Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Возбудить уголовное дело...»

17 октября, 2005 - 19:44

Без этой фразы сегодня не обходятся почти ни одни новости. А вот о том, переданы ли анонсированные дела в суд, общественность пока не извещают.

Конституция Украины возлагает на прокуратуру Украины, в частности, и надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание и досудебное следствие. На сегодняшний день следователи прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой милиции и органов Службы безопасности Украины продолжают выполнять функцию досудебного следствия, которая предусматривает и право возбуждения уголовного дела.

Украина, вступив в Совет Европы и признав устав этой организации, взяла на себя, кроме других обязательств, и обязательство провести реформу прокуратуры. Безусловно, реформа — это понятие значительно более широкое, чем просто замена одного лица на должности Генпрокурора другим.

Недавнее заявление теперь уже бывшего Генерального прокурора Украины С. Пискуна о якобы принятом им решении в отношении ликвидации военных прокуратур, с одной стороны, вызвала удивление, а с другой — чувство стыда за Генпрокурора как самого главного законодателя в государстве. Разве же в компетенции Генерального прокурора ликвидация структуры, функционирование которой предусмотрено Законом Украины «О прокуратуре»? И разве в этом состоит реформа прокуратуры?

Понятно, что это исключительное право Верховной Рады Украины — вносить изменения в действующие законы, принимать новые законы, постановления и тому подобное. Все другие — и органы государственной власти, и чиновники, и граждане — должны неуклонно их соблюдать.

Возможно, экс-Генпрокурор взял пример с Президента Украины, который также заявил, что он своим Указом ликвидирует Государственную автомобильную инспекцию, также не изменяя закон. Что из этого получилось, мы видели. Однако это уже вопрос к тем советникам и юристам, которые готовили проект выступления Президента Украины, но ведь Генеральный прокурор...

Уголовно-процессуальный кодекс Украины (процессуальный закон) предусматривает, что поводами для возбуждения уголовного дела являются непосредственное выявление органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления или же заявления и сообщения предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти, общественности или отдельных граждан, а также сообщения в средствах массовой информации.

Вот как поступил судья, обнаружив признаки преступления: «...29 января 2004 года решением военного местного суда Днепропетровского гарнизона приказ начальника Днепропетровского гарнизона № 52 от 30 октября 2003 года «О предоставлении служебного жилья военнослужащим Днепропетровского гарнизона», которым двадцать одна квартира в доме 11 а по ул. Котляревского в нарушение действующего законодательства Украины признаны служебными и распределены начальнику Днепропетровского гарнизона, его заместителям, помощникам, военному прокурору, его заместителю и вторым военным должностным лицам.., признано судом неправомерным, и обязывает начальника гарнизона отменить указанный приказ, а жилищную комиссию Днепропетровского гарнизона распределить указанное жилье в соответствии с действующим законодательством Украины в порядке очередности... Поскольку о фактах совершения указанными должностными лицами действий, содержащих признаки преступлений, военной прокуратуре Южного региона Украины известно, однако по настоящее время мер по предотвращению нарушений закона она не предприняла, то в ее действиях суд усматривает заинтересованность в сокрытии указанных противозаконных действий должностных лиц Днепропетровского гарнизона, прокуратуры.., и поэтому суд считает необходимым досудебное следствие по данному делу поручить Генеральной прокуратуре Украины... Судья А. Куликов». Суд также постановил возбудить в отношении ряда должностных лиц, о которых речь идет в документе, уголовные дела. Далее в постановлении судьи указывается, что «...военный прокурор полковник юстиции Зелинский А. В, злоупотребляя своим служебным положением (ч.I ст. 423 УК Украины), преследуя личные интересы, с целью незаконного получения для себя жилого помещения в доме по ул. Котляревского 11 а, открыто стал покрывать противоправные действия начальника Днепропетровского гарнизона...»

Вот какова роль и место военных прокуроров, которые и в армии служат, и за соблюдением законов в Вооруженных силах Украины и других военных формированиях надзирают. Конечно же, не без пользы и для себя.

Но общество уже не то, оно уже имеет право ставить вопрос перед прокурором, перед властью и требовать ответа. Например.

