Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Внешние факторы экономической ущербности

19 сентября, 1998 - 00:00

Довольно специфична роль России в украинских реалиях вообще и девальвации гривни, в частности. События в России стали толчком, причем толчком в большей мере психологическим, чем экономическим. Традиционно, политические факторы не давали возможности нормализовать экономические отношения с Россией. Хотя со времен обретения независимости Россия постепенно уходит из внешнеэкономических приоритетов Украины. Об этом свидетельствуют изменения уровня экспорта и импорта между двумя странами. Если в 1993 г. экспорт Украины в Россию составлял 45,2% от общего объема, то в 1997 г. он снизился до 26,2%, а за январь-май 1998 г. вышел на уровень 24%. По понятным причинам, Украина более привязана к импорту из России. Россия занимала в общем объеме импорта 62,8% в 1993 г., этот показатель снизился до 46,7% в 1997 г. и вышел на уровень 53,1% за январь-май 1998 г. В любом случае, экспортно-импортная составляющая украинско-российских отношений не может рассматриваться как причина стремительной реакции Украины на события в России. В аналогичном положении находится фактор российского капитала, представленного на рынке украинских ОВГЗ, где по некоторым данным представлено только 18—20% нерезидентов, и других формах.

Происшедшее изменение валютного коридора однозначно обеспечивает увеличение уровня инфляции и повышение цен в стране. То, что уже сейчас цены на импортные товары рассчитываются коммерческими структурами исходя из курса 3,3—3,5 грн. за 1$, это не так страшно. Хуже то, что импортная составляющая находится в самых неожиданных технологических процессах и товарах (от импортной упаковки для молочных продуктов до импортного оборудования по утилизации бытового мусора). Все это обязательно отразится на жизненном уровне самых широких слоев населения. А даже учитывая то, что импортные продукты питания отнюдь не преобладают в рационе малоимущих, изменение валютного коридора косвенным образом будет способствовать увеличению количества граждан, находящихся за чертой бедности. Это связано как с непосредственным импортом, так и с раскручиванием инфляционной спирали.

Что касается политических результатов такого события, то внешне судьба гривни практически однозначно ассоциируется с деятельностью главы Национального банка. Последний, опоздав с благополучной отставкой, поставил решительный крест на мало-мальски приличных результатах своего участия в президентских выборах.

Состояние томительного ожидания денег от Международного валютного фонда завершилось позитивным решением Совета директоров. Хотя будет ли предоставлена вся обещанная сумма или дело завершится только первым траншем — сейчас сказать трудно.

Кроме этого, по имеющейся информации, выделенные деньги увязываются с жесткими условиями постоянного аудита Нацбанка. Такой аудит предполагает очень подробную и постатейную проверку всего, чего можно, в том числе расходов на разведку и контрразведку, охрану государственных тайн и другие достаточно специфические показатели. Такая ситуация не способствует укреплению и без того призрачной национальной безопасности Украины. Поэтому вымученные деньги имеют и иную, непростую цену для государства.

Наконец, украинская ситуация имеет и особую политическую взаимосвязь с кризисом в России. Ухудшение политического положения г-на Ельцина и изменение политического и экономического веса ведущих российских политиков, естественно, внесли коррективы в силы, которые собирались поддерживать нынешнего Президента Украины на следующих выборах. Заверения г-на Ельцина в поддержке Кучмы, равно как и внешне позитивный подход к проблеме г-на Черномырдина, мгновенно потеряли значение в условиях обострения ситуации внутри России. Не менее шатко воспринимаются сейчас и предварительные комплименты в адрес текущего руководства Украины со стороны г-на Березовского.

Самым уязвимым в сложившихся условиях является имидж высшего руководства Украины, который наиболее рельефно проявился в событиях последних недель. Единственной заслугой нынешнего Президента в экономической сфере была стабильность курса национальной валюты. Это было мощным и, опять же таки, единственным достижением, которым можно было гордиться. С отправкой гривни в плавание по новому коридору рухнули официозные иллюзии и весь «позитив» сконцентрирован в откровенно мифическом росте ВВП. Вряд ли серьезные представители иностранного капитала видят свое будущее в сотрудничестве с Президентом, способствовавшем введению страны в такое безобразное состояние.

Кстати, осенью прошлого года нынешний Президент высказался о зависимости своего участия в предстоящих президентских выборах от изменения экономической ситуации к лучшему. Как в сегодняшних условиях воспринимать достоверность президентских обещаний (и в отношении участия в выборах и в отношении улучшения экономической ситуации) — остается неясным.

Иностранный капитал, который думает о будущем и реально просчитывает перспективы, начиная с 2000 года, не будет связывать свое будущее с нынешним Президентом. В равной мере это относится и к иностранным политическим кругам. А то, что ведущие зарубежные политики проявляют известную гибкость,— это просто показатель хорошей школы, наконец, качественного воспитания. И не нужно воспринимать это как «безусловное одобрение внешней и внутренней политики руководства государства». В любом случае, внешний фактор экономической ущербности не в силах изменить ее настоящую суть, ее действующих лиц и исполнителей.

Алексей ПЛОТНИКОВ, доктор экономических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