Следует обратить внимание на две новости, которые появились за последние дни по поводу НАТО.
• Первая — не очень приятная. Альянс отложил планы относительно встречи с украинской властью для переговоров по использованию системы противоракетной обороны (ПРО) в Европе, идет речь в материале The Wall Street Journal. «Существует некоторая политическая деликатность в привлечении (к переговорам. — Ред.) Украины, поскольку очевидно, что это может вызывать излишнюю реакцию со стороны России», — считают в НАТО. Как отмечается, некоторые дипломаты заявили, что осторожный подход к обсуждению ПРО с Украиной имеет смысл, если Альянс хочет избежать последующего подрыва отношений с Россией. Но другие союзники побаиваются, что Альянс рискует, проявляя нерешительность в помощи такому партнеру как Украина.
• Вторая — позитивная. Президент Украины Петр Порошенко заверил, что вынесет вопрос о членстве Украины в Североатлантическом альянсе на референдум. Об этом он заявил в интервью изданию немецкой медиа-группы Funke. По словам Порошенко, если четыре года тому назад вступление в НАТО поддерживали 16 процентов украинцев, то сегодня — 54. «Как президент я руководствуюсь мнением моего народа — и проведу референдум относительно вступления в НАТО», — сказал Порошенко, не уточнив, впрочем, временные рамки такого шага. В случае позитивного голосования на референдуме он приложит все усилия, чтобы Украина стала членом Альянса, заверил Порошенко.
Во-первых, как в НАТО прокомментировали вероятное отложение планов относительно встречи с украинской властью для переговоров по использованию системы ПРО в Европе? «Ни одной встречи с какой-либо страной не было отменено, — комментирует «Дню» официального представителя НАТО. — Мы будем продолжать обмениваться информацией и консультироваться и сотрудничать с нашими соседями и партнерами по мере необходимости, а также в постепенном и поэтапном подходе. НАТО признает и уважает интересы других стран относительно возможностей системы ПРО (противоракетной обороны) НАТО. В последние годы мы обсуждали ПРО с нашими партнерами и будем продолжать взаимодействовать с ними по этому вопросу. Целью НАТО является, насколько это возможно, быть прозрачным относительно ПРО — особенно, когда мы повышаем нашу обороноспособность».
Во-вторых, что думают в Альянсе по поводу заявления Петра Порошенко относительно референдума по НАТО в Украине? «Каждая страна имеет суверенное право избирать собственные механизмы безопасности, — комментирует «Дню» глава представительства НАТО в Украине Александр Винников. — Мы уважаем выбор суверенных стран. На данный момент Украина сосредоточивает внимание на ключевых реформах, и НАТО оказывает поддержку этим усилиям. Это — приоритет». Аналогичное мнение выразила и директор Центра информации и документации НАТО в Киеве Наталья Немыливская, прибавив, что «мы наблюдаем рост поддержки НАТО в Украине и членства Украины в НАТО после российской агрессии».
Следовательно, исходя из того положения, в котором оказалась страна, нужны серьезные выводы и работа над ошибками. Политики должны признать, что они ошибались, не мешало бы и покаяться, а дальше — необходимо поднять наследие сотрудничества с НАТО и уверенно нести этот флаг вперед. Если последнее заявление Президента по поводу референдума имеет конъюнктурный характер, то в условиях войны — это уже слишком. Нынешней власти, если она стремится добиться успеха, необходимо, во-первых, проанализировать новейшую историю Украины и путь, который уже прошла наша страна в сотрудничестве с НАТО, а во-вторых, нужно определиться и четко говорить о нашем намерении и желании максимально быстро пройти этот путь и наверстать упущенное.
«Нам последовательно нужно проводить свою линию относительно НАТО, которую мы избрали и с которой мы не должны сходить, — комментирует «Дню» экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко. — Юридическая база для этого есть. Она зафиксирована еще в решениях саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году. Вывод того саммита звучит достаточно ясно — Украина и Грузия однажды станут членами НАТО. Цель до 2020 года достичь взаимосовместимости с НАТО — правильная линия, которую мы должны выполнить. Как правило, для этого придется немало поработать, но уже первые шаги в этом направлении делаются, и они являются позитивными. Эти вещи не всегда афишируются, но работа продолжается. В этом плане осторожность НАТО относительно ПРО может быть тактическим ходом для того, чтобы не раздражать Россию. Лично я не считаю, что это является неправильным тактическим ходом, но он очень «моден» на Западе. Мантра «не раздражать Россию», к сожалению, звучит достаточно часто и из уст некоторых наших НАТОвских партнеров. Важно, чтобы НАТО не превратилось в комитет по защите мира времен СССР. Потому что функция НАТО не в том, чтобы потакать агрессору, а в том, чтобы его останавливать. При этом решение о временном отказе привлечения Украины в ПРО не может трактоваться как какой-то поворот в отношениях Украины с Альянсом. Украине в нашей внешней политике нужно четко и ясно артикулировать свою заинтересованность в том, чтобы наше сотрудничество продолжалось и перешло в союзническое. Я очень рад заявлению Президента о том, что он собирается провести референдум о НАТО. Единственное замечание — этот референдум нужно проводить не через несколько лет, а через несколько месяцев. После того все увидят, что интеграция с НАТО — это не мнение отдельных политиков, а желание всего украинского общества».
