Часть Грузии под обстрелом. Мир в напряжении. Волей-неволей тревога распространяется в украинском обществе. Что значит конфликт вокруг Южной Осетии для нашей страны? Насколько реален сценарий, который нам пророчат некоторые западные политики о том, что следующая — Украина? И самый первое — какие выводы должны из этой ситуации сделать украинцы? Об этом сегодня «День» говорит с региональными экспертами.
Владимир ПРИТУЛА, руководитель Общественного комитета по мониторингу свободы прессы в Крыму:
— Новая вспышка российско-грузинского конфликта обозначает то, что на постсоветском пространстве осталось очень много неразрешенных конфликтов, нуждающихся в самом быстром решении. Однако для сохранения мира может существовать лишь один путь решения — на основании международных правовых норм и международных законов. В то же время новая война в Грузии значит, что Россия, использовав прецедент Косово, уверенно вышла за грани международного права, и решает свои проблемы исключительно с позиций силы, не останавливаясь перед мировым общественным мнением. Это значит, что на очереди будут другие страны — Украина, Азербайджан. А потом — Молдова, прибалтийские страны, Польша. Россия уверенна, что международные организации, в том числе ООН, другие международные механизмы не имеют возможности дать отпор ее действиям, поэтому российские генералы не останавливаются ни перед какими жертвами, в то же время они ведут информационную войну против жертв своей агрессии и прямо обвиняют их самых больших нарушениях, которые те, вроде бы совершают.
Выводы здесь однозначные. В случае таких действий России против Украины нам нет оснований ждать международной помощи, потому что, как показывает опыт, в подобных ситуациях против России они оказываются бессильными. Выход заключается в том, чтобы действовать своими силами. Поэтому руководители Украины должны сейчас ограничить общественные свободы и остановить деятельность в Украине пророссийских общественных организаций и российских и пророссийских СМИ, готовящих психологическую почву для политической, экономической, а впоследствии и военной оккупации Украины извне. Во-вторых, мы видим, что Россия способна помешать интеграции Украины в мировые структуры безопасности, как это вышло из предоставлением ПДЧ, поэтому и здесь нам не на что надеяться. В то же время Россия сегодня показала миру, для чего именно она препятствовала вступлению Грузии и Украины в НАТО и даже присоединения их к ПДЧ, потому что если бы это состоялось несколько месяцев назад, тогда сегодня вряд ли Россия отважилась бы бомбардировать Тбилиси, Гори, международный нефтепровод и другую инфраструктуру Грузии. Поэтому руководителям Украины, если мы не будем присоединены к ПДЧ НАТО в ближайшее время, что практически невероятно, следует в сокращенные сроки завершить реформу украинской армии и флота, объявить мобилизацию резервистов, мобилизировать все военные части и максимально подготовить их для самостоятельного отпора любому какому агрессору, посягающему на суверенитет Украины. Ситуация в мире слишком серьезная, чтобы легкомысленно относить-ся к безопасности всего государства. Иначе Украина может повторить историю начала ХХ века, когда уже фактически сформированный суверенитет она потеряла из-за военной агрессии извне.
Игорь ЛОСЕВ, доцент кафедры культурологии Национального университета «Киево-Могилянская академия»:
— Цель этой войны понятна: Россия пытается вооруженными методами восстановить империю. У господина Путина выросли зубы, и он этими зубами начал кусать. Сначала соседей, а потом доберется и до Европы. И сейчас нам, конечно, не удастся отсидеться в роли нейтралов, потому что следующими после Грузии — если у России все пройдет — будем мы. И нам в Севастополе, в Крыму и далее на юге Украины устроят то же самое, что устроили грузинам. Мы видим, что Российская Федерация очень легко способна организовывать любые конфликты, не останавливаясь ни перед кровью, ни перед последствиями. Т. е. мы имеем очень опасного и агрессивного соседа. Надо действительно поднимать мировую общественность, потому что ситуация очень напоминает 1939 год в Европе.
И, конечно, нам очень серьезно нужно подумать о своей обороне. О том, что мы будем делать, если на нас обрушится эта вооруженная агрессия. Это наивно-безответственное состояние умов, царящее у нас многие годы, должно прекратиться. Слишком многое поставлено на карту. Мы сами можем стать жертвой большой трагедии. Единственное, что может это предотвратить, — это сплоченность украинского общества и готовность защищать свое государство. Защищать свои территории.
Что касается участия ЧФ РФ в конфликте, то Россия все эти годы не соблюдала соглашений по Черноморскому флоту. По этому соглашению российский флот с территории Украины не имеет права наносить удары по третьим странам. А есть информация, что самолеты ЧФ, базирующиеся в Крыму, летают в Грузию. В этой ситуации надо просто решать вопрос с Черноморским флотом. Либо он будет придерживаться норм договора, либо ставить вопрос не только перед Российской Федерацией, но и перед мировым сообществом о его дальнейшем пребывании на украинской территории.
