Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Византийский стиль

11 марта, 2005 - 20:24

Недавно, выступая перед делегатами учредительного съезда партии «Народный союз «Наша Украина», Президент Украины Виктор Ющенко коснулся церковных дел: «Я убежден, что мы доживем до соборной Украинской православной церкви». Президент говорил о том, что большинство православных людей Украины, которые сегодня входят в состав трех ожесточенно враждующих между собой церквей, вскоре образуют Одну Независимую Православную Церковь. Церковь Украины, имеющая блестящую историю, по численности верующих является крупнейшей в мире и, как таковая, будет признана Вселенским православием, где будет играть немалую роль. Однако сегодня, несмотря на все изменения в стране и обществе, тенденций к практическому решению или хотя бы смягчению болезненных православных проблем до сих пор не заметно. И что характерно: в своих заявлениях и обращениях все наши православные — «канонические» и «неканонические» — цитируют одни и те же слова и заповеди Нового Завета, которыми Иисус и апостолы наставляли своих учеников «любить врагов, благословлять тех, кто проклинает, творить добро ненавистникам и молиться за гонителей».

В конце февраля состоялся Синод Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), который принял «Обращение» ко всем православным людям Украины. Там говорится, что между православными Киевского и Московского патриархатов «нет разницы ни в догматах, ни в исповедании веры, ни в традиции богослужения». И потому Синод Киевского патриархата обратился к епископату, духовенству и верующим УПЦ Московского Патриархата (МП) с призывом, в первую очередь, прекратить разжигание религиозной вражды и не разделять украинцев на канонических и неканонических, благодатных и неблагодатных, православных и раскольников. Во-вторых, содействовать духовному возрождению украинского общества, а также — создавать в независимой Украине единую (Поместную и Автокефальную) церковь на основании, в частности 34 апостольского правила, согласно которому «каждый народ должен знать своего первого епископа». А для этого между церквями должны идти диалог и контакты на всех уровнях. Как отреагировала на это обращение иерархия УПЦ (МП)?

9 марта под председательством митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялся Синод УПЦ (МП), в котором участвовали весьма заметные в политической жизни Украины фигуры, такие, например, как митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Этот Синод так же принял «Обращение» не только к своим иерархии и верным, но и к верующим УПЦ КП и УАПЦ. Принято «Обращение» и к Президенту Украины Виктору Ющенко. Тексты этих обращений являются, фактически, ответами Синода УПЦ Киевскому патриархату и Президенту Украины по поводу возможного создания в Украине Соборной и независимой церкви.

В послании Синода УПЦ своей пастве между прочим говорится: «...С приходом новой власти Церковь надеется на долгожданное окончание периода вмешательства органов государственной власти в жизнь Церкви и политизации межконфессиональных отношений в Украине, результатом чего стали негативные проявления в церковной жизни во время президентских выборов 2004 года (А кто виноват — штаб кандидата Януковича? — Авт. )… Мы выражаем обеспокоенность активизацией деятельности раскольнических группировок, в частности, так называемого Киевского Патриархата, руководство которого приняло популистское «Обращение к нашей церкви». Эта организация является не церковным, а светским новообразованием и не имела ни морального, ни канонического права обращаться к нашей Церкви».

Далее члены Синода УПЦ приводят давно ими самими «забытую» цитату из постановлений Синода далекого 1993 года: «Мы также стремимся, чтобы Украинская православная церковь стала Поместной, равноправной сестрой в семье Православных церквей, но идем мы к этому каноническим путем. Поспешность или антиканоничность в действиях, связанных с получением автокефалии, всегда порождала и будет порождать расколы, являющиеся толчком и к нарушению гражданского мира в государстве». Обращаясь к верным Киевского патриархата иерархи УПЦ (МП) пишут: «...Вернитесь в лоно Матери Церкви (то есть — в Московский патриархат! — Авт. ). Двери наших сердец открыты навстречу вам... Призываем вас к урегулированию церковного неустройства в каноническом порядке». И опять ссылка на прошлое: «Еще 8 декабря 1992 г. на заседании Священного Синода Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир высказал предложение о необходимости проведения богословского диалога между представителями УАПЦ и УПЦ КП с целью преодоления церковного раскола в Украине».

Казалось бы — мнения двух церквей сходятся! Но далее ставится ряд условий, без выполнения которых диалог состояться не может, и которые, как это хорошо известно всем, Киевский патриархат никогда не примет (скажем, требование передать УПЦ (МП) почти все церковное имущество Киевского патриархата или категорическое требование исключить из переговорного процесса патриарха Филарета).То есть — опять тупик.

Синод УПЦ (МП) обратился к Президенту Украины Виктору Ющенко с призывом не настаивать на создании единой Православной церкви страны: «Беспокоящий нас вопрос — это дальнейшее форсирование идеи искусственного создания Украинской православной поместной церкви путем механического объединения Украинской православной церкви, сохранившей свое каноническое достоинство, с раскольниками, которые в свое время отпали от нее». Более исскуственным является разъединение украинского православия.

Как видим, Синод УПЦ (МП) придерживается своих старых позиций (согласованных с Московским патриархатом или навязанных им). Однако, в последних документах прослеживаются и некоторые изменения общей ориентации церкви. Во-первых, владыки вспомнили, наконец, о намерениях Синодов 1992—1993 годов, когда идея Автокефальной Соборной церкви не была еще окончательно отвергнута (как это произошло во время правления Леонида Кучмы). Во-вторых, Синод УПЦ (МП) не сделал ни одного упоминания о «Церкви-Матери», то есть о Московской церкви. А между строк «Обращений» таки просматривается слабое и осторожное («византийский стиль») осуждение позиции, которую УПЦ (МП) заняла во время президентской избирательной кампании. Общество, впрочем, ожидает от священноначалия УПЦ (МП) не только более артикулированного объяснения причин того, что тогда произошло, но и некоторых действий, таких, например, как кадровые изменения в иерархии.

...9 марта, перед открытием Всемирного русского народного собора в Москве, Виктор Янукович, участвовавший в соборе, заявил, что Партия регионов Украины приняла решение поддержать (что бы это значило? — Авт. ) традиционную Православную церковь Украины. Он высказался против вмешательства государства в дела церкви, очевидно намекая на слова Президента Украины о Соборной церкви. Господин Янукович также заявил, что его партия намерена добиваться введения в украинских школах «Основ православной культуры» (забывая, что Украина — многоконфессиональное государство). Итак, «заседание продолжается, господа присяжные заседатели»?

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