Историческая память народа в широком понимании слова — это и музейное дело, и краеведение, и историографические научные исследования, и памятки древности, и памятники. Нельзя сказать, что этого нет. Есть, но во всем нет порядка. Вот возьмем хотя бы учебники. Разве в Украине нет учебников по истории? Есть, но нет концепции истории Украины от начал самого народа до сегодняшнего дня. Есть, и в последнее время все больше книг по такой тематике. Но то ли количество еще не перешло в качество, то ли дают о себе знать идеологические расхождения авторов на те или иные события истории. Под историей, к сожалению, подразумевают хронологию событий. А история — это самовосприятие и самоосознание себя среди других. История — это самовыражение нации. А вот этого нет. То есть историкам более или менее известны исторические вехи Украины, а детям нет. А что знают о нас в мире? Как говорится, чего-то недостает.
Недостает государственной политики. Недостает государственнической идеологии. Говорят, история — это не наука, не берусь опровергать. Потому что в этом государстве ненаукой скоро станет даже математика, не то что история. А все почему, потому что нет государственнического подхода к образованию и исторической памяти в частности. А к чему в нас есть государственнический подход? К сожалению, вопрос риторический.
Особенно обескураживает тенденция трактовки истории на собственное усмотрение. Причем усмотрение в том, чтобы не дай Бог, не задеть Россию. Раньше украинцам запрещалось иметь собственную идентичность, которая отличалась бы от русской, теперь украинцы сами в себе истребляют все, что их отличает от мира. Появляются теории про две Руси, хорошо что не про две России. Хотя одно от второго — ой, как близко. А еще интересные мысли об историческом наследии Руси, которое вроде бы по династическому праву принадлежит России. Такие себе «приключения Рюриковичей на поприщe Советского Союза». Казацкое государство для Карла Маркса было первой в Европе республикой, для наших историков — охлократией. Почти всегда там, где есть достижения, подчеркиваются исключительно недостатки. Там, где есть собственные корни, но есть, хотя бы гипотетически, какая-то зацепка, чтобы отказаться от своего, обязательно мы откажемся от своего.
Государственнический подход начинается там, где есть само государство. То, что есть, называется как угодно, но не государством, это его имитация. Поэтому дискуссия на тему: «какой должна быть политика относительно исторической памяти», выглядит скорее заносчивыми фантазиями. Но все же попробуем пофантазировать.
Что препятствует? Пророссийская настроенность части населения? Но ведь нельзя утверждать, что такой фактор как Россия и ее имперская политика, которая, кстати, является государственническим подходом (другое дело дружественным или нет), появился только в 2004 году. И до того было две Украины, две традиции, два мировосприятия. Одно казацкое и, скорее, анархическое, а другое — княжье, позже галицкое, которое тяготело к строю и государственническому порядку. Эти мировоззрения оба сугубо украинские. И сейчас, хоть и с привкусом «обрусения», мы имеем дело с украинскими традициями. Так давайте понимать это и исправлять. А не обвинять соседей. Не соседи присоединили нас к себе. Кстати, и не Богдан Хмельницкий. Сами того захотели.
Поэтому самим нужно организовывать масштабный информационный проект. Главным подходом к этому делу должна быть правда. Это духовное понятие, оно не нуждается в объяснении. Вы скажете: у всякого своя правда, действительно это так, а у нас должна быть своя правда, правда украинцев (здесь не этническое, а мировоззренческое понятие). Например, защита украинцами своей Родины — это не преступление, а естественный инстинкт самозащиты. Право на восстание, на уничтожение своих господ, защиту своего собственного физического существования должно быть признанным в истории как естественное человеческое право, а не дикарство или погром. Все начинается с самоуважения.
Относительно ненависти части населения Украины к украинцам (варианты: американцам, евреям), здесь должна быть политика уголовной ответственности, а не взвешенный подход. Взвешенность должна быть относительно правды. Правды как синонима культуры и духовности. А когда толерантностью или умалчиванием отвечают на уничтожение и ненависть к украинской культуре, ложь относительно украинской истории, то такая политика ничего общего со взвешенностью и толерантностью не имеет. Это путь к самозабвению, к ассимиляции.