Почему до сегодняшнего дня не названы все конкретные виновники в сбитии пассажирского самолета над Черным морем, попадания ракеты в жилой дом, в кровавой трагедии на Скниливском аэродроме, продаже огромных запасов военного имущества и вооружения, передаче военных городков без постановлений Кабинета Министров Украины?

Все эти дела вели следователи и прокуроры военных прокуратур, которые, по бывшей советской схеме, есть едва ли не в каждом райцентре, то есть в гарнизоне, однако причинение государству, каждому отдельному гражданину и обществу в целом тяжелых последствий, похоже, осталось за пределами внимания Верховной Рады Украины.

Другого надзорного органа над действиями прокуроров в Украине нет, разве что сама общественность в лице представителей общественных организаций вправе требовать проверки тех или иных действий следователей, прокуроров и органов дознания.

Из карманов украинских налогоплательщиков государство оплатило небрежность, разгильдяйство и преступную самонадеянность должностных и служебных лиц военного ведомства.

Армия сокращена чуть ли не в 10 раз, скоро останутся генералы и полковники, немного лейтенантов, потому что, похоже, что единственный военный ВУЗ — Институт Сухопутных войск в Одессе, который выпускал настоящих офицеров, уже предписано ликвидировать. А система военных прокуратур, которая является составляющей единой системы прокуратур Украины, продолжает жить и паразитировать за счет государственной казны, закрывая глаза на нарушение тех именно законов, за соблюдением которых она должна следить.

Почему до сегодняшнего дня обществу неизвестно, скажем, кто конкретно и какими действиями вызвал подрыв международного авторитета Украины при исполнении миссии ООН в Ливане? Кто из прокуроров ведет эти дела и кто надзирает за действиями этих прокуроров?

УПК Украины определил подследственность уголовных дел, в том числе и преступлений, совершенных служебными лицами, которые занимают особо ответственное положение, и лицами, должности которых отнесены к 1—3 категории должностей государственных служащих, работниками правоохранительных органов: досудебное следствие проводится следователями прокуратуры. А вот как возбуждают уголовное дело в следственном отделении Броварского городского отдела ГУ МВД Украины в Киевской области, конечно же, по заявлению или сообщению граждан. «Броварское ГО ГУ МВД Украины в Киевской области 20.06.2005 г.. № 11-226 Мельнику В.И. На Ваше письмо сообщаю, что 08.09.2003 г. следственным отделением Броварского ГО в отношении вас возбуждено уголовное дело №30-9636 по факту присвоения печати и штампа Броварского государственного производственно-торгового предприятия, по ст. 357 ч.I УК Украины. Дело неоднократно закрывалось из-за отсутствия в ваших действиях состава преступления, предусмотренного ст. 357 ч.I УК Украины, и на данное время находится в производстве следственного отделения Броварского ГО. Начальник Броварского ГО ГУ МВД Украины в Киевской обл. В. Попелуха».

Если дело неоднократно закрывалось из-за отсутствия в действиях состава преступления, то почему прокуратура Украины, на которую возложен надзор за соблюдением законов органами, которые проводят досудебное следствие, на протяжении 2(!) лет не выполняет своих функций?

Процессуальный закон прямо предписывает, что по заявлению или сообщению о преступлении прокурор, следователь, орган дознания или судья обязаны не позже трехдневного срока принять одно из следующих решений:

1) возбудить уголовное дело;

2) отказать в возбуждении уголовного дела;

3) направить заявление или сообщение по принадлежности.

Все другие действия прокуроров, следователей, органа дознания следует квалифицировать по признакам уголовных преступлений, таких как служебная небрежность, злоупотребление властью, превышение властных полномочий, потому что закон не предусматривает такого термина как «перепасовка», передача из одного органа досудебного следствия и обратно.

Очевидно, что реформа прокуратуры Украины как единой надзорной системы не может сводиться к ликвидации военных прокуратур или сокращению численности работников районных, городских и областных прокуратур. Реформа прокуратуры, как и другого органа государственной власти в Украине, должна реализоваться именно на основании внесенных парламентом Украины изменений и дополнений в действующее законодательство Украины и под его контролем. Осуществление парламентского контроля является предохранительной мерой в отношении неправомерных действий и произвольного применения законов органами досудебного следствия.

Николай СЕЛЮК, юрист и правозащитник
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