Начало весны обозначилось в политической жизни волной партийных съездов, которые воспринимаются большинством экспертов как подготовительный этап будущей предвыборной кампании. И не без оснований, поскольку в их ходе были задействованы элементы так называемых избирательных технологий. По мнению специалистов, на основании увиденного и услышанного во время последних публичных политических акций можно утверждать, что традиционные агитационные стратегии все чаще сочетаются с новыми — в частности, из области воздействия на подсознание избирателей. О «техническо-технологической» стороне отечественной политики, особенностях грядущего избирательного процесса и украинского политического консалтинга в интервью корреспонденту «Дня» рассказывает начальник департамента политической социологии Европейского института интеграции и развития Ирина РОЖКОВА.
— О каких тенденциях развития политических технологий можно судить на примере недавних партийных съездов?
— У этих партийных форумов есть, как минимум, две основные причины: прагматично- ситуативная и долгосрочная. Первая вызвана необходимостью внесения косметических изменений в партийные уставы в связи с начавшейся с 1 апреля перерегистрацией политических партий (дабы избежать формального повода к дисквалификации накануне президентских выборов). Вторая — долгосрочная, связанная, собственно, с президентскими выборами и выдвижением своего или поддержкой более сильного кандидата.
Вообще, партийные съезды во многом сродни военным парадам. Тут важно продемонстрировать как членам партии, так и конкурентам, и уж тем более избирателям, единство собственных рядов, заряд партийного оптимизма, наличие передовых технологий, «самого-самого» лидера, сформулировать перспективы (как партийные, так и страны). Внешний, демонстрационный момент очень важен, так как на съезде можно увидеть множество вещей, которые нельзя увидеть ни в каком другом месте. Во-первых, по месту проведения съезда опосредованно можно судить о том, на какое место (центральное, скромное «сбоку» или на политической галёрке) претендует данная партия. (Кстати, знание этого незатейливого и не афишируемого правила делает опытных партаппаратчиков железобетонными в выборе места проведения съезда).
Еще более сакральным является деление зала на президиум и остальных слушателей. Самый верный способ определения внутрипартийного рейтинга влиятельности — распределение мест в президиуме, последовательность выступающих. В этом смысле является показательным отсутствие президиума на форуме «Нашей Украины». Это выглядело довольно двусмысленно: с одной стороны, сломлен стереотип доминирования одних партийцев над другими (то бишь, это намёк на партийную демократию), с другой — за этим может скрываться подсознательная неготовность выделить партийное ядро будущей партии (о намерении создать которую говорил лидер «Нашей Украины» Виктор Ющенко).
Элементы грамотного «выстраивания» партсъездов — отдельная отрасль политконсультирования. Классность проведения съезда позволяет судить об уровне профессионализма как партийных аппаратов, так и самих лидеров. А о высоком профессионализме подготовки съезда можно говорить, если у его участников, гостей и зрителей создается впечатление естественности происходящего.
— Предполагает ли грамотное выстраивание политических публичных акций наличие определенного «протокола», в котором буквально до мелочей расписан каждый шаг церемонии?
— Однозначно — да, если мы говорим о том случае, когда сценарием и организацией занимаются специалисты. Даже то, что покажется широкому кругу непосвященных накладкой, экспромтом, может на самом деле быть хорошо просчитанным элементом, работающим на общую задачу повышения имиджа партии, лидера.
— Можно ли по такому сценарию узнать «почерк» автора — политтехнолога?
— Можно. Точно так же, как можно отличить китайский ширпотреб с Троещинского рынка от фирменной одежды. Профессионал всегда видит «почерк» коллеги (если тот, разумеется, умеет писать). Кстати, настоящие креативщики предпочитают не афишировать своего участия в подобных мероприятиях, соблюдая одно из профессиональных правил: весь успех — заказчику, специалисту — проблемы заказчика.
— Всегда ли форма («упаковка») публичных акций соответствует «содержанию» той или иной политической силы?
— Здесь все по классику: каждое содержание должно быть оформлено, каждая форма должна иметь содержание. Люди так устроены, что большинство информации (около 70%) воспринимают визуально и существуют определённые правила этого восприятия. Выбранная стилистика может работать как на партию, так и против нее. Вспомним недавно прошедший чрезвычайный съезд депутатов всех уровней от объединенной оппозиции. Та обстановка секретности, невероятные трудности, которые преодолевали, стремясь туда попасть, те, кто не был делегатом, выполняли вполне объективную функцию консолидации идеологически довольно разнородных собравшихся и противопоставления ими себя в качестве силы, вынужденной таким образом отгораживаться от возможных посягательств власти. А что, в общем-то, сказали нового? Тут важна была именно демонстрация факта единства оппозиции.
