Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Владимир ЗУБАНОВ: И в России, и в Грузии нет оппозиции. Для Украины это неприемлемо

10 июня, 2004 - 00:00


«При президенте Януковиче нас ждет нормальное развитие в европейском, а не в российском направлении», — таким оптимизмом веет от одного из представителей политической команды премьера, члена парламентской фракции «Регионы Украины» Владимира Зубанова. По мнению народного депутата, политическая позиция Виктора Януковича, а также результаты его деятельности как премьер-министра убедительно свидетельствуют об ориентированности на Европу. В победе премьера на президентских выборах Владимир Зубанов (кстати, член Народно-демократической партии) не сомневается.

— До окончания нынешней парламентской сессии депутатам осталось отработать в зале всего-навсего три недели. За это время народные избранники выразили намерение проголосовать в первом чтении (уже в который раз!) проект закона о внесении изменений в Конституцию, в основу которого теперь решено положить законопроект №4180 (Гавриша—Богатыревой). Вы верите в успех этого начинания?

— Честно говоря, особого стремления проводить политреформу, дающего надежду, что 300 голосов в ее поддержку таки будет собрано, в депутатской среде не чувствуется. Как не видно и той консолидирующей идеи, вокруг которой парламент мог бы собраться конституционным большинством. Хотя никто не сомневается, что 226 голосами на нынешней сессии законопроект можно проголосовать. А вот на следующей ситуация может измениться кардинально. К тому времени уже будут известны все кандидаты на президентский пост, более- менее понятны шансы каждого из них. И вот тогда, если фракция «Наша Украина» увидит, что победа ее лидера Виктора Ющенко весьма призрачна, — а я думаю, что так оно и будет, — на определенных условиях они могут поддержать политреформу. Если не всей фракцией, то, по крайней мере, большей ее частью, чего вполне достаточно для одобрения изменений в Конституцию.

Однако надо ли спешить? Предлагаемая нам политреформа далеко не комплексная, она вызывает массу вопросов без ответов. Перераспределить полномочия и обязанности между ветвями власти — это одно. Возникает другая проблема: мы приняли закон о пропорциональных выборах, по которому партии получают огромные возможности, однако не предусмотрели им никакого противовеса. Раньше противовесом были мажоритарщики, теперь же их не будет. Чем это чревато? Тем, что мы можем получить будущий парламент по образцу России или Грузии. В России Госдуму сформировали силы, пришедшие при тотальной поддержке власти, в Грузии — силы, победившие на огульной критике власти — но и там, и там практически исчезла оппозиция. Для Украины такой вариант неприемлем. Реальным противовесом чрезмерной политизации парламента может стать вторая палата, формируемая по территориальному признаку.

— Речь идет о том, чтобы «компенсировать ущерб» мажоритарщикам, которых новый избирательный закон лишает «насиженных» округов?

— Не совсем. Прежде всего речь идет об обеспечении в высшем законодательном органе представительства регионов. Формировать вторую палату можно было бы по-разному — избирать представителей от округов, назначать от избранных советов народных депутатов и т.д.

— После объявления Виктора Януковича вероятным кандидатом в президенты от сил парламентского большинства в последнем пошли центробежные тенденции: несколько партийных лидеров заявили о намерении выдвинуться самостоятельно. Ведет ли сегодня команда Януковича переговоры с потенциальными участниками выборов центристского толка относительно поддержки единого кандидата?

— Нет никакой трагедии в том, что в списке кандидатов будет с десяток или даже больше фамилий. Для единого кандидата от демократического центра проблему могут создать лишь несколько рейтинговых кандидатов, играющих на его электоральном поле. То есть речь идет о политиках, фигурирующих в президентском рейтинге с показателями в один или несколько процентов поддержки. Сегодня уже очевидно, что за выход во второй тур будут бороться три силы — «Наша Украина», центр и коммунисты. При этом никто не знает, как дальше будет развиваться ситуация экономическая, а значит, и политическая, как те или иные силы будут играть на трудностях типа бензинового кризиса. Следовательно, на счету может оказаться каждый голос. И если, к примеру, заявивший о желании идти на выборы лидер ПППУ Анатолий Кинах наберет 1% голосов, то именно этого 1% может и не хватить кандидату от центра. Политики, имеющие рейтинг в один или чуть больше процентов голосов, заявляя о своих предвыборных амбициях, наверняка знают, что ни в какой второй тур они не пройдут. Ради чего же они идут? Ради 2006 года. Но это — палка о двух концах. Можно ведь и такой результат получить, с которым останется только вообще сойти с политической сцены. Возможно, тут еще присутствует стремление подороже «продать» свою поддержку единого кандидата. Следовательно, я считаю торг с такими политиками неуместным.

— Каждый кандидат, претендующий на победу в президентской кампании, обязан ответить народу на вопрос о том, куда он поведет страну. Ни один из потенциальных претендентов на пост главы украинского государства пока не удосужился это сделать (исключением можно считать разве что коммунистов, не скрывающих ностальгии). Что же мы выберем, сделав ставку, допустим, на Виктора Януковича?

