Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Все против всех?

Анатолий СЕМИНОГА: Президент не заинтересован, чтобы в Украине действовала такая институция, как Верховная Рада
27 октября, 1996 - 20:37
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Сегодня народные депутаты снова соберутся в сессионном зале и снова попытаются сдвинуть законодательный поезд с мертвой точки. На прошедшей пленарной неделе украинские парламентарии вместо того, чтобы сообща бороться с минимизацией влияния мирового финансового кризиса на отечественную экономику, боролись друг с другом. Ключевую роль на политическом ринге играли партийные соратники премьер-министра Юлии Тимошенко. Депутаты от БЮТ блокировали работу Верховной Рады, настаивая на том, чтобы в первоочередном порядке был принят антикризисный пакет законов и лишь потом рассматривался вопрос о выделении денег для организации досрочных парламентских выборов. Боевое дежурство в сессионном зале бютовцы несли круглосуточно. В ночь на прошлую пятницу депутаты, ночевавшие в зале под стеклянным куполом, с помощью фольги и пятикопеечных монет вывели из строя пульты для голосования своих коллег от НУ-НС и Партии регионов, чем вызвали жесткую критику представителей других фракций. Так, лидер пропрезидентской НУ-НС Вячеслав Кириленко назвал бютовцев хулиганами, а регионалка Анна Герман — бандитами с большой дороги. Сейчас депутаты от БЮТ празднуют тактическую победу — ожидается, что во вторник именно антикризисный законопроект станет первым вопросом повестки дня. Не будут ли после принятия данного документа представители одноименного блока Тимошенко снова блокировать работу Рады и готовы ли они выйти на избирательную беговую дорожку, поинтересовался среди прочего «День» у народного депутата от пропремьерской фракции Анатолия СЕМИНОГИ.

— Анатолий Иванович, давайте опустим за скобки тезис о том, что прогнозировать в том числе ближайшие события в украинской политике почти нереально, и все же попробуем предугадать, будет ли во вторник найден компромисс в вопросе принятия, так называемого антикризисного пакета законопроектов?

— Прежде чем озвучить свой прогноз, хотел бы отметить следующее. Может быть, у кого-то складывается впечатление, что прошлая неделя в парламенте была бесплодной, однако на самом деле это не так. Была проделана огромнейшая работа, вследствие которой большинство народных депутатов Украины, наконец, поняли, что речь идет о серьезной проблеме, о серьезной беде — мировом финансовом кризисе. Эта серьезная беда касается абсолютно всех без исключения жителей нашего государства, поэтому мы депутаты Верховной Рады должны сделать все для того, чтобы влияние этой беды было как можно меньшим. Мне кажется, что такое осознание появилось на прошедшей неделе, и это было подтверждено голосованием, которое позволило работать в пленарном режиме на текущей неделе. Разговаривая в парламентских кулуарах с парламентариями, тоже становится очевидным, что депутаты понимают глубину проблемы и понимают, что ответственность лежит на всех абсолютно — на БЮТ, на Партии регионов, на блоке Литвина, на НУ-НС, на коммунистах, поскольку украинцы наделили их мандатом доверия.

Создана рабочая группа, в состав которой вошли представители всех фракций, и она разработает общий антикризисный закон, который позволит минимизировать убытки от мирового финансового кризиса. Поэтому хочу сказать, что позитив есть, и думаю, что во вторник мы будем иметь общее решение, согласованное со всеми фракциями и примем документ в первом чтении. А далее за день- два доработаем этот законопроект, после чего он будет принят в целом.

— Таким образом, представители фракции БЮТ, которые на протяжении недели блокировали работу ВР, победили, поскольку вы настаивали на том, чтобы сначала был проголосован антикризисный закон и только после этого — внесены поправки в бюджет, предусматривающие выделение средств на проведение выборов. Лидер вашей политической силы, премьер Тимошенко неоднократно подчеркивала, что фракция БЮТ не будет голосовать за «избирательные» правки в госбюджет, поскольку в нынешних условиях мирового финансового кризиса проводить выборы, цитирую, преступно. Голосовать вы не будете, а блокаду ВР снимете?

— Позиция фракции Блока Юлии Тимошенко состоит в следующем. Мы считаем, что в условиях мирового финансового кризиса выборы — это абсолютно некстати, это вредно, это приведет к усугублению кризиса. Именно поэтому мы, как минимум, не будем голосовать за законопроект о выборах. Однако это право депутатов голосовать так, как они считают необходимым. Наша цель состояла в том, что прежде, чем идти на выборы, нужно выполнить свой депутатский долг — принять антикризисные законы, которые позволят нашей стране выйти из сложной ситуации. Именно поэтому мы и настаивали на том, чтобы первым пунктом повестки дня были именно антикризисные законы, а потом, пожалуйста, идите на выборы, если кому-то приспичило посоревноваться за любовь избирателей.

— Голосовать за избирательные законопроекты вы не будете, но все же, уточните, не будете ли вы посредством блокады мешать рассмотрению данных вопросов вашими коллегами?

