Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Выборы окончены. Забудьте!

9 ноября, 2010 - 18:31

Конфигурации большинства, которые через месяц-другой вырисуются в местных и областных советах, будут иметь очень мало общего с волеизъявлением избирателей

И вот сегодня, когда местные выборы (которые на самом деле были не только местными, но и региональными) находятся от нас на почти двухнедельной дистанции, многие чудаки продолжают разговоры о степени демократичности этих выборов и о количестве представленных в избранных органах представительской власти политических сил. Кто-то прогнозирует, как отразится тот или иной расклад сил в советах на жизни тех или иных регионов; кто-то вырисовывает на бумаге варианты разных коалиций в местных советах; кто-то уже соотносит прошедшие выборы с предстоящими парламентскими, которые неизвестно когда состоятся, — и так далее, и тому подобное.

А над толпой аналитиков и политиков звучат — откуда-то сверху, едва ли не с поднебесья — констатации фактов, которые должны развеять оппозиционную тоску и превратить ее в конструктивное сотрудничество. Мол, чего вы еще хотите, Партия регионов не забрала же себе большинство во всех советах, а если и были отдельные огрехи на выборах, то это проявления специфики украинской демократии...

Собственно, когда к слову «демократия» добавляют какое-то прилагательное и имеют в виду не специфическую партийную идеологию, а общее состояние народовластия в стране, то это уже вызывает серьезные размышления. Была «пролетарская демократия», потом «арийская», потом «народная», потом «управляемая» и «суверенная», а теперь вот «специфическая»... Интересный ряд, ничего не скажешь. Не менее «весомым» является и тезис о том, что Партия регионов не забрала «под себя» все советы — в свое время в коммунистической Польше и в ГДР существовала видимая многопартийность, более того, даже в современном Китае она существует и никогда не исчезала, даже во времена «культурной революции» — Компартия плюс восемь «демократических» партий. Но дело не в символичных жестах и не в почти сакральных словах из политического лексикона — дело в деяниях власти за последнее время.

Еще в середине сентября на основе анализа этих деяний можно было уверенно сказать, что результаты выборов уже искажены, точнее, они априори не будут отвечать общественным настроениям. Ведь избирательная кампания разворачивалась с использованием таких «технологий», которых не было в Европе, наверное, ни разу после второй половины 40-х годов (то есть, после волны установления сателлитных просоветских режимов): аресты потенциальных конкурентов на самих выборах и знаковых деятелей, создание фальшивых партийных ячеек, запрещение массовых собраний, срыв уже собравшихся митингов, отказ в регистрации или снятие уже зарегистрированных конкурентов и тому подобное. То есть, массовый избиратель — тот, который к Партии регионов и ее сателлитам был неблагосклонен, — далеко не везде имел возможность проголосовать за тех, за кого хотел. А потому и явка оказалась ниже всех предыдущих украинских избирательных упражнений.

Еще более снизили явку избирателей прогнозированные (скорее, впрочем, спланированные) заранее сложности в работе избирательных участков — неквалифицированные комиссии, неудобные помещения, неминуемые очереди). При этом, ощутимое преимущество, как всегда в подобных случаях, получил «железобетонный» электорат — Партии регионов, коммунистов, «Свободы», некоторых де-факто региональных партий. Те, у кого отсутствуют сомнения в своих избранниках, проголосуют при любой избирательной погоде. Тот же, кто до конца не уверен в своем выборе (а таких сегодня очень много, именно среди демократически настроенного электората), далеко не всегда готов простоять два часа в очереди за бюллетенем. А в придачу у всех еще живы воспоминания о «тушках» в Верховной Раде — и где гарантия, что на местах и в регионах будет иначе?

Также заранее было понятно, что голоса «правильно» подсчитают — и для этого существуют все необходимые «щели» в новейшем законодательстве. Ведь оно дало абсолютно легальное основание для формирования избирательных комиссий по всей Украине под контролем трех партий правительственной коалиции, которая теперь зовется «большинством». Эта возможность была использована в полной мере, более того, кое-где решили не играться с трехпартийностью а-ля коммунистическая Польша, а сразу сформировать комиссии исключительно из членов одной партии, например в Донецке. И что интересно: кто-нибудь из однопартийцев схватил за руку слишком усердных ребят, объяснил, что они перестарались? Нет, конечно...

