Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Владимир ЯВОРИВСКИЙ: Взносы на партийную деятельность должны быть только добровольные

25 апреля, 1996 - 20:23

Ситуацию с письмом Владимира Рыбака прокомментировал народный депутат Рады пятого созыва от оппозиционного БЮТ Владимир ЯВОРИВСКИЙ:

— Владимир Александрович, как вы считаете, можно ли считать письмо Владимира Рыбака применением пресловутого административного ресурса?

— Если сам Рыбак не опровергает того, что такое письмо действительно было разослано руководителям предприятий — это свидетельство того, что данное письмо разослано массово. То есть это не отдельное послание, скажем, только «Криворожстали», это массовое письмо, наличие которого они скрыть попросту не могут. Именно поэтому Рыбак вынужден признаться, что такое письмо действительно разослано. Это первое. Второе: вице-премьер — это чиновник наивысшего ранга. И кем бы он ни был в партии, его знают, в первую очередь, как вице-премьер-министра Украины. И я уверен, что если попросить у первоклассника прокомментировать этот прецедент, он без раздумий ответит, что это явное злоупотребление служебным положением. Вот я сейчас пребываю в своем родном Крижопольском районе. Представим себе, что администрация одного из местных заводов получает письмо от Рыбака, где возле его подписи указано, что он глава политисполкома своей партии. Представим себя на месте этого директора, который прекрасно знает, что Рыбак является вице-премьером, в руках которого все коммунальное хозяйство и строительная отрасль страны. Кто, зная это, будет размышлять: перечислять деньги или нет? Да человек снимет с себя последнюю одежду для того, чтобы перечислить деньги на эту партию. Ну как можно до такого додуматься!? Это ведь мог сделать кто-то другой, а не вице-премьер, даже если он является одним из партийных функционеров. Это, на мой взгляд, еще один факт, который должен дать нашему Президенту дополнительный аргумент (помимо того, что мы сложили свои депутатские полномочия) для роспуска парламента и проведения досрочных выборов.

— Сотрудники аппарата вице- премьера Рыбака, к которым мы обратились за комментарием по поводу этого письма, недоумевают. Говорят, закон они не нарушили, поскольку обратились за финансовой поддержкой не к иностранным предприятиям, и не к религиозным организациям, что является табу. Более того, в правительстве говорят, что все существующие в стране партии используют подобного рода схему для пополнения партийной казны. Вы, как представитель БЮТ, можете подтвердить, что ваша политическая сила также просит деньги у руководителей отечественных предприятий?

— Я, собственно, в этом случае отвечу контрверсией: найдите мне хоть один аналогичный документ, подписанный Юлией Тимошенко во времена ее премьерства. Если вам удастся такой документ найти касательно «Батьківщини» или «Нашей Украины» (времен премьерства Еханурова) я, и убежден, все партийцы от БЮТ и НУ, сразу все обвинения касательно Рыбака и Партии регионов снимут. Но я вам сразу скажу: таких примеров нет. Видите ли, они (сотрудники секретариата Рыбака. — Авт. ) еще и обижаются. Но ведь это грубое нарушение! Не может чиновник такого ранга требовать от предпринимателей вносить пожертвования на деятельность политической партии. Но вся проблема в том, что они этого не понимают, поэтому и обижаются. Ведь для них это норма.

— Какой, на ваш взгляд, является идеальная модель наполнения партийного бюджета, что бы не возникало скандалов, подобных истории с письмом Рыбака?

— Есть несколько моделей. Одна из них предусматривает, что те партии, которые прошли в парламент, финансируются из государственного бюджета. Но они тогда не имеют права выходить за пределы этого бюджета. Бюджетные средства строго контролируются, они являются абсолютно прозрачными, их нельзя наличными раздавать, скажем, за то, что люди стоят на Майдане. Это модель не очень справедлива потому, что те партии, которые не сумели преодолеть проходной барьер, теряют. Но им (партиям-маргиналам. — Авт. ) уже нельзя запретить искать спонсоров. Может быть и другая модель — это и бюджетное, и спонсорское финансирование партий. Но в таком случае, вне зависимости от величины партии, должны быть ограничения. Есть и третья модель, которая функционирует сегодня в Украине — добровольные взносы на партийную деятельность. Я подчеркиваю — добровольные, а не как в случае с Рыбаком.

Отказываться от добровольных спонсорских взносов, мне кажется, не стоит, но в данном случае, Партии регионов, наверное, необходимо несколько умерить свой аппетит.

— Пан Владимир, оппозиция, в частности, БЮТ не собирается в ближайшее время возвратиться в сессионный зал?

— Мы, вместе с «Нашей Украиной» вернемся в сессионный зал при одном условии: если состоятся цивилизованные договоренности, если Президент приостановит свой указ и даст некий люфт для парламента, для того, чтобы принять несколько законов, которые совершенствовали бы избирательное законодательство. И никакое решение Конституционного Cуда, который себя окончательно скомпрометировал, и которому не поверит общество, не заставит нас вернуться в ВР.

Наталия РОМАШОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