— На подобный вопрос несложно ответить, проанализировав действия Януковича на его нынешнем — премьерском, а также прошлом — губернаторском — постах. Во времена губернаторства Виктора Януковича в Донецкой области началось массовое восстановление церквей, во многом именно благодаря его инициативе верующим удалось добиться присвоения Святогорскому монастырю самого высокого статуса — лавры, и освещение Святогорской лавры, намеченное на сентябрь этого года, называют знаковым событием для всего православного мира.

Януковичу-премьеру пришлось работать с правительством, сформированным коалицией ряда политических сил, и он смог наладить его деятельность, при этом, когда в парламенте решались наиболее принципиальные вопросы, премьер находил общий язык и с оппозицией. Из этого можно сделать вывод, что в политическом измерении при президенте Януковиче нас ждет нормальное развитие в европейском, а не в российском направлении, то есть с реальной многопартийностью и сильной оппозицией. Виктор Федорович до сих пор не нажил себе врагов среди СМИ, назначение пресс-секретарем бывшего журналиста радио «Свобода» Анны Герман, как и та беспрецедентная открытость, которую Янукович продемонстрировал относительно своего прошлого, тоже весьма показательны.

— Тем не менее, аргумент о пророссийскости премьера является одним из главных «обвинений» в адрес Януковича со стороны правых. Да он и сам не скрывает стремления развивать «российский вектор».

— Каждому понятно, что, если с Россией у нас товарооборот 30 млрд. американских долларов, игнорировать этот фактор нельзя. Если энергоресурсы и дальше будут расти в цене, и дефицит в мире будет увеличиваться, просто отгораживаться от России было бы грубой ошибкой, бьющей по национальным интересам. Но это не означает отрицания европейского вектора как определяющего. Если от России мы зависим по линии энергетики, то Европа и Северная Америка — это огромнейший рынок сбыта для нашей продукции, несопоставимо больший, нежели российский, а также новые технологии. Мы не можем позволить себе иметь плохие отношения с Россией, но еще в большей степени мы не можем позволить себе плохих отношений с Западом, и прагматик Янукович не может этого не учитывать. На премьерском посту он не сделал ничего такого, что омрачило бы его отношения как с европейцами, так и с американцами. Наоборот, ключевые шаги правительства подтверждают его европейский курс. В первую очередь имеется в виду решение использовать нефтепровод Одесса—Броды в сторону Европы. Всем известно, какое сопротивление пришлось преодолевать правительству, отстаивая аверсный вариант. И сейчас, пока труба еще не заработала, «доброжелатели» Кабинета Януковича не теряют времени. Однако решение есть, и правительство делает все от него зависящее, чтобы запустить нефтепровод в работу. Правда, не все зависит от правительства, — реализацию проекта «Одесса—Броды» серьезно тормозит парламент. Так, до сих пор не принят закон о концессиях, принятие которого дало бы возможность привлечь частные инвестиции, что в свою очередь позволило бы начать достройку нефтепровода до Плоцка, после чего вопрос о заполнении нефтью решился бы очень быстро.

Что же касается экономики, то результаты деятельности правительства Виктора Януковича известны, — такой динамике развития могут позавидовать наши соседи.

— Люди больше интересуются своей зарплатой, чем процентами роста…

— Да, реальная зарплата у нас пока что ниже, чем в России или даже Беларуси. Хотя тут же можно сказать, что зарплаты и пенсии у нас растут куда быстрее, чем уровень инфляции. Положительную динамику в украинской экономике признают даже зарубежные эксперты, — сегодня наше государство имеет самый высокий кредитный рейтинг за всю историю своего существования.

— Виктор Янукович — представитель Донецка. Сможет ли он подняться выше «своей» политико-экономической группировки?

— Во-первых, противостояние между бизнесовыми группами, представляющими ту же Донецкую, Днепропетровскую, Харьковскую области, Киев, — вещь вполне естественная. Во- вторых, Янукович уже стоит выше всяких группировок. Ни один журналист пока что не смог упрекнуть премьера в том, что он отстаивает интересы какой-то отдельной экономической структуры. И личных интересов в бизнесе он не проявил. В отличие от некоторых других претендентов на президентство, за Януковичем не замечено и стремления всеми правдами и неправдами тянуть за собой во власть, в парламент родственников, не считаясь с реальными способностями последних.

— Не секрет, что в лагере «Нашей Украины» уже полным ходом идет (быть может, уже даже завершился) «дележ портфелей». Самый важный, конечно же, — пост премьер-министра. На него прочат то одного из ближайших соратников Ющенко — главу очень солидного парламентского комитета, то лидера союзного Блока Юлии Тимошенко. Кого Виктор Янукович и его команда готовы предложить на роль премьера в случае победы?

— Многое будет зависеть от того, состоится ли до выборов внесение изменений в Конституцию. На сегодня есть как минимум несколько фигур, которые могут рассматриваться на эту роль.