Довольно неожиданным был, на мой взгляд, выбор, например, «Трудовой Украиной» фирменной цветовой гаммы одного из операторов мобильной связи (этот выбор останется на совести того, кто это предложил и аргументировал). Однако то, что он, мягко говоря, не приблизил означенную партию к тем, на легитимацию чьих интересов она претендовала, сомнений не оставляет.
Относительно связи формы и содержания в украинской политике, могу сказать, что когда число политиков, обращающихся к услугам пластических хирургов, начнёт приближаться к числу политиков, думающих о политическом лице партии, возможны некоторые изменения в стране.
— Согласны ли вы с теми, кто прогнозирует, что в ближайшем будущем помимо привычных политтехнологий будут широко использоваться методы влияния на подсознание слушателей, в нашем случае — избирателей?
— Как вам сказать... Если внимательно присмотреться к некоторым политикам, то можно увидеть положительные результаты корректирования, как это принято называть, ограничений (бегающий взгляд, невнятная речь и т.д.). В 99 случаях аргумент пресловутого «25-го кадра» нужен проигравшей команде, чтобы смягчить (перевести) свою ответственность. Если бы его не было, то был бы придуман, допустим, «17-й неслышный писк», якобы «программирующий» слушателей на определённого кандидата.
— Многие новинки в сфере избирательных технологий поступают к нам из-за рубежа. Среди них, по мнению некоторых политпсихологов, — технология «мультипликации объекта» (такое себе «шоу в американском стиле»). Насколько актуальным и эффективным будет этот технологический метод во время предвыборной гонки — 2004?
— Во время будущей президентской гонки будет эксплуатироваться всё. Президентские выборы — борьба индивидуальностей, отягощенных набором капиталов (ресурсов) и команд. На этом этапе партии будут «работать» на лидера, два года спустя им придётся поменяться ролями. Вообще же степень идеологической мобилизации в Украине от выборов к выборам слабеет. Наиболее прагматично к этому вопросы подходят те, кто баллотируется по партийным спискам (то есть потенциальные помощники кандидатов на президентских выборах), но это тема уже другого разговора. Что же касается технологий, то ими, как правило, увлекаются (не в обиду будет сказано) ремесленники. На мой взгляд, избирательная кампания все-таки, в значительной мере — искусство. Во всяком случае, когда кампания совершенно лишена креатива, от ставки на навязчивую рекламу (построенную пусть даже по самым «свежим» технологиям), трудно ожидать прорыва. Тут важно не только что повторять, но и как именно.
— Возможно, перенимая зарубежный опыт, стоит делать поправку на «украинское восприятие»? Если да, то что необходимо учитывать?
— Считаю, что следует не поправку делать, а брать за основу. Кандидат становится интересным избирателю, если его «цепляет». К примеру, в одном из мажоритарных округов на Востоке Украины уже третьи выборы подряд регистрируются однофамильцы кандидата, когда-то проведшего там добротную избирательную кампанию.
А искусство «зацепить» не может строиться на искусственной основе. Как показали последние парламентские выборы, недостоверный образ как политика, так и партии избиратель интуитивно разоблачает. В стране, где значительная часть отношений по жизнеобеспечению в тени, способность видеть подтекст вырабатывается на уровне инстинкта, не перебиваемого политтехнологиями, тем более зарубежного производства. Те, кто рассчитывал на виртуальные политические проекты, наверно, уже осознали их экономико-политическую нерентабельность.
— В одной из своих статей в столичной прессе вы сказали, что гражданам будет на пользу акцент главных политических игроков не на пиар- технологиях, а на более конкретных для потенциальных избирателей вещах. Что вы имели ввиду?
— Как рядовому избирателю, мне глубоко не всё равно, под чьим руководством придётся жить ближайшие пять лет. Это как брак по расчету. С лица кандидата воды, как говорится, не пить. А вот стоят ли за претендентом на главную должность страны конкретные дела, и как каждый из нас для себя (лично) их оценивает сегодня и в перспективе — это уже нормальный расчёт человека, собирающегося и дальше жить в Украине.