«Выходить из коалиции и запускать счетчик для проведения досрочных парламентских выборов нужно не президенту и партнерам по коалиции — это нужно стране. Нужно принимать решение, поскольку коалицию составляют три фракции и еще некоторые «тушки». Все вроде бы хотят, но не могут», — обращаясь к народному депутату от «Свободы» Александру Мирному сказал во время последнего эфира «Свободы слова» на ICTV президент аналитического центра «Политика» Игорь Попов.
Ориентация Евромайдана на перезагрузку власти и в целом системы в Украине нуждается сегодня в очередном шаге — досрочных парламентских выборах. Этого требует общество. Готов ли политикум? Новоизбранный Президент неоднократно говорил о необходимости обновления состава Верховной Рады. Вот только народные избранники в большинстве своем, несмотря на то, что парламент опустел почти наполовину (депутаты элементарно не ходят на работу), а количество собравшихся в среднем не достигает даже конституционного большинства (300 депутатов), не собираются расставаться со своими мандатами. Они понимают, что страна после Евромайдана изменилась — не попадут они больше в Верховную Раду.
Особенно это касается представителей тех партий, которые в настоящее время оказались в оппозиции, то есть коммунистов и Партии регионов. Изменение политической конъюнктуры и, собственно, потеря значительной части ядерного электората из-за аннексии Крыма лишают представителей этих двух фракций возможности играть даже второстепенную роль, а для коммунистов вообще могут обернуться полным фиаско и непреодолением проходного барьера. Не говоря уже о намерении запретить КПУ.
Негативно в плане перевыборов парламента настроены и некоторые мажоритарщики. Если результат минувших парламентских выборов в большинстве случаев был синергией веса партийного «лейбла» и финансового ресурса (для прямого или опосредствованного подкупа избирателей), а власть приобщала еще и административные рычаги, то в этот раз мажоритарщики могут оказаться за бортом партийной лодки, которая войдет во взлелеянную в мечтах гавань ВР.
Очень важен механизм обновления Рады. Депутатам парламента уже предложили организовать выборы по открытым спискам. Длительный опыт экспериментов и неудач с избранием на мажоритарной или пропорциональной основе, смешения этих двух систем привел к однозначному выводу украинских экспертов и представителей международных организаций — Украине нужны выборы по открытым спискам. Разговоры о такой модели идут уже давно, однако и помаранчевые политики, и, тем более, бывшая авторитарная власть, оказались не заинтересованными в ее внедрении. Новым толчком для применения открытых списков стала Революция Достоинства.
Интересный факт, что автором нового проекта закона о выборах народных депутатов является неоднозначный политик Николай Рудьковский. Войдя в парламентские ряды путем самовыдвижения на одном из мажоритарных округов, он вошел во фракцию ПР и покинул ее после событий на Майдане. «Несмотря на то, что этот проект подал Рудьковский, он является результатом длительных наработок, дискуссий и обсуждений общественных экспертов и отображает их мнение. То есть он не был написан за одну ночь», — дал комментарий «Дню» глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко.
В соответствии с проектом, партии должны выдвигать общеукраинский список и региональные списки. Таким образом, обеспечивается и конкуренция между региональными лидерами. Партия выдвигает нескольких своих кандидатов на определенном округе. Голоса же избирателей будут влиять не на количество депутатов, а на то, кто именно из предложенных кандидатур будет представлять их интересы под куполом. Избиратель получит возможность голосовать не просто за ту или иную партию как монолитное образование, а варьировать ее наполнение. Совокупность голосов за определенного выдвиженца будет означать рост его рейтинга и продвижение по партийному списку. Следовательно, принцип «говорим «партия», имеем в виду ее лидера» должен отойти в прошлое.
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1998 г.
«Безусловно, инициатива по изменению избирательной системы и переход к открытым спискам являются позитивом. Из десятков модификаций таких выборов была избрана самая удачная для переходного периода, который у нас сейчас. Избирателям, которые не могут сломать свою психологию, предложат проголосовать, как они привыкли, за партию. Другие же смогут выбирать и конкретных представителей. Таким образом, избирательный процесс не будет слишком революционным и новым для украинцев», — считает Черненко.
