Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Владимир ФИЛИПЧУК: «Для меня порядочность определяется отношением к государственной собственности»

18 декабря, 2001 - 00:00


Первый президент Украины, народный депутат Леонид Кравчук, недавно рассказал в «Дне» (12.12.2001) о том, как, отстаивая национальные интересы, ему пришлось вникнуть в проблемы одесского «Эксимнефтепродукта» — одного из известнейших предприятий страны, поставляющего из принадлежащей ему нефтегавани транзитные нефтепродукты во многие страны мира. По словам Л.Кравчука, эту огромную структуру, которая, по оценкам экспертов, стоит на рынке около $1 млрд., пытались продать за $3 миллиона. К расследованию обстоятельств этой явно невыгодной для Украины сделки подключилось СНБО, сделавшее вывод о том, что акции «Эксимнефтепродукта» незаконно передаются иностранным корпорациям. Как сказал Л.Кравчук, за всем этим стоят бизнесовые и карьерные интересы: «Я начал заниматься этим делом с единственной целью — защитить интересы государства, не зная, что будут затронуты интересы Деркача». «Україна молода» (4.12.2001) в материале о ситуации вокруг «Эксимнефтепродукта», высказалась так же прозрачно: «Киевский трудовик» (в статье идет речь об Андрее Деркаче. — Авт .) совместно с некоторыми нардепами Украины также был среди основателей холдинга «Укрнефтепродукт»... Решение СНБОУ было введено в действие указом Президента Леонида Кучмы о неотложных мерах по упорядочению деятельности государственных акционерных и холдинговых компаний, в том числе и холдинга «Укрнефтепродукт», которому в свое время было поручено управлять акциями «Эксимнефтепродукта». Некоторые детали этой ситуации — в интервью с руководителем предприятия, Героем Украины Владимиром Филипчуком. Он несмотря на угрозы (было время, когда Герою Украины Филипчуку, как впрочем и руководителю «Укрзалізниці» Георгию Кирпе, которого также неоднократно, «прессовали» близкие к А.Деркачу СМИ, приходилось прятать свою семью), сделал все от него зависящее для того, чтобы украинская собственность, приносящая стране солидный доход, не «уплыла» в частные руки по смешной цене. ...Из кабинета Владимира Станиславовича видны круглые серебристые крыши емкостей с нефтью. Впрочем, чистота, как на молочном заводе, где вокруг зеркальная «нержавейка». Часто звонит телефон. Очередной телефонный разговор Филипчук обрывает неожиданно: «Конечно, спасибо за поддержку, но только, думаю, что до финала еще далеко. Эти ребята не успокоятся:

— Как вы сами определяете логику скандала?

— Все началось не вчера и не сегодня (Филипчук, порывшись в ящике стола, вытаскивает объемистую темную папку). В конце июня 1994 г. было образовано акционерное общество «Эксимнефтепродукт». За семь лет на месте старой нефтебазы мы создали современнейшее производство. А все потому, что государство разрешило половину прибыли тратить на реконструкцию и модернизацию основных фондов. Нет смысла вдаваться в технологию, думаю, вполне достаточно увидеть наши «бытовки», столовую, медсанчасть, поспрашивать у людей — довольны ли они заработной платой:

Конечно, для государства важны финансовые показатели. Так вот, за все эти годы мы перечислили разных налогов и сборов на сумму 126 с половиной миллионов гривен. У нас никогда не было задолженностей бюджету и Пенсионному фонду. Нас считают самыми добросовестными налогоплательщиками города и области.

Государство дало возможность работать, поверило в профессионализм нашей команды и не прогадало. О финансах я уже говорил, но для акционеров важен еще и рост уставного капитала. Он у нас вырос с почти двух миллионов (июнь 1994 г.) до 348,5 млн. грн. (на 1 января 2001 г.)

Признаюсь: был страшно доволен, что дважды Кабинет Министров вносил «Эксимнефтепродукт» в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины:

— Это, как бы, гарантировало вас от «вывихов» приватизации?

