Наше государство заняло первое (!) место в мире за количеством погибших от взрывов противотранспортных мин. Сзади нас очутились даже Афганистан и Сирия. Такое заявление недавно сделал Кластер по вопросам защиты ООН. Соответствующий доклад был обнародован Женевским международным центром по гуманитарному разминированию.
Вот лишь некоторые грустные факты: от 2014 года было зарегистрировано свыше 1600 жертв взрыва мин и других взрывоопасных остатков войны (ВЗВ), свыше 200 000 детей в зоне вдоль линии разграничения постоянно подвергаются опасности травм и гибели. В прошлом году подрывы на минах, ВЗВ и боеприпасах, которые не разорвались, были основной причиной жертв среди детей. Учитывая то, что и до сих пор находят снаряды и мины времен Второй мировой войны, можно с уверенностью сказать, что «эхо войны», которое на нашу землю принес Путин, еще долго будет преследовать украинцев. Даже после завершения боевых действий.
В докладе в частности говорится, что наличие мин и боеприпасов, которые не разорвались, влияет на жизнь двух миллионов (!) людей на Востоке Украины, составляет угрозу жизненно важным объектам гражданской инфраструктуры, препятствует свободе передвижения, перекрывает доступ к средствам существования и ограничивает возможности для досуга детей. Ежемесячно количество жертв ВЗВ превышает количество пострадавших в результате активного конфликта. Эти факты и данные являются результатом длительного конфликта на Востоке Украины, где значительная площадь земель как на подконтрольной, так и на неподконтрольной правительству нашего государства территории наполненная минами и боеприпасами.
Безусловно, и Украина, и западные партнеры принимают согласованные меры для решения проблемы заминирования. Однако ряд критических проблем остается нерешенным. И если на свободной от захватчиков территории Украины ведется хоть какая-то работа по разминированию, то на оккупированной территории, как признают исследователи, почти не было употреблено никаких скоординированных действий по этому поводу.
«Для разминирования территории востока Украины нужны очень большие ресурсы, — комментирует «Дню» директор Центра исследований армии, конверсии и разооружения Валентин БАДРАК, — Но у нас есть уже определенные традиции в этом плане. Уже с начала 2000-х годов предприятие «Укроборонсервис» развивало это дело и имело в своей структуре соответствующие подразделы по разминированию. Украинские саперы принимали участие в разминировании на территории южного Ливана. В Крыму так же было много минирований еще со времен Второй мировой войны и они занимались разминированием. Относительно привлечения западных структур к этому делу, то думаю, что нужен микс работы украинских саперов и западных. Очень важно, чтобы здесь не играл коррупционный фактор. Важно, чтобы центральным моментом был не заработок какой-то компании, а качество и сроки разминирования. Если так подходить, то найдется работа всем. Вот только сделать это можно лишь после завершения войны. Но и после завершения войны, даже если Путин оставит восток Украины, разминирования будет длиться много лет».
Действительно, решить проблему разминирования безусловно нельзя без прекращения боевых действий. А прекращение боевых действий возможно лишь после того, как РФ оставит оккупированные территории. До того момента можно говорить лишь о частичных, локальных этапах разминирования.
Напомним, что всего с начала АТО группы разминирования ЗСУ обезвредили свыше 17 тысяч взрывоопасных предметов. Им удалось очистить около 25 гектаров сельхозугодий, 70 гектаров акватории, 1152 км автомобильных дорог и 712 км железных дорог.
По расчетам экспертов международных организаций, отечественных министерств и ведомств, которые были озвучены еще 9 ноября прошлого года на круглом столе в Северодонецке Луганской области, чтобы очистить территории Луганской и Донецкой областей от мин Украине придется потратить 10—15 лет.