Украина, похоже, после некоторого падения к ней интереса со стороны европейцев, снова имеет шансы привлечь к себе внимание; на этот раз остросюжетной детективной историей — судебным действием против Юлии Тимошенко и ее возможных соучастников. Сами по себе судебные и другие дискредитирующие действия против политиков и других известных личностей не являются украинским изобретением. Расследования неэтических или уголовных действий политиков — отставных или находящихся у власти — не только не противоречат демократии, но и, напротив, свидетельствуют о действенности одного из ее основных принципов: равенства граждан перед законом независимо от должности и имущественного положения. В свое время пренеприятной, а временами и унизительной процедуре расследования и наказания (морального, административно-должостного или уголовного) подвергались и жертвы тоталитарных режимов, и такие известные политики в демократических странах, как действующие президенты США Никсон и Клинтон, канцлер ФРГ Коль, экс-президент Франции Ширак, руководители других крупных и мелких государств на всех континентах.
И не всегда теми, кто начинал и осуществлял компанию против того или иного политика, руководила благородная жажда справедливости. Чаще было наоборот — это было стремление устранить или хотя бы ослабить политического соперника и испортить репутацию политической силы, которую он представляет. Методом дискредитации политических противников при удобном случае пользовались во все времена и везде — с разной степенью успешности и законности.
Борьба между властью и оппозицией (в том числе и посредством уголовного преследования) является одним из важных факторов сдерживания коррупции в демократическом обществе. Если политик или крупный чиновник знает, что и на пике его карьеры, и после ухода в оппозицию или на заслуженный отдых в бухгалтерских книгах министерства или ведомства будет рыться политический конкурент, который вполне может довести дело до суда, то это значительно облагораживает ход мыслей владельца влиятельного поста.
Таким образом, само по себе уголовное преследование какого-либо политика угрозы демократии не несет, а при соблюдении определенных условий ей способствует; особенно если разбирательства ведутся не только против оппозиционеров и «персональных пенсионеров», но и против тех, кто находится у власти.
Александер Рар, эксперт из Германии, по поводу преследования Юлии Тимошенко заявил: «...она все-таки была главой оппозиции, то есть главой сил, которые боролись за пост президента Украины. Я думаю, что такую фигуру сразу после выборов (год еще не прошел с тех пор, как выборы закончились) начинать преследовать — это всегда пахнет политикой, местью и унижением» (см. сайт киевского Института им. Горшенина и сообщение агенства УНИАН). Логика этих рассуждений не совсем безупречна. Через год после выборов подавать на политика в суд неэтично, а через три или четыре — уже этично? С точки зрения и этики, и здравого смысла подавать в суд надо сразу же, как только есть доказательная база правонарушения. Это исключает нежелательные побочные явления: с одной стороны, возможности шантажа соответствующего политика разными силами внутри и вне страны, а с другой, препятствует возможному уничтожению улик или сговору, что неоднократно происходило в Украине и в других странах.
Неэтичными и недемократическими подобные дела становятся не из-за календарных сроков и не из-за оппозиционности (или высоты общественного положения) лиц, на которых готовится уголовное преследование, а по совершенно иным причинам.
Во-первых, судебное преследование должно быть открытым для всего общества (в том числе и для оппозиционных журналистов) и процессуально безупречным.
Во-вторых, все лица, которые могут быть уличены в тех или иных противоправных действиях, совершенных предположительно при содействии Тимошенко, должны привлекаться к ответственности независимо от того, остались они в «стане» Тимошенко или своевременно покинули его. Приговор должен быть взвешенным как с точки зрения закона, так и с точки зрения его общественной значимости и возможных общественно-политических последствий. Это особенно важно, поскольку всем понятно, что дело Тимошенко имеет политическую подоплеку. Кстати, для некоторых непонятливых граждан остается неясным, почему вне всяких подозрений в коррупции остаются люди из бывшей команды Ющенко.
Юлии Владимировне в свое время удалось уладить свои сложные отношения с российскими законами и властями во время неожиданного визита в Москву после окончательной ссоры с Ющенко. Пообещав «вести себя хорошо», она честно выполнила свое обещание, так как Путин публично постоянно подчеркивал, что ему с Тимошенко работается комфортно. Проведя аудит и найдя на Тимошенко компромат, Янукович и его ближайшее окружение тоже явно рассчитывали, что Тимошенко будет вести себя «хорошо». И некоторое время она сдерживалась, но затем «сорвалась», ввязавшись в ожесточенную борьбу против налогового закона и начав новый раунд борьбы против Януковича на зарубежном фронте. Незамедлительно последовал вызов в прокуратуру.
Вообще, намного лучше, когда о тайнах политиков и крупных предпринимателей граждане узнают своевременно от назойливых и любопытных журналистов или прокуроров. Это исключает возможный шантаж, подкуп и противозаконное использование известных граждан нечистоплотными согражданами и зарубежными спецслужбами.
Однако не менее важно в подобных делах и то, что будет происходить после окончания возможного судебного процесса. Путин, изгнав из страны пару олигархов и засадив за решетку Ходорковского, прекратил проверки бизнесменов на честность, однако продолжил тесты на лояльность. Он запугал и фактически разрушил оппозицию, что сколько-нибудь значительной пользы России не принесло: в этом мы постоянно убеждаемся, следя за сообщениями из соседней страны.
