В деятельности на должности председателя парламентского комитета по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью Владимиру СТРЕТОВИЧУ помогает Дон Кихот. Точнее — его бронзовая фигурка, привезенная Владимиром Николаевичем из самого Толедо. Кроме традиционного копья, герой Сервантеса вооружен оранжевым флажком «ТАК!». Рядом с ним — фарфоровый милиционер, творение отечественных мастеров, с табличкой-напоминанием в руках: «Я всегда рядом!».
Помогут ли эти талисманы их владельцу сохранить кресло председателя комитета, к которому теперь примеряется новосформированная парламентская оппозиция, пока что неизвестно. Сам собеседник «Дня» считает, что никакой оппозиции, кроме коммунистов, вообще нет, а если и делить портфели, то по принципу квотности, отдав это на усмотрение политических сил, представители которых возглавляли их раньше.
Первым правительством Президента Ющенко господин Стретович доволен, обеспокоенность вызывают только отдельные персоны из числа губернаторов. Их, как объясняет народный депутат, вообще нельзя «подпускать к власти» и рассказывает о тайных списках, которые он имеет в своем распоряжении. Там якобы перечислены члены и председатели избиркомов на местах, а также влиятельные региональные чиновники, которые за фальсификацию выборов получили немалые деньги. Зафиксированы также счета предприятий, которые осуществляли выплаты. Впрочем, обнародовать свой «портфель компромата» Стретович пока не спешит, вместо этого с удовольствием рассуждает о перспективах новой власти, в том числе в контексте выборов-2006.
— Как вы оцениваете состав нового правительства?
— Я бы назвал его правительством надежд. Пока что нереализованных. Впрочем, упорство, с которой засучили рукава для урегулирования системного кризиса, вызвавшего оранжевую революцию, обнадеживает.
Приветствую беспрецедентную по количеству молодежную составляющую этого Кабмина. Также приветствую опытность тех, кто пришел в кабинеты на Грушевского не впервые, это должно содействовать скорейшему налаживанию дел.
Что касается персонального состава, то опасения вызывает не столько министерский, сколько губернаторский корпус. На руководящие должности в областях проникло немало людей, которым бы не в высоких креслах сидеть, а... Особенно если вспомнить их деятельность во время кампании... Впрочем, сейчас у них есть реальный шанс проявить себя с лучшей стороны, достигнув ощутимого улучшения жизни региона уже за сто дней — первый срок отчетности. Немало зависит от того, смогут ли они сплотить вокруг себя коллектив, который значительно в большей, чем отдельно взятый руководитель, степени влияет на положение дел в регионе.
— Проявлялась ли ваша озабоченность по поводу губернаторов еще на этапе консультаций?
— Конечно! Я пытался всячески достучаться до тех, кто распределял квоты, растолковать рискованность таких шагов… Впрочем, руководители решили по-своему.
Назначения стали предметом масштабного компромисса. Не буду называть фамилии тех, чье руководство регионами считаю недопустимым, поскольку на сегодня я являюсь членом команды и высказывать подобные предположения означало бы выражать недоверие к лидерам, которого у меня нет. Мы плывем в одной лодке, не допускаю, что упомянутые господа будут грести в другую сторону, однако те, о ком идет речь, пришли в политику из бизнеса, где себя определенным образом запятнали. Искушение применить в новых условиях старые методы работы, в частности, выгоды региона превращать в личные, может оказаться слишком большим. Особую тревогу вызывает ситуация в Хмельницкой области. Против этого есть только один действенный механизм — регулярный общественный мониторинг при участии СМИ.
— Несмотря на то, что победу на выборах получила «НУ», высший, после президентского, пост в государстве отошел другой политической силе…
— Многие внутри самой «НУ» этим недовольны... Непонятно, кто возглавит нас и поведет к победе в 2006-м. Какой будет форма участия: партийная или блочная? Лично я выступаю категорически против создания партии «одного человека». «За» и «против» разделились приблизительно поровну.
Конечно, вопрос лидерства в блоке зависит от результатов деятельности правительства, которые проявятся со временем. Вряд ли госпожа Тимошенко захочет вливать «Батьківщину» в наши ряды. Для нее оставить поддержку БЮТ за собой — стратегически более взвешенное решение. Кстати, в регионах ряды ее партии сейчас стремительно пополняются. Прежде всего за счет бывших «властных мужей», обычных конъюнктурщиков, которые таким образом надеются обезопасить себя от возможных преследований.
