31 января в Москве арестован Сергей Мавроди, учредитель полузабытого уже АО «МММ». Не прошло и десяти лет, как его нашли. Выводы по этому поводу можно делать в двух направлениях.
Проще всего вспомнить сам феномен «МММ» — самой обычной финансовой «пирамиды», принцип действия которой был известен в СССР едва ли не каждому школьнику. Отличие «МММ» от своих предшественниц было только в масштабах. «Пирамида» Сергея Мавроди была в то время настолько большой, что буквально ошеломляла. Безумный рост взносов был обеспечен тем, что несколько предыдущих поколений советских людей беззаговорочно верили всему, что писалось в газетах и показывалось по телевидению и в то же время никогда не подвергались воздействию масштабных рекламных кампаний. Единственные кампании, которые практиковались до этого в наших масс-медиа, «рекламировали» партийные съезды. И здесь вдруг отовсюду предлагается получить даром кучу денег.
Тогда еще существовало так называемое «единое информационное пространство», московские телепрограммы и газеты распространялись в Украине как родные, а раздел рекламного рынка еще по-настоящему не начинался. В результате украинские дети начали вдруг говорить не фразами из мультиков, а словами телевизионного символа «МММ» Лени Голубкова. Это сегодня народ привык к рекламе и не бежит от телеэкрана в магазин покупать очередное разрекламированное «чудо». Главное, что тогда поражало — понимание всеми участниками процесса неотвратимости краха АО «МММ». Все хорошо осознавали, что это такое, но охотно участвовали в этом. Для прессы и ТВ это была реальная возможность заработать первые в своей истории нормальные рекламные деньги, для потребителя рекламы «МММ», который нес в сомнительное АО свои деньги — слепая вера в то, что именно его «пронесет», что он не будет последним в «пирамиде», что обманутыми будут те, кто после него.
По примеру «МММ» начали как грибы после дождя расти региональные «пирамиды», названия которых легко восстановить, открыв подшивку газет за 1993 — 1994 годы. Практически весь тогдашний «бизнес» был в той или иной степени завязан на принципе «пирамиды». Такими «пирамидами» оказались впоследствии и финансовые системы постсоветских государств. Они упали позже — летом 1998 года. На фоне ельцинского дефолта августа 1998 года, Сергей Мавроди со своим «МММ» выглядел как мальчишка-разбойник с деревянным пистолетом.
Давайте поставим вопрос по- другому: могли ли мы в те времена не стать жертвами или свидетелями деятельности финансовых «пирамид»? Неужели это Мавроди был таким гениальным и всех обманул? А если бы не он? Не было бы «МММ» с Леней Голубковым, был бы какой-нибудь «Хопер-инвест», «Дом селенга» или что-то подобное. Мы переболели тогда «МММ», как ребенок болеет «свинкой». Кто-то перенес это более легко, кому-то было тяжело, а кто-то на этом неплохо заработал.
В последнем и состоит второй вывод, который напрашивается после упоминания о легендарном АО «МММ». Можно это официально не признавать, но начальные капиталы большинства из нынешних отечественных финансовых магнатов были заработаны именно при помощи разновидностей тех же финансовых «пирамид». Более того — финансовая «пирамида» является вполне нормальным приемом в бизнесе, этим приемом пользовались, пользуются и будут пользоваться финансисты во всем мире. Перманентные банкротства глобальных финансовых сетей — простое тому подтверждение. И когда во время экскурсии в Египет слышишь от экскурсовода банальную фразу о том, что «время боится пирамид», понимаешь, что это касается не только каменных колоссов в районе города Гизы. Мы все, точнее, наши деньги, постоянно были и будем на одной из ступенек той или иной финансовой «пирамиды». То ли частной, то ли государственной, то ли глобальной.
Но никогда уже не будет так весело, как десять лет назад, когда народ мешками нес деньги в разрекламированное АО «МММ» в надежде быстро разбогатеть. Поэтому и те бывшие вкладчики «МММ», которые откликнутся по зову Следственного комитета МВД России, чтобы помочь следствию по «делу Мавроди», и те, кто не откликнется, будут грустить не за потерянными деньгами — их бы все равно «съела» инфляция. «Ветеранам» ОА «МММ» будет жаль не столько денег, сколько своих надежд на то, что можно быстро разбогатеть, ничего не делая. Так грустят десятилетние мальчики и девочки, поняв в какой-то момент, что никакого Деда Мороза нет.
Нынешние подростки уже не знают, что такое «МММ» и кто такой Мавроди. У них в жизни это еще будет, только будет называться оно по-другому. Потому что невозможно уничтожить в человеке тягу к легким деньгам. Именно поэтому финансовые «пирамиды» никуда от нас не денутся. Время не властно над «пирамидами», которые строятся на едва ли не самом главном желании большинства из нас. Мы хотим и будем хотеть выгодно вкладывать свои деньги, получать не гарантированные «лионским кредитом» три процента, а больше. А там каждого из нас уже ждет свое «МММ».