Однако подчеркнуто нейтральная позиция председателя парламентского комитета Виктора Омелича, не торопящегося вершить «суд чести» над А. Ткаченко, позволяет предположить, что дистанция между лидерами самой «Громады» продолжает увеличиваться.
То, что регламент очень тонкий инструмент, при умелом использовании которого можно укрепить свои политические позиции, — очевидно. Более того, председатель ВР продемонстрировал, что весьма искусно владеет этим инструментом. И вдруг на таком «компромиссном» фоне Комитет по вопросам регламента «обижает» фракцию СелПУ, объявляя о незаконности ее существования, как самостоятельного парламентского «организма». Что думает по этому поводу председатель профильного комитета? Корреспондент «Дня» Ирина ГАВРИЛОВА попросила В. Омелича ответить на ряд вопросов:
— Виктор Семенович, как объяснить тот факт, что Комитет по регламенту еще месяц назад принял решение о незаконности регистрации фракции СелПУ, но заявил об этом в «нужный момент»?
— Это не случайно. К нам сразу обратился С. Довгань, который пообещал предоставить все необходимые документы и устранить нарушения, которые были допущены. Мы вошли в положение, потому что там были нюансы: у нас законодательно не выписаны некоторые процедуры вхождения или выхода из фракции. Мы дали селянам тайм-аут, чтобы они разобрались со своими людьми. Я не сторонник формализма... Мы понимаем, что политика намного важнее всех наших бюрократических «примочек». Сейчас, по словам Довганя, все документы в порядке. Как комитет решит по форме — это одно дело, а что касается другого препятствия, которое мешает принять категорическое решение по СелПУ, — не принятое решение КС. Мы подождем как суд будет трактовать этот вопрос...
— Считаете ли вы, что попытка «задвинуть» Селянскую фракцию — это выпад против А. Ткаченко?
— Давайте не будем рассматривать, кто стоит за фракцией и пр. Я не привношу сюда никаких политических нюансов. Если это будет по закону, то пусть фракция СелПУ будет в парламентском спектре, займет свою нишу. Тем более, что четкой определенной позиции нет сегодня у многих фракций.
— А кто, на ваш взгляд, заинтересован в ликвидации такой самостоятельной парламентской единицы, как фракция селян?
— Она еще не появилась, а вы о ликвидации...
— Но мы уже начали к ней привыкать, она как бы функционировала...
— Я не могу назвать примера, чтобы на меня оказывалось давление со стороны, например Социалистической фракции, если вы это имеете в виду. Есть только требование разобраться до конца, решить этот вопрос на основании закона.
— Ну а кто все же инициатор «разобраться до конца»?
— Это не представители правоцентристского лагеря, однозначно. Свое заявление в комитет внес по этому поводу член СПУ И. Винский.
— Виктор Семенович, но А. Ткаченко уже сам представил селянскую фракцию, объявил о ее регистрации. Это все-таки грубое нарушение регламента, ведь спикер не мог не знать о неподготовленных документах СелПУ. Вот вы все время говорите, что председатель ВР не является злостным нарушителем регламента, но в данном случае можно говорить об обратном, не так ли?
— Я не могу обвинять А. Ткаченко. Если кто и просмотрел недостаточно подготовленный правовой аспект, то это секретариат ВР. Потому что спикер получил от них материал, прочел, обнародовал — и все.
— Недавно мы были свидетелями явного манипулирования А. Ткаченко нормами регламента. Самый яркий пример — законопроект А. Лавриновича о выборах президента, который вроде бы приняли в первом чтении, а потом выяснилось, что за основу. Об этом рассказал сам Лавринович в интервью нашей газете. Как на подобные манипуляции реагирует Комитет по вопросам регламента?
— Наш комитет на своем заседании рассматривал вопрос о нарушениях, допускаемых председателем ВР. Чтобы решить этот вопрос цивилизованно, мы обратились к Александру Николаевичу и переговорили с ним, объяснив, что есть ряд обращений и от депутатов и от фракций о том, что спикером допускаются нарушения процедуры. И предупредили, что следует избегать грубых нарушений Регламента. В противном случае, мы вынуждены будем пригласить его на заседание комитета и спросить с чем связано такое поведение...
— А вы не видите здесь прямой связи с тем, что спикер явно подыгрывает исполнительной власти?
— Можно по-разному оценивать поведение А. Ткаченко. Я не хотел бы рассматривать вопрос именно в таком ключе. А хочу видеть в этом попытки консолидирования. У каждого свои методы, возможно, у него такие, и они нам непонятны, потому что не всегда достаточно информации для того, чтобы мы могли критически оценивать действия нашего спикера. Сам А. Ткаченко пояснил, что нарушения связаны с тем, что парламентарии требуют рассмотрения их вопросов, но не все вопросы можно сразу решать. Лично я не считаю председателя ВР злостным нарушителем.
— Виктор Семенович, а может, вы не хотите рассматривать этот вопрос в таком ключе именно потому, что недоумение вызывает тот факт, что комитет, возглавляемый одним из лидеров оппозиционной «Громады» довольно лояльно относится к такому поведению председателя ВР?
— Я хотел бы возразить против того, что представитель оппозиции, возглавляющий Комитет, должен отстаивать идеи своей политической силы всеми способами. Я как представитель «Громады» обязан блюсти государственные интересы. Придерживаюсь мнения, что надо создавать условия для улучшения отношений в ВР, а не загонять их в тупик. Много сегодня в парламенте депутатов, которые действительно подталкивают меня к тому, что надо «воздействовать»....
— Планируете ли вы в новом проекте закона о регламенте, над которым трудится ваш комитет, уделить внимание процедуре отстранения спикера от ведения сессии, а в случае систематического нарушения регламентных норм, усовершенствовать процедуру его переизбрания?
— Обязательно. Я считаю, что нужно усовершенствовать эти процессы, чтобы был реальный сдерживающий фактор, в частности у председателя ВР. Это будет стимулировать взаимную ответственность.