Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Владислав ЛУКЬЯНОВ: Если красивая женщина распоряжалась деньгами не в соответствии с законом, то она должна нести ответственность

19 января, 2011 - 20:25
ВЛАДИСЛАВ ЛУКЬЯНОВ: «Я БЫЛ НАД СХВАТКОЙ» / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В Верховной Раде на самом деле не так уж много ярких персонажей, особенно во властной команде. Многие обратили внимание, что в Партии регионов есть депутаты-боевики, которые активно участвуют в потасовках, но на их счету нет ни одного выступления, ни одного запроса. Есть интеллектуальное звено — депутаты, которые пишут законопроекты, активно выступают и при этом брезгуют вступать в рукопашную. Владислав Лукьянов в этом плане уникален. Он не пропускает ни одной драки и при этом еще комментарии дает.

— Владислав Валентинович, очевидно, что главным событием 2010 года стало избрание Президента. Какие именно шаги главы государства, по вашему мнению, стали определяющими?

— Естественно, формирование нового правительства. С этого все началось — с формирования команды. Если у вас не сформирована команда, то никакой серьезный проект невозможен. Кадры решают все.

— На самом деле формирование команды вызвало много вопросов. Особенно так называемая коалиция тушек.

— Со времен Рима в праве борются две тенденции — право справедливости, и так называемое писаное право. Если мы отталкиваемся от права справедливости, то первичен голос народа и голос-совесть депутата.

— В 2010-м Украина стала также президентской республикой.

— На удивление, переход от парламентской республики к президентской прошел спокойно и тихо. Это не вызвало ни бури, ни эмоций, ни конфликтов, лишь было такое вяленькое обсуждение. И большинство признало, что в такой сложной ситуации должен быть капитан на мостике корабля, который будет крепко держать штурвал в руках. Наверное, это соответствовало настроению избирателей.

— На днях писатель Андрей Курков сказал, что Президент Виктор Янукович строит власть по российской модели. На самом деле так думает не только Курков, но и много других авторитетных людей. Вам так не кажется?

— Если вы хотите сказать, что мы идем к однопартийной системе, то это не соответствует украинским реалиям.

— У нас жесткая властная вертикаль. Все решения принимаются в одном кабинете на Банковой. Послушное большинство выполняет все распоряжения Президента. Разве это не похоже на путинскую российскую модель?

— Дискуссия между властью и оппозицией в украинском обществе не прекращалась. Другой вопрос, что после того, как изменилась власть, должна измениться и оппозиция. И, насколько я вижу и понимаю ситуацию, происходят трансформационные процессы не только во власти, но и в оппозиции. Рождаются новые политические альянсы, которые пытаются претендовать на роль всеукраинских политических сил. Я думаю, может это и даст что-то новое.

— Вы позиционируете себя как власть реформаторов. В прошлом году приняли Налоговый кодекс, провели судебную реформу, первый этап административной реформы.... Сейчас на очереди, судя по всему, пенсионная реформа. В конце года в парламент внесли соответствующий законопроект, потом отозвали, потом опять внесли. Когда вы все-таки ее планируете запустить?

— Очевидно, что откладывать все это на 10 лет нет никакой возможности. Но и выпрыгивать с балкона в одних трусах, как это бывает при пожаре, тоже нельзя. Ситуация тяжелая, но управляемая. Я думаю, что будет предложена программа реформирования пенсионной системы. Речь идет о создании трехуровневой пенсионной системы. У нас на сегодняшний день существует солидарная система только первого уровня. Немножко третий уровень существует в виде частных пенсионных фондов. Негосударственной обязательной системы пенсионного страхования у нас на сегодняшний день нет. Эти законопроекты только разрабатываются. Написать качественный нормальный закон, который должен регулировать достаточно сложные отношения и социального, и экономического характера, сложно. Нужно сбалансировать все эти вещи.

Сейчас над этими проектами работают группы экспертов, как в Кабинете Министров, так и в Администрации Президента. Привлечены специалисты из научно-исследовательских институтов.

Как быстро это будет сделано? Я думаю, наверное, в первой половине года большая часть этих законопроектов будет разработана и будет предложена. Хотелось бы, чтобы это были системные, согласованные между собой документы. Но не всегда группы разработчиков могут быстро координировать эту работу между собой.

— Возраст увеличат только для женщин или для мужчин тоже?