— При дилемме «Янукович — Ющенко» восток Украины в пользу Януковича, возможно, агитировать не нужно. Но на западе ситуация диаметрально противоположная...

— Возьму на себя смелость утверждать, что тамошний избиратель еще серьезно не задумывался над тем, за кого он будет голосовать. Вот когда люди увидят утвержденный ЦИК список кандидатов, тогда-то они и сравнят потенциал Ющенко и Януковича по-настоящему. И я думаю, что мы еще сильно удивимся итогам голосования на Западной Украине по этим двум кандидатурам.

В то же время у меня есть беспокойство, что в Западной Украине будет задействован админресурс «наоборот». То есть со стороны оппозиции, которая там имеет достаточно влияния в местных органах власти, и, пользуясь этим, постарается взять под свой контроль все избирательные участки.

— В последнее время разговоры о судимостях Виктора Януковича вышли далеко за пределы интернет-изданий...

— Люди должны знать всю правду о человеке, который их ведет. Неслучайно в той же Америке биографию кандидатов в президенты изучают чуть ли не почасово. К этому постепенно приходим и мы. Подобная ситуация была бы невозможна в любой другой стране СНГ. Потому что нигде нет такой сильной оппозиции, как у нас. И с этим нужно считаться. Если Янукович сам не расскажет, как оно было, то та же оппозиция все вывернет наизнанку. Следовательно, надо продемонстрировать максимальную открытость, чтобы у людей не возникало вообще никаких вопросов по этой теме. Исходя из этого, я считаю, что Янукович сделал правильно, и это не должно повлиять на его рейтинг.

— На прошедшей сессионной неделе парламент опять захлестнула «мукачевская» тема. Почему премьер-министр, без пяти минут кандидат на высший пост в стране, до сих пор не высказался по этому вопросу?

— И я бы не высказывался. У премьер-министра несколько другие задачи. Он не занимался организацией выборов в Мукачево. Если человек не имеет никакого отношения к тому, что там происходило, с чего бы он должен был в это вмешиваться?

— Но он же претендует быть лидером государства! А для национального лидера не должно быть «чужих» проблем в своем государстве...

— Во-первых, должна быть полная информация для того, чтобы сказать, что вот это — белое, а вот это — черное. Пока информация противоречивая. Генпрокуратура докладывает, что она хочет разобраться, но почти никто из депутатов оппозиции не идет и не дает никаких показаний. Как политик, занимающий такой ответственный пост, в ситуации неопределенности, в отсутствие выводов официальных органов может делать какие-то заявления?

— Бензиновый кризис, о котором мы уже упоминали, угрожает ударить по кошелькам даже тех украинских граждан, кто живет в двух минутах ходьбы от работы и не помышляет о собственном автомобиле — через увеличение цен на основные товары, прежде всего продовольственные. Имеет ли данный кризис отношение к внутренней политике?

— Самая главная причина — положение на мировом рынке нефти. Украина, естественно, не может оставаться в изоляции. То, что фактически у нас уже идут президентские выборы, означает, что оппоненты власти запросто могут воспользоваться данной ситуацией. Но если говорить о причинах кризиса, то нельзя не упомянуть и о недоработках правительства. Все знают, что в январе и феврале было достаточно тепло, массу горючего сэкономили. Хотя наверняка средства на него были предусмотрены. Значит, можно было создать резерв топлива. Тем более что все знали, что ситуация с нефтью непредсказуемая: на Ближнем Востоке, в самом центре нефтяного мира, идет война. К тому же, неоправданно были остановлены на плановый ремонт одновременно два нефтеперерабатывающих завода. Я думаю, что правительству это все надо было отслеживать и вести переговоры с собственниками заводов, чтобы без запаса топлива никаких плановых остановок не случалось.

— Недавно вы избраны главой организации «Украинская национальная идея». Что означает это довольно громкое название? За какую идею собираетесь бороться?

— Мы исходим из того, что Украине нужна национальная идея — такая, которая способна людей из окопов в атаку поднимать. Наша задача — организовать широкое движение в обществе по поиску украинской национальной идеи, определению ее, а затем — по популяризации. То, что сегодня украинцам не хватает идейности, очевидно. Простой пример. Руслана победила на «Евровидении». И сколько народу пришло ее в аэропорту встречать? Совсем немного. А вот в Ирландии, когда их соотечественник стал чемпионом мира по бильярду, его в аэропорту встречали 250 тысяч человек. Вот что значит, когда у нации есть сплачивающее начало, когда нация болеет за своих и выступает как единое целое. По большому счету, национальная идея — это понимание, что мы лучшие. Но это понимание должно быть наполнено смыслом, его нужно конкретизировать. В основе национальной идеи обязательно должно лежать духовное начало. Оно у нас наверняка присутствует: трудно найти в мире еще один народ, на долю которого выпало бы столько испытаний — начиная от войн и голодоморов и заканчивая Чернобылем. Тем не менее мы выжили, создав государство, без которого невозможно представить политическую карту Европы. Следовательно, нам нужно лишь осознать свое место в мире.

Владимир СОНЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