Евгений МАРЧУК, представитель Украины в рабочей группе по вопросам безопасности Трехсторонней контактной группы, член оргкомитета «Движение за Украину в НАТО»:
— Очень хорошо, что Президент Украины Петр Порошенко сделал заявление о референдуме по НАТО, но, на мой взгляд, заявление это прозвучало с большим опозданием. В Законе «Об основах национальной безопасности Украины», который был принят в 2003 году, была записана формула: «Украина осуществляет активную международную политику с целью «...получения членства в Европейском Союзе и Организации Североатлантического договора». Как известно, данный закон действовал в течение всего периода президентства Виктора Ющенко, но ничего так и не было реализовано. Когда же к власти пришел Виктор Янукович и его карманный парламент, тогда эта формула была отменена. Украина получила внеблоковый статус. А далее, когда президентом стал Порошенко, эта формула была опять возобновлена. Но не в полном объеме — дали слабинку, чтобы не раздражать Россию, и записали следующую формулировку: «Украина должна достичь критериев для обретения членства в НАТО». Но это технологическая цель. Конечная же цель — присоединение в будущем к НАТО — не была прописана в законе. Конечно, у всех, кто разбирается в этой проблематике, сразу возник вопрос — почему смягчили формулу?
Также показательным является то, что до сегодняшнего дня нет представителя Украины в Североатлантическом альянсе, это говорит об отношении власти к курсу в НАТО. Понятно, что в военной сфере сотрудничество Украины с НАТО продолжается достаточно активно, но для того, чтобы в будущем присоединиться к НАТО, нужно пройти подготовительный этап — План действий относительно членства (ПДЧ). Это очень сложный план по сотрудничеству, который включает в себя пункты не только военного характера. ПДЧ разрабатывается на каждый год, и в нем только одна треть посвящена военной сфере, все остальное — это политический, экономический сектор, права человека, свобода слова, судебная система. То есть до этапа ПДЧ нужно еще добраться. Напомню, что была попытка получить режим ПДЧ на саммите в Стамбуле в 2004 г., но возник ряд причин, которые не позволили реализовать эту идею. Потом в 2008-м на Бухарестском саммите также не удалось получить ПДЧ. А после Евромайдана власть не слишком демонстрировала желание активизировать сотрудничество с НАТО, чтобы было видно, что Украина намеревается присоединиться к Альянсу.
Теперь же выходит так, что заявление Петра Порошенко правильное, но прозвучало с опозданием плюс накладывается на войну на Донбассе. Напомню, что еще в 2015 году возникло общественное движение — «Движение за Украину в НАТО». Инициировали его Леонид Кравчук, Евгений Марчук, Владимир Огрызко, Владимир Василенко, Иван Заец и другие. Эта организация была зарегистрирована, и был проведен ряд подготовительных заседаний. Публично была задекларирована цель этого движения — инициирование и организация проведения референдума о присоединении Украины к НАТО. Ценность такой инициативы в том, что ее осуществила общественная организация. И даже если кто-то во власти побаивался реакции РФ и ее возможных агрессивных действий, то выходит, что все равно эта инициатива пошла не от власти, а от общественного движения, которое взяло на себя в том числе и технические вопросы организации референдума. Во многих областях были созданы соответствующие структуры. Потом, когда мы подошли к этому вопросу достаточно близко и заявили о том, что следующим должен быть этап начала подготовительных работ к референдуму, то из властных институтов некоторым участникам намекнули на то, что сейчас это не актуально. Мол, в политике РФ существует принцип, что в случае приближения Украины к решению о НАТО, состоится «неминуемая война».
Стоит подчеркнуть, что в прошлом году среди населения было существенно больше сторонников присоединения Украины к НАТО, чем в этом году. Иногда задают вопрос — а что нам даст этот референдум, если он все равно носит консультативный характер. Вовсе нет, это не значит, что таким образом принимается решение о вступлении в НАТО, просто таким образом у Президента за плечами появляется платформа и сильный аргумент. Вот если бы Виктор Ющенко в 2008 году, когда он в Бухаресте ставил вопрос о присоединении Украины к Альянсу, имел за плечами референдум украинского народа, думаю, что вряд ли участники саммита проигнорировали бы этот факт. Давайте вспомним 1991 год, когда Леонид Кравчук поехал в Беловежскую пущу. Тогда на руках он имел результат референдума о независимости Украины, который свидетельствовал о том, что Кравчук туда поехал не только по собственному желанию, а представляя интересы и волю всего народа.
Референдум о присоединении к НАТО — это очень ответственный шаг, который нуждается в серьезной подготовке. Кто-то говорит, что нас там не ждут. Но нам и не нужно в настоящий момент, например во время референдума, именно так ставить вопрос. Мы понимаем, что в будущем году это точно не произойдет — на это нужны годы. Надо быть реалистами, учитывая войну на Донбассе, и в прямом смысле ставить вопрос о присоединении, но как о цели. Поэтому я думаю, что от власти уже должны были сделать дополнительные объяснения — что значит заявление Президента. Надо разъяснить, что референдум — это очень сильный фактор, который не имеет ограниченного действия во времени. Если, например, в этом году будет проведен референдум, то это значит, что параллельно со стороны власти нужны очень серьезные демонстрации конкретного плана действий после референдума. Людям нужно четко разъяснить, что это платформа, и когда уже придет время, то есть когда Украина обретет все критерии, пройдет ПДЧ, только тогда будет решаться вопрос о вступлении в НАТО. У главы государства будет очень серьезный аргумент, против которого руководителям стран — членов Альянса будет очень сложно возражать.
Таким образом, после заявления Президента нужна глубокая, многогранная разъяснительная работа со стороны украинской власти — демонстрация людям плана, как Украина в дальнейшем собирается строить свое сотрудничество с НАТО. Конечно, одним из вопросов остаются оккупированные территории, где в случае проведения референдума опрос людей не будет проводиться. Соответственно, тут власть также должна четко объяснить эту проблему и показать свой план.