Анатолий РОМАНЮК, политолог, г. Львов:
— Этот конфликт можно оценивать со многих сторон. В первую очередь, конфликт касается самой Грузии и вытекает из истории формирования государств Кавказского региона. Здесь и Азербайджан с Нагорным Карабахом, и сама Грузия с Абхазией, Южной Осетией и еще раньше — Аджарией. И если ставить вопрос, в какой способ решить эту проблему, следует говорить и о том, можно ли ее решить вообще. Не стоит забывать и о том, что все эти формально непризнанные территории имеют поддержку извне. В случае грузинского конфликта эта поддержка идет со стороны России. Поэтому решить проблему будет очень сложно. Как по мне, очевидно, Грузия имея позитивный пример разрешения аджарской проблемы вооруженным путем, решила повторить свой успех. Однако, с другой стороны — Россия решила доказать способность контролировать постсоветское пространство и таким образом в то же время продемонстрировать свои военные силы. Доказать, что она может влиять на развитие событий, более того — трактовать их так, как ей это выгодно. В качестве примера, конфликт в Чечне Россия подает как законные действия, здесь же она заняла обратную позицию. Этот случай, скорее всего, послужит в России сильным толчком для развития милитаристических политических сил, которые будут настаивать на разрешении вопросов только военным путем. И потому, если этот конфликт даже можно решить, то только при помощи международного сообщества.
Что же касается Украины в этой ситуации, мы должны сделать серьезные выводы, ведь противостоять в вооруженном конфликте России мы не сможем. Украина должна осуществить переход на либерально-демократическую политику. И это должны быть не просто заявления, а конкретные действия. Нужно добавить, что это возможно только при условии полного внутриполитического единства. Пока в стране будут споры и противостояния между различными политическими силами, наша позиция будет слабой. Собственно через внутренние неурядицы в начале 1990-х Грузия уже потеряла две части своей территории, которые по праву принадлежали ей. Сейчас ситуация может повториться.
Владислав РОМАНОВ, директор информационно-аналитического агентства «Приднепровье», Днепропетровск:
— Думаю, что события на территории Южной Осетии будут иметь самые далекоидущие последствия. Россия намного превысила свои полномочия в качестве миротворца. Сегодня она выглядит уже как агрессор. И это не может не отразиться на отношениях между странами на постсоветском пространстве. Одно дело — ситуация начала 90-х, когда в обстановке распада Советского Союза начались региональные конфликты. Другое дело — сейчас, когда давно сформировались признанные международным сообществом независимые государства. В свое время Россия, поддержав и вооружив автономии на территории Грузии, создала проблему на многие годы вперед. Неважно, как вел себя президент М. Саакашвили и чем он руководствовался — он действовал на грузинской территории, а россияне бомбят чужую. Поэтому такие действия не могут остаться без последствий. Уже сейчас, насколько мне известно, упал курс российских ценных бумаг на мировых рынках, и я думаю, что это не единственный результат этой войны. Что касается Украины, то встает вопрос о пребывании на нашей территории российского Черноморского флота и возможных угроз, связанных с этим. Тем более, что В. Путин напрямую связал нынешний конфликт в Грузии с вопросом о ее вступлении в НАТО. Но хочу обратить внимание, что куда бы Россия не посылала свои танки — хоть в Чехословакию, хоть в Чечню, в стратегическом плане она всегда проигрывала. Даже если ее войска останутся на территории Южной Осетии и Абхазии, в долгосрочной перспективе это не принесет России положительных результатов.
Григорий ГРИНЬ, военный историк:
— На мой взгляд, в этой ситуации Грузия показала, как не надо решать региональные этнические и территориальные конфликты. Потому что, при всем уважении к территориальной целостности независимого государства Грузия, одобрять стрельбу из систем залпового огня по мирному городу невозможно. Это не способ решения проблем. Давно было ясно на примере других региональных конфликтов, что этим не добьешься ничего, а только озлобишь местное население, и, как правильно уже заявили президенты Южной Осетии и Абхазии, своими действиями грузинское руководство поставило вопрос о невозможности существования Абхазии и Южной Осетии в составе Грузии. Людям ясно дали понять, что это борьба не за граждан своих, не за народы, которые должны жить в мире, а просто за территорию, которая зачем-то нужна Грузии — такое впечатление, что она воюет за эту территорию из принципа.
Чем это чревато для стран СНГ? Во-первых, во многих странах СНГ присутствуют территориальные конфликты — это и Молдова, это и армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, это и проблемы, которые есть в Таджикистане. И ситуация в Грузии — прекрасный урок для этих государств, наглядный пример того, как не нужно эти проблемы решать. Ничего лучше, чем мирные переговоры, еще не придумали. С другой стороны, я не думаю, что история с Южной Осетией как-то обострит ситуацию в других странах, потому что на примере Осетии стало видно, что это не решение проблемы.
Особый интерес здесь, конечно, представляет позиция России, которая в данном конфликте от слов перешла к делу и старается теперь на территории стран СНГ быть неким арбитром, демонстрируя, что не собирается отсиживаться в стороне и молча смотреть на беззаконие и акты геноцида на территории сопредельных государств. Если раньше Россия занималась только дипломатическими призывами, то теперь она ввела войска, чем доказала свою решимость действовать.
Что же касается Украины, то украинские политики в этом вопросе должны сделать только один вывод: любой экстремизм не приводит к положительному результату — ни политический экстремизм, то есть какие-то резкие заявления, ни тем более угрозы военной силой. Только взаимопонимание и взаимовыгодный диалог могут решить любой конфликт, любые наболевшие и серьезные проблемы. Разговоры же о том, что в Украине может повториться такой же сценарий с Крымом, я думаю, преждевременны и не имеют под собой реальной почвы.