Между единым и отдельными списками блока также есть разница. По моему мнению, более приемлем второй вариант (это позволит каждому четко выделить свой электорат — с перспективой объединения уже в парламенте). Сконцентрировав в своих руках 60-70% мандатов, получим больше шансов на дальнейшее эффективное воплощение программы Президента, в том числе и положений по евроинтеграции.
— Получив большинство в парламенте-2006, вы рискуете создать «путинскую» вертикаль власти...
— Не забывайте, что по результатам кампании также окончательно сформируется оппозиция. Учитывая упомянутый уже уровень социальных ожиданий, мы не можем сегодня спрогнозировать, какие оценки даст народ через год. К тому же нельзя нивелировать вероятность поражения правительственной политики. Это может произойти по объективным, независимым от самих политиков, причинам. Так, накануне посевной прогнозируется повышение цен на энергоносители. Юлии Владимировне и ее команде будет нелегко…
— Эксперты считают, что 373 голоса в поддержку Юлии Тимошенко засвидетельствовали отсутствие оппозиции, во всяком случае парламентской…
— Оппозиция должна противодействовать чему-то конкретному. Ее потенциальные участники сами это признают. Сейчас правительство представляло программу развития, Президент задекларировал приоритетные направления своей политики. Консолидированными усилиями мы надеемся вывести страну на новый уровень развития. Разве логично этому противиться? Конечно, не считая коммунистов. Они в хронической оппозиции не только к персоналиям, но и к самой украинской государственности.
Аутсайдеры кампании сейчас только просчитывают возможные варианты будущего противодействия. Эффективный способ заявить о себе в новом статусе — тщательно отслеживать выполнение властью своих предвыборных обещаний и указывать нам на возможные промахи. Такой вариант сотрудничества действительно можно считать конструктивным.
— Значительный процент голосов за Тимошенко дали «Регионы...». Поговаривают, что это следствие переговоров Юлии Владимировны с господином Ахметовым во время ее визита в Донецк...
— Не исключено. Согласитесь, она была непревзойденной в оранжевой футболке «Шахтера». Впрочем, нельзя нивелировать результаты встреч с этой фракцией накануне голосования. Тогда общий язык был найден по многим вопросам. 92% членов фракции являются представителями крупного бизнеса, думаю, это имело свое влияние на показатель их волеизъявления.
— Владимир Литвин утверждает, что все, кто голосовал за правительство, автоматически разделили ответственность за его действия…
— Подобные выводы считаю преждевременными. Ответственность взяли те, кто взял на себя полномочия по выполнению положений программы нового правительства. Поддержав Кабмин, депутаты предоставили членам нашей команды своеобразный карт- бланш. Теперь, когда на заседаниях фракций они подробнее проанализируют правительственную программу и окончательно солидаризируются с ее положениями, может речь идти о возврате к сотрудничеству в формате так называемой парламентско-правительственной коалиции.
Реалистичность подобной возможности станет понятнее в середине марта. Сейчас продолжаются кулуарные переговоры о возможном блокировании, но их участники руководствуются преимущественно ситуативными интересами. Естественно, что, по мере приближения следующей кампании, каждый будет лоббировать в Верховной Раде интересы собственные и своей политсилы. К сожалению, деятельность парламента будет эффективной только на протяжении текущей сессии, а с осени начнется малопродуктивный этап публичного заигрывания с избирателями.
Наличие или отсутствие пусть и ситуативного, но все же большинства выяснится позже, когда в парламент начнут поступать правительственные законопроекты. О ПБ будем судить по результатам их поддержки. Именно на этой основе может плавно сформироваться оппозиция к новому правительству. Повод — несоответствие реальных действий ранее задекларированным намерениям.
— То есть «регионалы», скажем, также могут войти в состав нового парламентского большинства?
— Несомненно! Предположим, речь пойдет о поддержке законопроекта, направленного на улучшение социального положения шахтеров-регрессников, который предлагает правительство и лоббируют «оранжевые» депутаты. Разве смогут «Регионы...» его проигнорировать? Фактически речь идет о временной консолидации по ситуативному интересу. Значительная часть всего будет делаться с мыслью о будущих выборах, о том, как понравиться потенциальному электорату. Если бы не приближение парламентской кампании, оппозиция была бы значительно жестче. А так теперь она фактически растворится и не будет поддаваться четкой идентификации.
