Сегодня парламент начинает рассмотрение кандидатуры Валерия Пустовойтенко на пост премьер-министра страны. Многие считают, что подобно «спикериаде», назначение нового премьера превратится в политическую эпопею и продлится довольно долго. Для такого развития событий, разумеется, есть свои причины. С одной стороны, часть парламента заинтересована в том, чтобы Кабмин возглавил новый человек, другая, мотивируя тем, что президент остался тем же, хочет сохранить «старого» премьера. Но есть и другие моменты, которые демонстрируют рост понимания структурных проблем в организации власти. В частности, многие недовольны тем, что Конституция предусматривает только процедуру утверждения премьера, а не всего Кабинета. Эту точку зрения представляет, в частности, президент концерна «Пульсар» Александр Нарбут:
— Кто бы ни стал премьером, ему нужна поддержка парламента, и согласие с ним, и, конечно, дееспособная команда, на которую можно опереться. Нельзя преуменьшать роль главы правительства, но нельзя и забывать о других членах Кабинета, которые также должны бы получить поддержку народных депутатов. Многие утверждают, что такой нормы нет в нашей Конституции, и парламент не может этого требовать без внесения в нее изменений. Но в Конституции нет и нормы, запрещающей парламенту при согласовании кандидатуры премьера проанализировать одновременно и кадровый состав будущего правительства. Это было бы логично, поскольку таким образом парламент помог бы кандидату в премьеры сразу определиться с теми людьми, которые вместе с ним разделят ответственность за будущую работу. Это было бы полезно и, наряду с поддержкой, которую ищет премьер в парламентских фракциях, позволило бы ему в большей степени повлиять на назначение тех или иных кандидатур на должности министров. Сегодня мы неоднозначно оцениваем профессионализм и дееспособность бывшего правительства, следовательно, более эффективный вариант возможен только при замене людей на определенных постах. Не надо быть большим специалистом, чтобы понять, что те проблемы, которые есть в энергетике, в угольной промышленности и в нефтегазовой отрасли требуют кадровых изменений. Приход профессионалов как из деловой сферы, так и использование имеющегося кадрового потенциала второго эшелона (заместителей министров) был бы весьма полезен.
Состав Кабмина нужно знать уже сегодня еще и потому, что оттягивать решение кризисных проблем дальше некуда. Массовые отключения электроэнергии по стране после закончившейся избирательной президентской кампании — это не чья-то злая воля, как иногда пытаются представить, а следствие той ситуации в экономике, которую мы сегодня имеем. И курс гривни — опять же следствие накопившихся проблем. А решить их может единая эффективная команда. Думается, что если бы вопрос ставился так, то любой кандидат, представивший парламенту свою команду, мог бы рассчитывать на его поддержку. Нам не следует в очередной раз ждать подсказок или рекомендаций Международного валютного фонда. О реформировании или реорганизации структуры правительства нужно думать самим и опережать советчиков. Это касается и управления государственными корпоративными правами, и завершения реорганизации структуры Минфина. Нужно повысить эффективность и ответственность Кабинета Министров, завершив работу над соответствующим законом, равно как уточнить функции и ответственность министров и вице- премьеров. Без этого ни один премьер-министр не сможет через 3—4 месяца доложить о каких-либо изменениях. Воз останется на том же месте.
Важно определиться и с законом о Кабмине, и с персональным составом правительства, которое будет сообща отвечать за текущую ситуацию. Разговор о коалиционности правительства сегодня вторичен, потому что не цвета фракции определяют сегодня профессионализм человека. Фракции, по моему мнению, могли бы объединиться в главном — в поддержке эффективного кабинета, созданного на профессиональной основе и прошедшего обсуждение в парламенте.
Почему разговор о налоговом кодексе и необходимости формировать бюджет-2000 на новой налоговой базе остался разговором? Потому что старый состав правительства не сделал, как и парламент, необходимой работы, хотя изменения налоговой системы — требование времени. Эффективность нового правительства будет определяться его пониманием этой проблемы. Для бизнеса необходимо создавать благоприятные условия. И последнее. Если мы не создадим правительство как единую профессиональную и эффективную команду, страна не сможет рассчитывать на зарубежные инвестиции, без которых, как и без роста экспорта, ей не справиться с выплатой внешних обязательств.