В России традиционно власти не отмечают годовщину попытки государственного переворота — ГКЧП 19 — 21 августа 1991 года, который ускорил развал Советского Союза. И это понятно, ведь нынешний хозяин Кремля Владимир Путин назвал это событие крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века. Наверное, по-другому полковник КГБ и думать не может. Но только не надо ему расписываться за бывшие республики СССР, в частности — и Украину, население которой имеет совсем другое мнение по поводу этого «катастрофического» для Путина события.
Прошло 23 года после ГКЧП, своеобразного Майдана в столице СССР, интересно, как сейчас сами россияне относятся к этому неудавшемуся путчу. Согласно опросу ВЦИОМ «Левада-Центр», 41% опрошенных россиян считают, что августовский путч — это «трагическое событие, имевшее гибельные последствия для страны и народа».
«День» обратился к украинскому и российскому экспертам с просьбой пояснить, почему россияне не извлекли уроки из этого драматического события.
«РОССИЯНЕ ПРОЯВЛЯЮТ ПОЛНОЕ НЕПОНИМАНИЕ ТОГО, ЧТО ТАКОЕ РОССИЯ, И КАКОЙ ПУТЬ ОНИ ПРОШЛИ ЗА ЭТИ 20 ЛЕТ»
Лилия ШЕВЦОВА, ведущий научный сотрудник Московского центра Карнеги:
— Если взглянуть на август 1991 года и ГКЧП с нынешней исторической точки зрения, уже имея контекст войны России против Украины, а также поворот путинской России в прошлое, то мы можем сделать один вывод — о полном отсутствии понимания россиян, в каком обществе они живут и существуют, о дезориентации и деморализации в отношении настоящего, будущего и прошлого. С учетом нынешнего исторического опыта россияне смотрят в 1991 год и начинают не то что пересматривать свои тогдашние взгляды и позиции, они проявляют полное непонимание того, что такое Россия и какой путь они прошли за эти 20 лет.
Тот факт, что 41 % опрошенных считают августовский путч «трагическим событием, имевшим гибельные последствия для страны и народа», еще ничего не говорит об этом народе — россиянах. Это говорит о том, что они считают: все, что поколебало в 1991 году Советский Союз и привело к его распаду, является трагедией. Но как они рассматривают результаты этой трагедии, все еще неясно. Конечно, существует и усиливается ностальгия российского общества по статус-кво, по какой-то стабильности, их страх перед непредсказуемостью, перед хаосом, перед войной. И страх войны усиливается.
Естественно, нынешняя Россия возвращается в совковость, в я — в Советский Союз. Но в то же время полностью говорить об одной тенденции, о том, что Путин загнал Россию в Советский Союз, было бы, пожалуй, упрощением. Потому что в этом опросе «Левада-Центр» 57 % считают, что в конфликте были неправы и ГКЧП, и Борис Ельцин. По сути, большая часть российского населения говорит: «Чума на оба ваши дома». 57 % не считают, что советская элита, которая хотела возвратить распадающуюся страну в традиционный Советский Союз, была права. Но в то же время они не считают, что Борис Ельцин был прав. И в этом они правы, потому что Борис Ельцин был одним из архитекторов путинской России. Он передал Путину власть и создал условия для путинского режима. Именно Борис Ельцин был конституционным основателем путинского режима, воссоздав самодержавие, которым воспользовался Путин. И люди понимают: что-то было не то с ельцинской революцией, если 57% отрицают Советский Союз и то, что сделал Борис Ельцин.
«ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ ПУТИНА — ОЧЕНЬ ХРУПКАЯ»
— Но есть еще одна цифра в этом опросе. Посмотрите, 83 — 85% поддерживают Путина, и одновременно — парадокс — 47 % уверены, что страна идет не туда. Почти половина тех, которые поддерживают Путина, считают, что он ведет страну не туда. Это говорит о драматическом, мучительном, раздвоении сознания, которое в психологии называют когнитивным диссонансом, когда одна часть мозгов противоречит тому, что происходит в другой части мозгов. И эта цифра 47 % (Россия идет не туда) говорит о том, что собственно военно-патриотическая мобилизация Путина — очень хрупкая. Люди поддерживают Путина в силу каких-то причин, возможно, опасаясь, что если они не будут его поддерживать, развалится Россия и падет государство. Потому что в ментальности россиян — в государстве есть лидер, но в то же время они недовольны и не уверены. И эта цифра еще более драматична, потому что 47 % недовольны тем, в каком направлении Россия движется, но недовольны каждый по-своему. У них нет консенсуса общего понимания того, чем они недовольны. Другими словами, эти 47% являются дезориентацией российского общественного мнения. Но в то же время, несмотря на полную дезориентацию, деморализацию, некоторые цифры, касающиеся ГКЧП, когда люди отказываются от положительного отношения как к инициаторам ГКЧП, так и к ельцинистам, показывают, что в этом есть рациональное зерно. Люди понимают, что прежние надежды не оправдались и что, по сути дела, Россия пошла не в том направлении, на которое наделялись демократы. Только 9% респондентов назвали события августа 1991 года «победой демократической революции, покончившей с властью КПСС». Они были наивными людьми, которые считали, что тогда произошла демократическая революция, а большинство уже, возвращаясь к распаду Советского Союза, видят, что ни демократы, ни ельцинисты, ни 1990-е годы не были демократическим направлением. То есть у людей произошла переоценка этого периода. И они ищут новую оценку этой реальности. И, в принципе, они отказываются позитивно относиться ко всем политическим участникам того периода.
«НАЙТИ АДЕКВАТНУЮ ОЦЕНКУ ТОГО, ЧТО ПРОИСХОДИЛО С ОБЩЕСТВОМ, МОЖНО ТОЛЬКО ОСМЫСЛИВ СОСТОЯНИЕ, В КОТОРОМ ТЫ НАХОДИШЬСЯ СЕГОДНЯ»
— Переосмыслить историю и, наконец, найти адекватную оценку того, что происходило с Россией, с обществом, можно только осмыслив состояние, в котором ты находишься сегодня. А сегодня российское общество абсолютно издергано, абсолютно деморализовано, оно совершенно не понимает, кто они — постсоветские люди. Они не понимают, какова политика Путина, они объяты страхом, не уверены, они живут в военной стране, которая воюет с так называемым братским народом. Представляете, какое разорванное сознание должно быть у российской нации, у российского общества, если они, с одной стороны, верят, что украинцы — братский народ, а с другой стороны, правда, не в массовом количестве, поддерживают агрессивные военные действия против братского народа. Никогда Россия не была в таком противоположном сознании, в таких противоречивых чувствах. И мы не знаем, как Россия из этого выйдет. Естественно, она не может оценить адекватно прошлое, если она не адекватна. Это — помрачение ума; это, как мы говорим по-российски, «выброс мозга». Российское население потеряло всякое ощущение реальности и адекватности. Через телевидение, зомбирование, промывку мозгов, несчастным россиянам дали компенсацию в виде этой войны, которую они не могут понять. И эта война мешает их рациональному осмыслению того, кем они являются. И что станет результатом «выброса мозга», мы не знаем. Но мы знаем одно, что, получив в виде войны компенсацию своих проблем и несчастий, а потом, столкнувшись с повышением цен, тарифов, они забудут о войне с Украиной и начнут думать о собственных проблемах, о кошельке, детях, здоровье, дорогах, местных бюджетах, и вот тогда эта нация, которую превратили в нацию индивидуумов, которые враждебно относятся к миру, может приобрести враждебное отношение к власти, ее обманувшей. Это будет уже не кантианский мир, не кантианское общество, а гобсовское общество, и, очевидно, власти придется узнать всю силу гроздьев гнева этой нации, которую превратили в людей с «выбросом мозга».
«ИМЕННО ЭТО СОБЫТИЕ ПОМОГЛО РЕШИТЕЛЬНО УНИЧТОЖИТЬ И ПОХОРОНИТЬ ОБЛОМКИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ИМПЕРИИ»
Юрий ЩЕРБАК, дипломат, публицист:
— ГКЧП, по моему мнению, был последним формальным поводом для окончательного разрушения советской империи, которая подходила к своему концу и «дышала на ладан». Находясь в Москве, я тогда остро чувствовал, что страна, которая называлась Советским Союзом, стоит на грани распада, но ей не хватало небольшого толчка. Она продолжала свое существование по инерции — это похоже на космический корабль, который развалился в космосе, но его обломки еще продолжают лететь по той же траектории, не разлетаясь в разные стороны.