— Теперь понимаю собственную наивность. Все поменялось в конце января 1998 года, когда Фонд госимущества по решению правительства передал контрольный пакет акций нашего АО незаконно созданному — по моему мнению — холдингу «Укрнефтепродукт». Считал и считаю такое решение неправильным. Холдинг был убыточной компанией с серьезными долгами. Передали контрольный пакет, следовательно, и возможность за счет доходных предприятий решать собственные проблемы. И руководство «Укрнефтепродукта» уступило свои права (этот самый 51 процент!) фирме «Бевало Инвестменте ЛТД», а те перепродали их за смешную сумму (около 924 тысяч гривен!) швейцарцам из «Медис Холдинг СА».

Знаете, что самое печальное в этой истории? «Укрнефтепродукт» не имел никакого права совершать эти операции, ибо не являлся владельцем контрольного пакета! Я так уверенно говорю потому, что у меня под руками два документа. Смотрите. (Филипчук подвигает поближе свою темную папку. — Авт. ) Вот это — доклад специальной комиссии Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ), созданной по распоряжению Леонида Даниловича Кучмы. Специалисты признали, что «Укрнефтепродукт» своими действиями нанес серьезный ущерб экономике и безопасности державы. А потом, когда мы вступили в конфликт с холдингом, появились два судебных решения: одно Старокиевского районного суда (апрель нынешнего года), второе — совсем недавнее, когда наш спор рассмотрел Киевский хозяйственный суд. И СНБОУ, и юристы сошлись в одном (для нас — главном!) — действия холдинга не только незаконны, они экономически вредны. Нельзя отдавать доходное дело в чужие руки.

— А нет ли в таком утверждении элементов «квасного» патриотизма? В конце концов, разве плохо, когда в Украину приходит опытный иностранный менеджмент?

— Если бы все шло по такому сценарию! Мы в 1997 году пропустили через себя свыше 10 миллионов тонн «сырой» транзитной нефти. Через три года «перевалка» составила чуть больше двух с половиной миллионов. Остальной объем услуг ушел к инофирмам. «Эксимнефтепродукт» потерял на этом свыше сорока миллионов долларов! Это уже задача налоговиков — посчитать, сколько недополучили бюджеты разных уровней от такой суммы и скольким, и на сколько выросли в связи с этим долги по пенсиям. Соответственно, потери ощущал городской и областной бюджеты.

— Вас еще обвиняют в том, что не желаете работать с Наблюдательным советом компании, «заморозили» выплату дивидендов.

— Да нет этого, нет! Когда холдинг «Укнефтепродукт» стал манипулировать контрольным пакетом акций, а мы — сопротивляться его позиции, естественно, руководство холдинга решило поменять членов Наблюдательного совета, поддерживающих позицию «Эксимнефтепродукта». Пришел юноша, показал доверенность на право распоряжаться голосами, равными 51 проценту, и заявил — теперь здесь будут заседать другие. Как я понимаю, гибкие и послушные. И членов Наблюдательного совета, избранных на пять лет, акционеров к тому же, без их заявлений о желании выйти из членов Наблюдательного совета — переизбирают.

А есть еще 25 тысяч акционеров, которым не все равно, кто, а главное, каким образом будет распоряжаться их деньгами. И я отвечаю не только перед собственным коллективом, но и перед этими людьми. Потому-то мы стали судиться, а значит, — превратились во врагов.

— Видимо, тогда и появилась информация о «нефтебароне» Владимире Филипчуке, который «украл у государства 10 миллионов гривен»?

— Надо посмотреть по времени, когда появились первые публикации. Но у меня нет желания заниматься такого рода исследованиями. Конечно, идея прозрачна: рядовые акционеры должны поверить в то, что Филипчук и остальные члены правления — ворюги.