— Сколько, по вашему мнению, пробудет Тимошенко на ее нынешнем посту?
— Пока что однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Но можно с уверенностью говорить, что ее Кабинет будет работать до завершения каденции Верховной Рады четвертого созыва. В перспективе многое зависит от срока реализации политической реформы, от того, не будут ли утверждены к ней кардинальные поправки. Также от того, какая политическая сила получит большинство по результатам приближающейся кампании. Напомню, что именно та партия или блок получат преимущества при формировании коалиции и, соответственно, правительства.
— Кого из тех, кто не попал в состав нового Кабинета, вы бы хотели там видеть?
— Убежден, что команда только выиграла бы от присутствия в ней опытного экономиста Юрия Еханурова. Удивила невостребованность Анатолия Матвиенко, который разбирается в проблемах местного самоуправления и, кстати, мог бы стать неплохим губернатором, или координировать их работу по всей стране. Профессиональные качества Юрия Костенко сейчас также пригодились бы. Список можно продолжать, но я полушутя отвечу лозунгом, который прочитал в вашей газете: «Нас багато, портфелiв малувато!..»
— Ваши оппоненты не имеют в Кабмине своих представителей. Кто будет заниматься установлением диалога с регионами, которые на выборах предпочли другого кандидата?
— Этим будет заниматься вице-премьер по вопросам административно-территориальной реформы. Необходимость восстановления такого баланса, целостности страны была одной из главных причин введения этой должности. Президент будет заботиться о стране, как о семье, ни один ее член не будет обделен вниманием.
— Почему господина Бессмертного назначили на эту должность прямо в сессионном зале?
— Тут нет никакой интриги, просто вышла техническая заминка. На утро пятницы вся фракция «НУ», в том числе и группа «Разом», в состав которой входил Роман Петрович, доподлинно знали, что третьим вице- премьером будет он. Очевидно, во время объявления списка Юлия Владимировна просто перепутала бумаги. Но она опытный трибун и ей ничего не стоило ярко обыграть эту мелкую ошибку.
— В последнее время господин Бессмертный жестко критиковал Тимошенко. Как ему теперь будет работаться под ее руководством?
— Знаете, в правительство идут не по личностным симпатиям, а по призванию общей цели. Не забывайте, что отныне сама методика работы, в частности, благодаря переформированию обязанностей вице-премьеров, другая. Кабмин сформирован на принципах пропорциональности квот, поэтому представительство от различных групп внутри одной команды является сбалансированным.
— А как удалось найти общий язык с Александром Морозом?
— Скажу, что наша фракция восприняла это неоднозначно, в частности, немалое удивление вызвало распределение портфелей «силовиков». Но мы не хотим начинать каденцию нового лидера страны с конфликтов, с выяснения того, кто кому, сколько и чего должен. Сегодня Виктор Андреевич сделал широкий жест, подтвердив свое желание сотрудничать с Морозом и в дальнейшем, в 2006-м, с перспективой формирования широкой коалиции.
— Владимир Литвин и Богдан Губский также претендовали на часть портфелей для политических сил, которые они возглавляют…
— Имею к этим господам вопросы: где были их партии во время президентских выборов? Кого они поддерживали? Я вообще удивляюсь толерантности Виктора Андреевича, который в ответ на поддержку народными аграриями кандидатуры Тимошенко 40 голосами, без которых она бы и так обошлась, учел их кадровые пожелания. (Член фракции НАПУ Сергей Касьянов назначен председателем Днепропетровской облгосадминистрации. — Ред. ) Кто-то другой на его месте предъявил бы договоренности, заключенные еще в начале кампании, в соответствии с которыми 22% портфелей принадлежит БЮТ, все остальное — «НУ», насобирал бы 226 «за», как это предусмотрено Конституцией, и был бы абсолютно прав!
По большому счету, нет разницы между 226 и 373 голосами в поддержку, полномочий такая массовость не расширяет. Наоборот — становится еще сложнее, поскольку подтвердить требуется надежды 373 народных избранников и их избирателей...