал целесообразным все-таки вернуться к распределению полномочий. Программы, базирующиеся на государственном уровне, должны финансируемые за счет государственных средств. И отвечать за их выполнение должны должностные лица соответствующего уровня. И есть программы, базирующиеся на местном, региональном уровне, т.е. финансируемые за счет областных бюджетов. Безусловно, представители Президента должны быть ответственны за все программы — и общегосударственные, и региональные. Однако не следует забывать о таком понятии, как делегирование функций, полномочий. Поэтому и считаю, что более четко нужно сегодня определить не только полномочия, но и ответственность и финансовое обеспечение.

— А предоставление более широких прав регионам не представляет, на ваш взгляд, опасности целостности государства?

— Пока еще не слышал, что тот или иной регион настолько самообеспечен, что может самостоятельно решать все свои проблемы. Сегодня много общих проблем. И сильны регионы только в том случае, когда они работают во взаимодействии с другими регионами. И, в первую очередь, с регионами нашего государства. Область может дополнять область. И почти 50-миллионное население нашей Украины является сегодня, наверное, самым активным участником процесса внутриэкономической интеграции. Внутренние инвестиции обязательно нужно использовать так же, как и связи в промышленности. Поэтому мы заключили много межобластных соглашений. Мы хотим иметь общие программы для решения общих задач.

— Как вы относитесь к идее вернуть областным советам их исполнительные органы — исполкомы, — а за госадминистрациями оставить только надзорные функции (как у французских префектур)?

— Я считаю, делать это нецелесообразно. Лично я не хочу исполнять функцию только надзирателя. Я хочу, чтобы все то, что наработано на сегодняшний день, работало в наиболее эффективном режиме. Облгосадминистрация сегодня — это сильная исполнительная структура, занимающаяся всеми функциями, начиная с административных и заканчивая хозяйственными. Этими функциями сформированы достаточно сильные команды. И на сегодняшний день, когда экономика дает позитивные результаты, снова входить в режим эксперимента, считаю, нецелесообразно.

Интервью взял Валентин ПУСТОВОЙТ, «День» Фото Игоря ДЕМЧУКА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