Озвучу несколько цифр. За девять месяцев работы без контроля со стороны Наблюдательного совета мы выполнили годовые показатели прошлого года. Понятно, что увеличились отчисления и в бюджет, и в Пенсионный фонд, выросла зарплата работников. А дивиденды? Они «заморожены» на банковских счетах и «работают» на предприятие, следовательно, на каждого отдельного акционера. Готовы выплатить людям все, до копейки!

— Владимир Станиславович, хотелось бы более подробно о «краже десяти миллионов». Вас уже не привлекают к уголовной ответственности?

— Семь лет назад правительство и парламент внесли изменения в Закон «О налогообложении прибыли предприятий». Поправки разрешали предпринимателям и промышленникам полтора процента от налога на прибыль, выплачиваемых в бюджет, переводить через казначейство на специальные счета. Для чего так сделали? Государство осознало: денег на строительство жилья для военных нет, и без помощи со стороны не обойтись.

Одними из первых в Одессе мы взялись за решение этой проблемы. Заключили, как положено, договора, перечислили деньги. Словом, помогали, чем могли. Ясно, что и нас, и военных проверяли. Тщательно. Дотошно. Помню, в мае нынешнего года сразу две районные налоговые инспекции перешерстили не только нас, но и строительные организации Одессы, Херсона и Николаева.

Вот, посмотрите. (Филипчук пододвигает бумажную «простыню», заполненную цифрами и таблицами). Совпало все: деньги с кирпичами, а те, в свою очередь, с квартирами. Мне даже говорили: «Владимир Станиславович, а у вас по-иному и быть не могло! Вы же у нас самый добросовестный налогоплательщики».

Прошло всего полгода, наступил ноябрь. Приезжают представители городской налоговой и требуют изъятия документов по инвестированию жилья для военных. Спрашиваю: «А на каком основании?» Отвечают: «Открывается уголовное дело». Я в изумлении: это ж надо, как быстро могут превратить Героя Украины в уголовного преступника!

Я благодарен областной прокуратуре (изучили материалы дела и признали его безосновательным и незаконным) и Министерству обороны за поддержку. Хотя армию понять можно: если будут так «наезжать» на промышленников и предпринимателей, занимающихся строительством жилья для офицерских семей, то квартирный вопрос никогда не решится!

— А вас не пытаются сегодня «пристегнуть» к политике? Со всех сторон выгодная фигура: Герой Украи ны, богатое акционерное общество, теперь вот даже некая скандальность появилась. Не хотите себя испробовать в новом деле?

— Я в одной из киевских газет прочитал большую такую статью о ситуации вокруг «Эксимнефтепродукта». Там был дан полный «расклад» — какая партия «заказала» скандал с Филипчуком, что и кто за этим стоит. Но я не политолог, не технолог избирательных компаний. Мне удается дело, которым я уже давно занимаюсь.

Каждый из нас обязан заниматься своим делом. Понимаете, мы не Россия, где из скважины бьет фонтан газа или нефти. Украина — транспортная страна. На перевалке грузов, а нефтепродукты, тоже груз, многие страны живут богато, обеспечивая и работающих, и стариков всеми благами. Почему мы не можем делать это? Чем мы хуже, скажем, стран Балтии, которые на оказании услуг третьим государствам успешно строят собственное благополучие?

Причем мы, украинцы, способны показать высокий класс работы. Я это знаю — у меня такой коллектив.

— Но в конце марта 2002 года все равно будете голосовать? Выбор-то надо будет делать.

— Надо. Буду голосовать за политиков, которые уважают собственность. Не только свою, но и государственную. Потому, что если человек не научился с уважением относиться к тому, что ему не принадлежит, то трудно ожидать от такого деятеля хозяйского отношения к своим работникам. Такие ребята хороши на одесской «толкучке»: купил — продал, заработал на разнице. Думаю, что такую мою позицию разделяет большинство из 25 тысяч акционеров «Эксимнефтепродукта».

Интервью взял Игорь РОЗОВ Одесса
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