Гражданин формируется со школьной скамьи. Это засвидетельствовала прошедшая на днях в Киеве очередная сессия «Парламента детей города Киева», где молодежь со многих регионов Украины решала совсем недетские вопросы.
О том, что такое «детский парламент» и чем он интересен старшеклассникам, поведали «Дню» сами участники форума. В своих рассказах они особо подчеркивали, что эта организация, прежде всего, общественная, хотя у юных «парламентариев» имеются и свои политические пристрастия. «Детский парламент» — это, прежде всего, отличная школа самоуправления, где решаются вопросы досуга, экологии, права и образования.
Такие формы объединения детей существуют уже во многих городах и районах страны и поддерживаются местными органами власти. Молодые политики успешно осваивают международный опыт, налаживая сотрудничество со своими ровесниками из России, Канады и Беларуси.
О том, что движет подростком при выборе подобного вида общественной деятельности, «День» попросил рассказать молодого парламентария из Днепропетровска Владимира Грызодуба. «На каком-то этапе подростку становится тесно в треугольнике «школа-дом-секция», — говорит школьник. — Этот треугольник дает только лишь опыт накопления. А хочется уже отдавать и созидать. Кроме того, школа детского парламентаризма дает прекрасную психологическую закалку и базу для воспитания качеств лидера. Мы приходим в «малую» политику, чтобы проявить себя в дальнейшем в «большой».
«Мы совершенно новое поколение, — говорит Владимир. — И то, что происходит у взрослых, весь этот черный пиар, которого на этих выборах было очень много, нам не очень нравится. Надеюсь, когда мы придем в большую политику, его там не будет вообще».
Но от политических страстей не застрахованы даже юные парламентарии. Что и продемонстрировал круглый стол, закрывавший форум. Пока рассматривались вопросы, которые действительно объединяют общество (борьба со СПИДОМ, здоровый образ жизни, экологическая безопасность), все было спокойно. Совершенно недетский «взрыв» произошел, когда был поднят вопрос о придании русскому языку статуса второго государственного. Как только представители молодежного Блока Литвина лишь допустили возможность проведения языкового референдума, молодой политикум закипел и зал сразу же разделился. Главный аргумент защитников референдума состоял в том, что, так, мол, у нас исторически сложилось, что половина населения говорит на русском. Это вызвало бурную реакцию украиноязычной аудитории, которая требовала сначала восстановления исторической справедливости, а потом и изменения сложившейся ситуации, в которой защиты и развития требует как раз украинский язык.
Этот пример еще раз показал, что вопрос языка действительно пора оставить в покое, если он раскалывает даже детей. А некоторым большим политикам следовало бы давно уже понять, решение каких проблем действительно объединяет Украину, а каких — разъединяет. И если не хватает своего опыта, обратиться за этим опытом к детям.