— Мы вообще никому никогда не мешаем, мы просто выступали за то, чтобы серьезнейшую проблему решили в первоочередном порядке. Нельзя сегодня оставить украинский народ наедине с этой проблемой и депутаты, которые пользуются своими полномочиями, обязаны ее решить. Будет принято решение? Пусть голосуют на здоровье за внесение любых изменений в бюджет, за внесение изменений в избирательное законодательство. Есть Указ Президента, и мы готовы идти на выборы вместе со всеми, но избирательная кампания, на наш взгляд, затянется как минимум на три месяца. А оставлять страну на это время без возможности изменения законодательства, которого требует ситуация, абсолютно нерационально.

— Вы ранее сказали о том, что прошедшая парламентская неделя позволила депутатам от разных фракций найти компромиссные точки соприкосновения в вопросе антикризисного законодательства. Однако все помнят, чем ознаменовалось пятничное заседание ВР: бютовцы, которые заночевали в сессионном зале, вывели из строя пульты для голосования своих коллег от НУ-НС и Партии регионов и продолжали блокаду. Нелогичная тактика в условиях общепарламентского компромисса, согласитесь?

— Нет, я не согласен. Все выглядит абсолютно логичным. Компромисс был найден только в пятницу, о чем, кстати, публично сказал Яценюк. Пришло осознание, что на Украину надвигается страшный кризис и необходимо в срочном порядке принять согласованный со всеми фракциями антикризисный закон. Разве это не победа? Разве это не здравый смысл? Ведь еще в начале прошлой недели никто и слышать не хотел об антикризисном законодательстве, все уже готовы бежать на выборы, никого не интересовала законодательная деятельность. В Верховной Раде даже большинство было сформировано. 234 голоса в четверг были отданы за формирование повестки дня, первым пунктом которой был законопроект госпожи Ляпиной. Этот законопроект тоже называется антикризисным, но, кроме названия, он не имеет к антикризисному законодательству никакого отношения. Там предлагалось создать Стабилизационный фонд за счет сверхплановых поступлений от приватизации. Какой, простите, сверх план!? Приватизация заблокирована и даже план не выполняется в нынешнем году. Кроме того, госпожа Ляпина предлагала выделить средства в размере 470 миллионов на финансирование выборов. Вот и весь антикризисный пакет. Если бы этот законопроект был проголосован, все бы завтра уже были на округах, занимались избирательной кампанией, а собрать Верховную Раду на заседание было бы нереально. Поэтому мы боролись за то, чтобы депутаты поняли, что мы все вместе должны защитить от экономической беды государство Украина. И, в конце концов, до депутатов это дошло. Так что логика, как видите, есть. Мы достигли своей цели и в пятницу разблокировали работу парламента.

— На днях Юлия Тимошенко заявила о том, что в парламенте действует коалиция двух Викторов — Ющенко и Януковича и, дескать, деятельность этой коалиции направлена на достижение одной цели — проведения досрочных выборов. Вместе с тем, коалиция БЮТ и НУ-НС распалась 2 сентября после выхода из большинства пропрезидентской фракции, депутаты которой обвинили вашу команду в измене с регионалами. Так объясните людям: кто в парламенте — коалиционные партнеры де-факто?

— Я в этой связи хочу напомнить вам и всем украинцам историю работы демократической коалиции. Демократическая коалиция была создана практически год назад и на протяжении этого года «Наша Украина», Президент и господин Балога делали все, чтобы эту коалицию уничтожить. Я помню очень хорошо, когда мы сидели в сессионном зале и пытались протянуть хоть какие-нибудь законопроекты, необходимые Кабинету Министров для работы, для реформирования тех или иных отраслей. Я хорошо помню улыбки на лицах «нашеукраинцев», которые за это не голосовали, потому что им, видите ли, Балога не разрешил. Аналогичная ситуация была и при рассмотрении проекта бюджета на 2008 год. Закончилась эта история фактическим развалом коалиции, когда господин Балога выдернул из коалиции, насчитывающей 227 депутатов, двух человек. Вот именно в этот момент и была поставлена точка в существовании демократической коалиции. И не нужно говорить о том, что распад коалиции произошел второго сентября. Ничего подобного! Развал коалиции случился намного раньше. Физически коалиция не существовала, что, понятное дело, не предоставляло нормальных условий работы для правительства. Я уже не говорю о том, какие установки давались губернаторам, которые блокировали решения Кабинета Министров, которые не давали возможности бороться с инфляцией и т.д. и т.п.

В сложившейся ситуации БЮТ искал какую-то возможность работать и принимать решения, поскольку Верховная Рада нынешнего созыва приняла за год меньше законопроектов, нежели принимали ВР любого другого предыдущего созыва. Это была не работа, это была имитация работы. Мы ранее работали вхолостую, поэтому решение голосовать и принимать законы — абсолютно правильное. Со 2 сентября мы приняли законы, которые, кстати, Президент уже подписал и они вступили в действие. Мы за эти несколько дней работы приняли больше законов, чем за целый год.