Процесс волеизъявления, по мнению авторов проекта, также должен измениться. В каждой кабинке для голосования авторы проекта предлагают повесить списки партий с их порядковым номером. В бюллетень же электорально активный гражданин должен будет собственноручно вписать номер партии и, по желанию, фамилию кандидата. Законодатели отмечают, что избирать последнего не обязательно. По результатам выборов партия, которая преодолела проходной барьер в 3%, согласно проекту, получает общий всеукраинский рейтинг, который определяет количество ее мандатов. Дальше происходит распределение полученных мест в соответствии с персональными рейтингами кандидатов в регионах и установленной законом квоты. Квота должна определить, сколько мандатов должно отойти партии в том или ином регионе. Процентные остатки перенаправляются в рейтинг всеукраинского списка.
Сам процентный барьер является дискуссионным вопросом политического характера. По словам эксперта, колебание в пределах 3—5% является вполне приемлемым для Украины. Также обсуждается и размер залога. Определенную проектом сумму специалист назвал «достаточно гуманной».
Сложная система подсчета вызывает немало нареканий, поскольку нуждается в тщательной подготовке членов избирательных комиссий, которые получат усложненные по форме протоколы и математически более сложную систему подсчета и распределения голосов. «Когда члены комиссии занимаются самодеятельностью, а не действуют в соответствии с рекомендациями, проблемы во время подсчета возникают и с более простыми системами, — говорит голова КИУ. — Рано или поздно мы все равно должны были прийти к такой системе. Ею пользуются страны балтии, Польша, Словения и т.д. Если у них получается, то почему мы не можем этого делать? Нельзя говорить, что страна не готова к таким выборам, это неотвратимо».
Авторы отмечают, что при разработке проекта были учтены рекомендации Венецианской комиссии. Следует отметить, что одним из главных требований Запада, отмеченных в евроинтеграционной карте для Украины было урегулирование избирательных процессов путем разработки Избирательного кодекса. По словам Черненко, Проект сделан с поправкой на это пожелание. «Основой для настоящего акта служил наработанный уже проект Избирательного кодекса», — констатировал он.
Кроме того, эксперт отметил, что проектом предусмотрена и возможность голосования для временно оккупированного Крыма — он объединен в один округ с Херсоном и нестабильного ныне Донбасса. Вопрос лишь в том, нажмут ли депутаты на кнопку «за» для принятия проекта, который изменит не только избирательную систему, но и партийную, и, собственно, хватит ли политической воли для назначения самих внеочередных парламентских выборов.
КОММЕНТАРИИ
«ВЫБОРЫ МОГУТ БЫТЬ ПРОВОЗГЛАШЕНЫ В НАЧАЛЕ ОСЕНИ, А ПРОВЕДЕНЫ — В КОНЦЕ ОСЕНИ — В НАЧАЛЕ ЗИМЫ»
Михаил БАСАРАБ, политолог:
— Есть несколько групп политиков, которые не поддерживают идею проведения внеочередных парламентских выборов. Во-первых, в этом не заинтересованы представители бывшей команды Виктора Януковича, которые представляют Партию регионов. Во-вторых, политические силы (например, «Свобода»), которые могут снизить или вообще не сохранить свое представительство в Верховной Раде.
Очевидно, что в быстрейшем проведении парламентских выборов по состоянию на сегодня не заинтересован также и Петр Порошенко (несмотря на заявление). Мне представляется, что он будет пытаться сформировать лояльное к себе большинство на основе нынешнего созыва Верховной Рады Украины. Если у него это выйдет, то, безусловно, Петр Алексеевич начнет активно педалировать тему внеочередных парламентских выборов.
Конечно, есть определенная политическая среда, которая заинтересована в проведении внеочередных парламентских выборов. Прежде всего, таким политиком является Юлия Тимошенко. Идти на выборы хотят также лидеры определенных политических проектов, которые получили неплохие результаты в президентской кампании. Олег Ляшко, Анатолий Гриценко и Сергей Тигипко — одни из тех, кто имеет высокие шансы провести свои политические силы в Верховную Раду. Плюс ко всему есть еще группа более мелких политических проектов, которые также имеют возможность побороться за свое представительство во ВРУ.
Впрочем, ввиду того, что Президент и самые богатые в нашем государстве, скорее всего, не заинтересованы в том, чтобы выборы во ВРУ состоялись как можно быстрее, объединение их интересов снижает вероятность проведения выборов в ближайшее время.
Думаю, вероятнее всего, выборы могут быть объявлены на начало осени, а проведены — в конце осени — начале зимы. На протяжении следующих месяцев Президент поймет, что с нынешним составом парламента ему вряд ли удастся работать эффективно и соответственно изменит свою тактику в вопросе проведения внеочередных парламентских выборов. Но для этого нужно определенное время.