21 АВГУСТА 1991 ГОДА. МОСКВА / ФОТО С САЙТА YELTSINCENTER.RU
Ясно, что ГКЧП, с точки зрения имперского и коммунистического, является крайне неудачной попыткой сохранить СССР. Но эта попытка была неудачной не только из-за ее плохой подготовки и слабой обеспеченности силовым компонентом, но и из-за того, что уже тогда страна существовала в новом качестве. В то время республики уже почувствовали возможность свободы, среди национальных элит росли настроения побега из империи, которая не могла обеспечить процветание, перспективы и безопасность их народам. Поэтому, с точки зрения истории, нужно положительно оценить то, что произошло, потому что именно это событие помогло решительно уничтожить и похоронить обломки коммунистической империи. Без ГКЧП этот процесс был бы замедлен, и неизвестно когда Украина объявила бы о своей независимости. Это был ключевой момент, который сыграл свою роль на финише СССР.
Понятно, что на шовинистических и ура-патриотических настроениях, которые сегодня господствуют в РФ, граждане будут негативно оценивать тогдашние события. Сегодня россияне проклинают ГКЧП, потому что это была действительно формальная точка истории тогдашней советской империи, и это также предостережение для империи нынешней: придет время и что-то подобное тем событиям снова случится в России. Очень точно высказался Андрей Пионтковский: «ГКПЧ 91 стал на колени на третий день и маршал Язов в тюремной робе просил прощения у Раисы Максимовны. ГКЧП 14 так даже и не попробовал подняться с колен». Фактически, своеобразное ГКЧП в России произошло снова, потому что такой сильный поворот внешней и внутренней политики РФ является неожиданным, особенно для Запада, который привык к мифам о том, что Россия идет демократическим путем, а Путин — нормальный партнер, с которым можно договариваться. То, что случилось, — это в известной мере переворот, удачный для империи в настоящее время. Именно так можно рассматривать ситуацию, которая началась в конце 2013 — начале 2014 года, когда Россия решила аннексировать Крым у независимой соседней Украины и начать против нее кровавую агрессию, которая продолжается до сих пор. С точки зрения истории, будет сказано, что какой-то кремлевский заговор действительно имел место, когда Путин принял это решение, потому что, очевидно, он делал это не единолично, а имел сторонников, которые поддерживают его поворот в мировой политике. Но это довольно драматический поворот, и неизвестно, чем все это закончится. Но я убежден, будет ГКЧП и на путинский режим — удачный или неудачный — сложно сказать, но то, что он обречен из-за сегодняшней агрессивной политики, — это можно утверждать однозначно. Возвращение Третьего рейха и сталинской империи не предвидится. Мир изменился — сейчас народы строят свою национальную и суверенную жизнь и не желают жить в составе никакой империи. И то, что глобализация тоже изменяет лицо мира — это факт. Поэтому нам нужно изучать историю, поставить ГКЧП 1991 года на свое место последней неудачной судороги империи и понять, что нынешний путинский переворот тоже закончится полным фиаско.
Доктрина, которую выражал Путин, заключается в том, что наиболее драматической датой в новейшей истории был распад СССР. Но, по моему мнению и по мнению многих демократов, это была самая счастливая дата в истории ХХ века — распад Империи Зла.
Сегодня Путин навязывает мнение о том, что попытки Ельцина и демократов перестроить Россию на демократических принципах были неправильными. Но много чего позитивного было сделано в России в то время — государство отказалось от многих имперских элементов. Ясно, что сегодня кремлевский диктатор не хочет об этом вспоминать и тем более положительно оценивать. И мы понимаем, как построено сегодняшнее общественное мнение россиян, потому что они зазомбированы телевидением, путинской пропагандой, и поэтому в обществе также продолжаются негативные оценки этого периода истории России. Но я убежден, что весь российский демократический опыт и потенциал не исчерпан, хотя сегодня он репрессирован и находится в очень неактивном состоянии. Но то, что происходило в СССР тогда, будет снова востребовано, историческая память не исчезнет, и новые поколения вернутся к опыту российских демократов.
В то время Россия, а не Украина стояла в центре мировой истории, хотя последняя предприняла решающий шаг к распаду Империи Зла. В центре СМИ стояли московские события, когда Ельцин на площади перед «белым домом» объявлял войну против ГКЧП и провозгласил демократическую Россию.
История так просто не проходит — она переосмысливается. Бывают моменты активные, пассивные, революционные, контрреволюционные, но все равно идея демократизации страны, которая почти не знала периодов демократического развития, жива и еще пригодится. Поэтому опыт того ГКЧП, который попробовал восстановить советскую империю, а стал шагом к ее окончательному развалу и началу российской демократической революции, еще будет востребованным.