Президент Кучма, изгнав за рубеж Лазаренко (который, впрочем, получил по заслугам) стал единолично вершить украинские дела, что привело сначала к трагедии с Гонгадзе, а затем и к волнениям оранжевой революции.
Поэтому всем демократам ясно: уголовные преследования не должны использоваться для разрушения демократии и фактического установления бесконтрольного правления одного лица или узкого круга лиц и консервации власти в этом кругу. Этот принцип неукоснительно соблюдается во всех по-настоящему демократических странах — и не только в Западной Европе.
Важный принцип демократии — равенство всех перед законом требует наказания за коррупцию, независимо от партийной принадлежности и политических симпатий. Значит, вслед за Юлией Владимировной и ее ближайшими соратниками должны подвергнуться строжайшей проверке Азаров, Ющенко и некоторые другие с ними связанные известные и не очень известные личности... Некоторые эксперты и журналисты (нельзя не оценить их мужество) утверждают открыто, что на солидное судебное разбирательство наберется материала и у противников Тимошенко.
Было бы прекрасно, если бы и при следующей смене правительства или президента были созданы условия для независимого аудита деятельности бывших властных лиц и их судебного преследования в случае обнаружения достаточных оснований. Вообще, финансовая мораль наших политиков опустилась настолько низко, что весьма полезным было бы проведение независимого аудита с последующей отсидкой после любой смены президента, премьер-министра, министров и руководителей ведомств.
Во всеобщем несоблюдении законов и самых простых правил здравого смысла заключается вся сложность нынешней ситуации — в том числе и с Тимошенко. Всем понятно, что когда-то в Украине нужно начинать наводить порядок. Наведение же элементарного порядка предполагает среди прочих мер и неотвратимое наказание (в форме, предусмотренной законами или традициями) правонарушителей — на этом зиждется общественная мораль со времен появления человеческого общества. Но поскольку речь идет о наказании, то возникает заколдованный круг. И оппозиция, и власть согласны начать наводить порядок, в том числе и самыми строгими мерами, но только так, чтобы посадить на скамью подсудимых можно было лишь политических оппонентов: если сидят «они», то это справедливо и называется наведением порядка, а если «мы» — то это политические преследования и нарушение демократии.
Большинство тех, кто внимательно следит за политическими и предпринимательскими карьерами основных действующих лиц нашей политической сцены, не сомневаются, что если по сусекам Юлии Владимировны поскрести как следует, то найти там можно много такого, что ей очень хотелось бы скрыть от широкой публики и за что ее посадили бы в большинстве западноевропейских стран. Однако большинство из нас не питает больших иллюзий не только по поводу Тимошенко и ее соратников, но и относительно тех, кто сейчас запускает судебный процесс против Тимошенко. Даже гражданин ФРГ Александер Рар уверенно заявляет, видимо, имея на то веские основания: «Всем понятно, что Ходорковский тоже занимался жульничеством и был коррумпирован, и тоже деньгами пытался купить политику. Всем этим занималась и Тимошенко — но не только она. И ее соперники, те, кто сегодня у власти, тоже в этом отношении не чисты». Это утверждение германского эксперта трудно оспаривать.
Далее Александр Рар предсказывает, что если Тимошенко сядет в тюрьму, то она станет «украинским Ходорковским». Относительно Ходорковского можно сделать следующее предположение. Политической жертвой, вызывающей почти всеобщее сочувствие, его сделал — как уже указывалось выше — не только неожиданно суровый судебный приговор, но и последующая безнаказанность других миллиардеров и мультимиллионеров, лояльных власти и официально занесенных ею в категорию «условно честных». Да и весь последующий политический курс режима Путина четко засвидетельствовал — в случае с Ходорковским речь шла именно об устранении политической конкуренции и запугивании оппозиции.
Поэтому, кем станет Тимошенко — «украинским Ходорковским», «Лазаренко в юбке», политическим трупом или, наоборот, в результате судебных преследований перед ней откроются новые политические перспективы, — сейчас предсказать трудно. И Юлия Тимошенко, и ее оппоненты совершали в прошлые времена и совершают ныне много грубых ошибок, чья ошибка станет решающей — предсказать невозможно.
Однако ясно и другое: откладывать наведение порядка до тех пор, пока к власти придет оппозиция, не стоит — в таком случае порядка у нас не будет никогда. Безнаказанность ведет ко все большим преступлениям. Тем не менее, если этот порядок будет наводить лишь Президент Янукович и его политические соратники, то каким он будет, этот порядок, видно уже по дракам с избиениями в Верховной Раде и некоторым материальным и экономическим приобретениям нынешней правящей команды. Такая борьба с коррупцией неминуемо приведет к резкому и опасному обострению политической ситуации в Украине, которую с удовольствием будут использовать антиукраинские силы внутри и вне страны. Наведение порядка должно проходить под контролем общества и при его активном участии, чтобы этот «новый порядок» снова не превратился в знакомые нам зоны строгого режима — как это уже случалось в истории во многих странах на всех континентах.
PS. Если обнаружится, что главным обвинением против Тимошенко является раздача ею пенсий за счет «экологических денег», то автор готов лично стать в пикете возле резиденции Президента Украины с требованием оставить бывшего премьер-министра в покое. Вместе со многими другими украинскими пенсионерами я растягиваю деньги от пенсии до пенсии; и запаздывание выдачи денег всего лишь на несколько дней подвело бы меня, как и миллионы других пенсионеров, вплотную к состоянию дефолта. Поэтому думаю, что в таком пикете я был бы не один.