Кстати, в отличие от всех предыдущих выборов, какими бы бурными они ни были, сейчас официальный веб-сайт Центризбиркома чудесным образом перестал работать именно тогда, когда начался подсчет бюллетеней для установления результатов местных и региональных выборов.

При таких обстоятельствах то, что голосовать пришло около половины избирателей, — настоящее чудо (хоть кое-кто из наблюдателей и утверждает, что реальная явка не превысила 40%, но это тоже много). «Голосование ногами» — в этом сошлись как большинство граждан, так и «партия власти» (которая реально чуть шире Партии регионов). Граждане — потому что были уверены, что от них все равно мало что зависит, ведь те конфигурации фракций, которые через месяц-другой вырисуются в местных и областных советах, будут иметь очень мало общего с волеизъявлением избирателей; руководство Партии регионов — потому что при низкой активности электората легко проходят кандидаты от консолидированных властных сил, даже имея за собой 8—10% от общего количества избирателей (все остальные голоса «размазаны», потому что те, кто гордо зовет себя «демократами», уже традиционно неспособны договориться между собой...). Тем-то рядовой избиратель и мудрее тех политологов и политиков, которые сегодня рисуют схемы деятельности тех или иных политических сил в советах соответствующего уровня; какие там схемы? Какое там разнообразие? Какие там баталии? Все в советах и мэриях очень быстро будет — за редкими исключениями — «под колпаком» госадминистраций. Дай Бог, чтобы большинство задекларированных оппозиционеров в новых советах смогли вести борьбу хотя бы с «отдельными недостатками, кое-где имеющими место».

Вывод из всего этого неутешительный: в населенных пунктах и в регионах страны реально отсутствует представительская власть, потому что ее органы представляют меньшинство избирателей, и не просто меньшинство, а абсолютное, приближенное — в смысле опоры действий мэров и советов — к нулю (потому что те 8—10%, с которыми проходили многие кандидаты или партии — лидеры выборов по спискам, в основном оборачиваются еще меньшим процентом экономически активного населения...). Поэтому шансов действовать эффективно у местной и региональной власти мало — даже если бы ей этого хотелось. Вот такая «специфическая демократия» по-украински...

А в то же время, такая печальная ситуация содержит в себе потенциал для успешной деятельности мощной оппозиции различных идеологических направлений. Даже «борьба с отдельными недостатками», как в советские времена, — это что-то реальное. Именно в пространстве такой борьбы и зародились — не в меньшей степени, чем в диссидентской среде — массовые общественные движения времен перестройки, которые потом смели коммунистическую систему. Кроме того, политическим активистам место сейчас не столько в советах, сколько «в поле», где происходят столкновения горожан с осатаневшими застройщиками, где рейдеры «прессуют» местных бизнесменов, где едва ли не в каждом городе стоят дома без горячей воды, без отопления, а то и без электричества. Власть априори будет пренебрегать интересами простых граждан, так как она приложила все усилия, чтобы пренебречь их волеизъявлением, — но если оппозиция будет действовать и в органах самоуправления (пусть ее там негусто), и в СМИ (даже при нынешней цензуре в большинстве из них, то есть, при соответствующей «редакционной политике» это, в некоторой степени, возможно), и, образно говоря, «на улице», и в пока еще немногочисленных, но реальных структурах самоорганизации жителей на уровне кварталов и микрорайонов, то сдвиги станут фактом по всей стране. При этом будут делаться необходимые простым гражданам вещи. Ведь если реально отсутствует представительская власть, то следует найти ей замену, нужно выстроить эффективные механизмы защиты элементарных прав и интересов рядовых украинцев. А не считать до умопомрачения места в советах и комбинировать с распределением пусть и мелких, но властных полномочий.

Сергей ГРАБОВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