— На сегодняшний день ответа на этот вопрос не существует. По одной простой причине — этот проект до конца не разработан и не утвержден. Но, с моей точки зрения, если мы увеличиваем пенсионный возраст для женщин то, наверное, несмотря на то, что мы говорим о равенстве полов, все-таки разрыв между женщинами и мужчинами должен сохраниться.

«ТАМ ЕСТЬ ПОРЯДКА 30-ти ЭПИЗОДОВ, КОТОРЫЕ ДОКАЗАНЫ»

— В начале нашего разговора вы как бы в шутку обронили, все, мол, улучшается. Но на прошлой неделе Украину официально опустили на последнее место в Европе в рейтинге экономических свобод. Среди 179 государств мира наша страна оказалась между Узбекистаном и Республикой Чад. Как вы это объясните?

— То законодательство, которое мы приняли и собираемся принять, вступило в силу только с 1 января. И я уверен, что по итогам работы нового законодательства, которое регулирует систему налогообложения, которое регулирует регистрацию новых предприятий и т.п., у нас будет серьезная подвижка по результатам оценки 2011 года.

— И тут, оказывается, виновата Тимошенко?

— Нет, тут никто никого не обвиняет. Хотя то, что старая команда провалила работу, признают даже их сторонники. Ошибок было сделано очень много. И эти ошибки сегодня — их алиби. За исключением случаев прямого воровства.

— А как вы объясните исключение Украины из категории «свободных стран» в рейтинге американской неправительственной организации Freedom House? Вы не видите здесь параллели с допросами предпринимателей, Тимошенко, с арестом Луценко...

— Относительно Луценко, я не знаю, как можно было настолько неадекватного человека назначить на пост министра внутренних дел.

— А его адекватно задержали? 11 человек! Он же не прятался, никуда не убегал.

— Вы говорите, не прятался, не убегал. Но чем прославился Луценко? Пьяным дебошем и нелепыми ситуациями, в которые он постоянно попадал.

— Мы сейчас не обсуждаем профессиональные качества Юрия Витальевича.

— Я говорю не о профессиональных качествах, я говорю о психотипе задержанного. Это достаточно неуравновешенный человек, от которого можно было ожидать чего угодно. Любых выбриков.

— А что не так с психотипом Тимошенко? Вам чисто по-мужски не было жалко женщину, которую продержали на допросе 11 часов. Без перерыва! Даже не дали поесть!

— Я присоединяюсь к вашей жалости, потому что у нее и зарплата была очень маленькая. Никаких дополнительных источников не было. А женщина была очень хозяйственная, ей удавалось выкраивать деньги на очень дорогую охрану для себя и семьи. И сейчас ей удается как-то сводить концы с концами, когда она просто безработная. Получает минимальные копейки, но как-то ей удается выглядеть хорошо. Просто замечательная хозяйка!

— Вы можете сколько угодно злорадствовать, но те обвинения, которые предъявили Тимошенко, выглядят смехотворно. Направила «японские деньги» на выплату пенсий. Это только вызывает вопрос: «И это все, что вы нашли?»

— Это неправда. Она сама для себя придумала эту историю и говорит, что ее судят, потому что она выплатила пенсии. Насколько я знаком с материалами аудита международных компаний, там есть порядка 30 эпизодов, которые доказаны. И еще десяток эпизодов, которые не вошли в отчет, поскольку по ним доказательная база была в разработке. Для того чтобы избежать обвинений, которые не имели бы четкой доказательной базы, взяли буквально несколько эпизодов. Хотя на самом деле таких случаев не одна сотня.

Если красивая женщина (а она действительно красивая) распоряжалась деньгами не в соответствии с законом и в ее действиях содержатся признаки, подпадающие под статьи Уголовного кодекса, то она по законам Украинского государства должна нести ответственность.

— А как вы объясните, что в Украине на 20-м году независимости появился политический беженец? Я имею в виду Богдана Данилишина.

— У меня это решение вызвало недоумение и возмущение. Этот человек обвиняется в хозяйственных преступлениях, отвечает за то, что в стране упал уровень жизни, разворованы десятки миллионов гривен, и вот так прикрывается политическим убежищем...

— Но, может, это решение было принято по совокупности действий? Оценили общую ситуацию в стране.

— Я считаю, что должны были провести следственные действия, должны были изучить документы, установить факты. Я не могу логически объяснить это решение.