А вообще, надо сказать о том, что не было, прежде всего, политической воли Президента для того, чтобы эта коалиция действовала, поэтому мы имеем сегодня именно такую картину. Однако большинство наших граждан не хотят выборов, и эти выборы не нужны ни одной политической силе. Выборы нужны господину Президенту, который договорился с Партией регионов и они идут на выборы только ради того, чтобы убрать премьер-министра с занимаемой должности, поскольку она им, видите ли, страшно мешает. Да, в последние дни работы ВР все мы прекрасно видели, как активно голосовала «Наша Украина» и Партия регионов. Так зачем идти на выборы, если есть новое большинство? Давайте, милые друзья, подпишите коалиционное соглашение, формируйте свой Кабинет министров и работайте, что вам мешает? Зачем страну сегодня в такой сложной ситуации бросать в избирательную пропасть? Мы, кстати, эту коалицию называем коалиция «За выборы». Если бы наши державные мужи думали о государстве, о народе, об экономике, то никто не шел бы на выборы. Власть можно сменить другим путем — более честным и более понятным для украинцев. В ситуации, когда разваливаются банки, когда останавливаются предприятия, когда сегодня наша экспортно-ориентированная металлургия не может продать в Европе свою продукцию, потому что там кризис, думать о выборах? Это, на мой взгляд, как минимум — безответственно. Все страны мобилизируют усилия с тем, чтобы защитить свою экономику, а у нас наоборот: разбалансированность власти рушит экономику нашего государства.

— Многие эксперты считают, что Виктор Ющенко решил идти на выборы потому, что Юлия Тимошенко, ранее заявлявшая о возможности выдвижения единого кандидата в президенты, окончательно решила сама бороться за главный пост страны. Наступательная позиция Банковой, демонстрируемая в последнее время, свидетельствует о небезосновательности этого тезиса. Обсуждали ли вы в последнее время на уровне фракции, на уровне политсовета участие БЮТ в грядущей президентской кампании?

— Все, что сегодня происходит, в первую очередь свидетельствует о безответственности нашего Президента, который за четыре года своего президентства не выполнил ни одного из обещаний, данных людям на Майдане. Мало того, что он сам не выполнил, так он еще не дал это сделать правительству Тимошенко.

Что же касается будущих президентских выборов, могу сказать, что сейчас в БЮТ об этом не говорят. Да и вообще — ни о каких выборах не идет речь. Мы, понимая, что страна сегодня пребывает в тяжелом положении из-за мирового кризиса, считаем выборы несвоевременными и ненужными. Необходимо сделать все для того, чтобы защитить нашу экономику от влияния кризиса и только потом думать о выборах. До президентских выборов еще, слава Богу, полтора года, а за это время может многое измениться, как в лучшую, так и в худшую сторону. Если бы Президент был человеком государственным, он бы отодвинул в сторону все амбиции и эмоции и сформировал нормальную команду, которая дала бы гражданам хотя бы половину от их ожиданий: стабилизировать экономику, поднять бизнес, преодолеть, в конце концов, коррупцию, дать людям почувствовать, что все-таки есть у нашей экономики серьезная перспектива.

— Несмотря на непринятие вашей командой и вашим лидером избирательной идеи, внеочередное волеизъявление будет и в этом не сомневается никто. Другое дело — социологи констатируют, что в будущую Раду попадут те же команды, которые представлены в нынешнем парламенте. С кем БЮТ в новоизбранном парламенте готов вести коалиционные переговоры?

— Если выборы будут, они, во-первых, ничего не изменят, во-вторых, не решат политических проблем. Убежден, что эти проблемы могут решить только президентские выборы, поскольку Президент сегодня — основной источник нестабильности в государстве. Мы еще, как минимум, полгода после парламентских выборов будем топтаться на месте, не двигаясь вперед — ни на пути в Европу, ни на пути к другим институциям. Другими словами, мы законсервируем проблемы и будем их решать, наверное, через год. А если учесть и фактор финансового кризиса, то безвластие, отсутствие Верховной Рады за этот период может привести к непредсказуемым последствиям. Страшно хочется Президенту поменять власть? Но ведь господин Президент знает, что и с вероятной новой коалицией, и с вероятным новым премьер-министром он все равно не сработается, а значит, снова будет противостояние, снова не будет эффективной работы. Поэтому, скорее всего, он хочет, чтобы вообще не было никакой коалиции, не было правительства, чтобы была одна ветвь власти — президентская. Состоится ли эта избирательная кампания? Завершится ли она? Придет ли 50% граждан на избирательные участки? Будут ли выборы признаны действительными? Это открытые вопросы. Я так понимаю, существуют другие планы — изменить законодательное поле и провести судебно-административную реформу, практически подчинив систему судов одной ветви власти, хотя это должна быть независимая система. Скорее всего, Президент не заинтересован, чтобы в Украине действовала такая институция, как Верховная Рада, влияющая на ход политических событий. Не заинтересован в том, чтобы эффективно работал Кабинет Министров. Был бы заинтересован — как минимум, не мешал бы работать правительству на достижение серьезных экономических результатов.

Наталия РОМАШОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