«МЕЖДУ РАЗНЫМИ ПОЛИТСИЛАМИ ИДЕТ БОРЬБА ЗА ТО, КОГДА ПРОВОДИТЬ ВЫБОРЫ С ЦЕЛЬЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ»
Анна ГОПКО, общественная активистка:
— Есть разные политические группы и кланы, у которых есть свое виденье того, в какое время проводить выборы. Очевидно, что здесь интересы даже в самой коалиции очень расходятся. Споры идут между теми, кто хочет проведения выборов уже осенью и теми, кто предпочитал бы перенести их до следующей весны, чтобы до той поры подтянуть свои рейтинги и рейтинги собственных политических сил (тот же Порошенко).
То есть борьба между представителями разных политических сил идет за то, когда проводить выборы с целью удовлетворения их собственных интересов. Но есть еще интересы общества. Пример того, как трудно ныне проходит голосование за реформаторские законы, говорит о том, что обновить состав парламента и дать возможность новым политическим элитам туда прийти просто необходимо. Однако для этого нужно внести изменения в правила игры. На этом настаивают и международное сообщество, и общественность внутри страны.
Например, нам важно открыть партийные списки для голосования в многомандатных избирательных округах, что позволит голосовать за кандидатов из списка. Также сегодня мы понимаем, что на переходном этапе развития государства, целесообразным было бы снижение избирательного барьера от 5 до 3%, чтобы обеспечить возможность появления во ВРУ новых политических сил. Ведь если выборы будут уже осенью, то без огромных финансовых ресурсов (привязка к олигархам) и отсутствия медийной поддержки, преодолеть этот барьер будет крайне сложно.
Важна также финансовая прозрачность выборов и государственное финансирование политических партий. Еще перед президентскими выборами был зарегистрирован законопроект относительно того, чтобы кандидаты в Президенты и ныне различные политические силы должны обнародовать источники денежного залога, проводить промежуточную отчетность до голосования о поступлениях и расходах из избирательных фондов.
Что же касается перспективы проведения внеочередных парламентских выборов, то, думаю, они таки будут проведены до конца этого года.
«ЛУЧШИМ ВАРИАНТОМ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ В МАРТЕ СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА С ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ВНЕСЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ»
Игорь КОЛИУШКО, председатель Центра политико-правовых реформ:
— Состояться досрочные парламентские выборы могут, скорее всего, в октябре. Основания их назначения Президентом определены в 90 статье Конституции. Легче всего воспользоваться пунктом, связанным с отсутствием в Верховной Раде коалиции депутатских фракций и невозможностью ее сформировать в 30-тидневный срок. На этом основании, собственно, можно объявлять выборы и проводить их. А вот вопрос, готово ли общество к этим выборам — у меня вызывает значительно больше сомнений.
Во-первых, я считаю, что избирательный закон, который действует ныне, не лучший для парламентских выборов. Он построен на сочетании пропорциональной системы с закрытыми списками в общенациональном округе и мажоритарной системой в одномандатных округах. Обе эти системы дают не лучшие результаты и порождают коррупцию, административное влияние, подкуп избирателей и тому подобное.
Во-вторых, есть проблема понимания людьми того, какие политические силы и с какими программами идут на эти выборы. Здесь у меня возникает еще больше вопросов. Для примера, какая политическая сила будет воплощать в жизнь те цели, которые сегодня называются целями Майдана? Ведь многие активисты Майдана говорят, что те политики, которые представлены сегодня в Верховной Раде, не реализуют цели и задачи Майдана. И здесь возникает логический вопрос: а какая же политическая сила будет их реализовывать? У меня ответа на этот вопрос нет и выборы в Киеве, например, показали, что никакой готовности общества голосовать за новые политические силы, которые бы принципиально отличались от тех, которые представлены сегодня во ВРУ, нет. Поэтому вопрос далеко не однозначный.
Кроме того, если мы ныне и возьмем курс на досрочные парламентские выборы, то это будет означать, что мы откладываем, минимум на год, внесение изменений в Конституцию и, мне кажется, что потери, которые мы понесем от этого решения, будут значительно тяжелее, чем компромиссы, которых можно достичь ради проведения этих реформ.
На мой взгляд, более оптимальным и лучшим вариантом является проведение выборов в марте следующего года с предварительным внесением изменений в Конституцию.