«Я БЫЛ НАД СХВАТКОЙ»

— Есть одна фотография, которая обошла первые полосы всех мировых газет, где вас носят вверх ногами во время ратификации соглашений по Черноморскому флоту. И на днях она опять появилась в «Украинской правде». Мне интересно, какие чувства у вас вызывает эта фотография?

— Я был над схваткой (улыбается). Представьте, что вашего товарища держат шесть человек и один бьет кулаком в лицо. У вас была бы какая-то другая мысль, кроме того, чтобы прыгнуть сверху ему на помощь? Вот ответьте мне на этот вопрос.

— Мне тяжело сказать, я в подобных ситуациях не оказывалась. Но получается, что избивают регионалов, а по итогам всех потасовок в больнице оказываются оппозиционеры.

— Мы первыми никогда не лезли.

— И 16 декабря вы тоже первыми не полезли?

— Это мне напоминает, как горе-террористы захватили маленького ребенка, а потом жалуются, что их жестко разблокировали и не дали довести их террористический акт до конца.

— Какие террористы?! Вы в свое время два месяца блокировали трибуну, и никто вас табуреткой по голове не бил.

— У нас были шарики и транспаранты, а наши оппоненты пришли с цепями, с монтировками.

— Но они их не использовали.

— Это неправда. Такие же монтировки были на полиграфкомбинате «Украина». Похоже, их привезли с одного склада. Я лично был на комбинате, я забирал эти монтировки, и я помню, какой у меня был синяк от этой монтировки. И я помню, как пускали слезоточивый газ, я все очень хорошо помню... У меня есть видео, я вам покажу (достает мобильный, показывает видео).

— Я не знаю, что там было на комбинате «Украина», я только знаю, что после событий 16 декабря в больнице оказались бютовцы.

— Это говорит о том, что эта команда ни на что не способна.

— Зато вы на многое способны. 27 апреля сдали на полвека Севастополь России.

— О том, что что-то сдали, лучше не трогайте. У нас забрали часть черноморского шельфа и отдали Румынии. Там, где лежат запасы нефти и газа. Это просто наша территориальная целостность. Этого разве не было? Или это не часть нашей истории? Сколько Украина потеряла своей исконной земли? Так кто из нас патриот? Под все эти «балачки» и крики «ура-патриотизма» у нас половину страны оттяпали. И никто не поднимал шум! Граница построена без учета острова Змеиный, что противоречит нормам морского права. У меня морское образование, поэтому я достаточно четко представляю суть вопроса и суть проблемы.

— А от России Украине не нужна защита? Или только от Румынии исходит угроза?

— Нам как государству, как суверену, нужно защищаться от всех, кто ущемляет наши права. Если на то есть основания.

«МОЖЕТ, ВАМ ЭТО БУДЕТ СМЕШНО, НО Я ЛЮБЛЮ ШАХМАТЫ»

— Владислав, вот вы хотите, чтобы вам задавали вопросы как серьезному эксперту из бюджетного комитета. Но в то же время в Раде вы, по сути, заняли нишу Нестора Шуфрича. Ни одна потасовка не обходится без вас...

— Не занимал я место Шуфрича. У нас с ним хорошие отношения (смеется). Я не хочу сказать, что это у меня жажда приключений, но у меня в жизни не один раз были случаи, когда я вмешивался. И, наверное, самый яркий случай был лет шесть назад. Мы с сыном шли со стоянки, и вдруг из бара вываливается пьяное здоровое мурло и начинает избивать девушку. Я не стоял в стороне, я пошел и помог девушке. Многие бы прошли мимо.

— Вы как-то поддерживаете физическую форму?

— Я не занимаюсь никакими единоборствами, но я люблю пробежаться. Может, вам это будет смешно, но я люблю шахматы. Иногда стереотипы, которые складываются о человеке, и то, что есть на самом деле, — совершенно разные вещи...

— Ваш отец депутат областного донецкого совета, кто кого привел в политику? Вы его или он вас?

— Наверное, он меня. Мой отец избирался депутатом местных советов пять или шесть раз. Он очень хорошо разбирается в экономике, в бюджетном законодательстве, в микроэкономике, в управлении предприятиями. Я горжусь своим отцом.

Я депутат четырех созывов — двух донецкого областного совета и двух Верховного Совета. Причем я горжусь, что когда меня выбирали в первый раз, за меня проголосовало 11 тысяч человек, а во второй раз, после четырех лет работы, — уже 40 тысяч избирателей. Это, наверное, говорит о том, что я что-то делал.

Алена ЯХНО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