Председатель комитета Юрий Кармазин дал «Дню» такое объяснение длительных проволочек: «Основной виновник возникновения трастов — Президент Украины Леонид Кучма». Рассмотрение перенесено на неопределенное время. Ведь в постановлении ВР говорится, что должны быть привлечены к ответственности должностные лица, «действия которых причинили вред гражданам Украины в связи с принятием и реализацией декрета». А под декретом стоят подписи: «премьер-министр Украины Л.Кучма, министр Кабинета Министров А.Лобов». Потом, правда, названные должностные лица утверждали, что декрет фальсифицирован, запятые стоят не там. Верховная Рада, заслушав в 1996 году доклад специальной следственной комиссии, сделала вывод, что виновны не запятые: «Законодательная неопределенность, непроведение юридическо-правовой экспертизы проекта декрета, отсутствие четкой системы контроля в сфере деятельности финансовых посредников, безответственность местных органов исполнительной власти всесторонне содействовали активизации создания и негативной деятельности псевдодоверительных обществ, трастов, страховых компаний, инвестиционных фондов и других субъектов предпринимательства в части привлечения имущества и, что хуже всего, денежных средств граждан».
Декрет от 17 марта 1993 года просто отпускал трасты в свободное плавание. Они были приравнены к обществам с дополнительной ответственностью (отсюда и ссылка в нем на Закон «О хозяйственных обществах»): учредители должны были отвечать по обязательствам доверительного общества своими взносами в уставный фонд, а при недостаточности этих сумм — дополнительно принадлежащим им имуществом в 5-кратном размере к вкладу каждого участника. Контроль за деятельностью доверительных обществ с ценными бумагами должны были осуществлять Фонд госимущества, Минфин и НБУ, а операции с денежными вкладами вообще не контролировались.
Чтобы как-то спасти ситуацию, парламент и поручил исполнительной власти еще в 1996 году предпринять ряд мер: разработать законопроект об обеспечении возмещения ущерба граждан от недобросовестной деятельности небанковских финансовых учреждений, внести изменения в Закон «О хозяйственных обществах», представить Положение об обществах по защите прав вкладчиков, провести регистрацию имущества, оставшегося от различных трастов.
О том, что эти требования проигнорированы, Комитет и должен был узнать на своем заседании. Юрий Кармазин убеждает, что такое заседание таки состоится, да еще и совместно с другими комитетами ВР. Но таких оптимистов в парламенте немного. По мнению многих депутатов, дело может сдвинуться с мертвой точки только после президентских выборов. Тогда «дело трастов» может стать составляющей большой ротации между высокими кабинетами власти и нарами.