Кстати, корнями существующего в нашем обществе противостояния является страх перед ассимиляцией на территории, где нет гарантий против этого, как и нет права на самобытность. Пока что эта самобытность еще существует, но из-за отсутствия культурной политики ее уже скоро не будет. Помнить и чтить своих предков — это не просто культурно и цивилизовано, это способ выживания. Беспамятные после себя не оставят ничего. Беспамятные являются генетическим сырьем для других культур, а значит и для других государств. Так вот, обе стороны не чувствуют себя защищенными, поэтому так ожесточенно (что не исключает мирных отношений) и противостоят один другому.
Украина разноэтнична, даже не одна раса живет в Украине. Но все нетитульные расы и народы должны уважать украинскую культуру, язык. И они будут уважать нас тогда, когда мы сами будем уважать себя. Когда все информационные источники станут украинскими, кстати, не обязательно украиноязычными. Когда образовательная культурная пропаганда будет государственной идеологией. Когда побасенки имперской российской истории получат широкое всеукраинское осуждение, начиная от политиков, заканчивая священнослужителями и учеными. Когда распространение побасенок, наподобие того, что украинцы — это изменники, фашисты и убийцы будет караться, а не восприниматься как результат чужого влияния. Тогда и появится украинское государство. Только правда лечит и объединяет.
То же касается и россиян в Украине. Памятник Екатерине II — пожалуйста, но при условии уважения к украинской истории и языку, к крымскотатарской истории и языку. А уважение к украинскому государству это не что-то абстрактное. Оно, кроме прочего, еще и в том, что любая государственная должность выше простого служащего, должна предоставляться только украиноязычным, а в Крыму так еще и тем, кто знает крымскотатарский. Высшее образование должно предоставляться только при условии свободного владения государственным языком и знанием настоящей украинской истории. Тем более, когда речь идет о высших должностных лицах. Учиться, учиться и еще раз учиться... Это совсем не значит изучать Пушкина на украинском языке, а учить его также нужно.
Политика памяти — это политика уважения к себе и к другим. Нас так долго учили ненависти ко всему, что связано с национальным, что мы и сейчас сомневаемся, а нация ли мы вообще? Само невинное слово «нация» у нас ассоциируется с Бог знает чем. Кто нас просветит? Где наши патриотические украинские учебники по истории, которые должны распространяться бесплатно, к составлению которых должны привлекаться лучшие в мире специалисты и самые авторитетные патриоты, к созданию которых нужно привлечь лучших художников, полиграфистов? Пора «советских академиков» отправить на пенсию, а не в восторге брать у них интервью.
Политика памяти — это искоренение невежества и пренебрежения к другой КУЛЬТУРЕ. И когда улицы Киева будут украшать не памятники ульяновым, щорсам и косиорам, а, например, Кондрату Рылееву, Герцену, Сахарову, а также Святославу Игоревичу, Даниле Галицкому, Константину Острожскому, Ивану Мазепе, Пилипу Орлику, Павлу Полуботку, Павлу Скоропадскому, Петлюре, Шухевичу, Вернадскому, Чижевскому..., то можно говорить об учете прав русского меньшинства. Но опять же не в отношении увековечения памяти преступников, виновных в массовых расстрелах, геноциде украинцев.
Любая политика государства — это всегда насилие, это не только просветительство и уговоры. Но самым эффективным сегодня оружием являются информационные средства. Мы, украинцы, почти никогда не проигрывали в открытом противостоянии, поэтому еще не умерла Украина, но всегда проигрывали в информационной войне. Все мы — мазепинцы, петлюровцы, бандеровцы...
А может и не следует ждать нашего государства, не следует лелеять надежду на барскую милость, а начать уже строить? Самим строить свою память, свою историю, возрождать свою самобытность. Уважать себя, объединяться, воспитывать должным образом своих детей, влиять на общественную мысль, пробуждать собственную мысль.